Уровень урбанизации мира Субъекты рф с самым высоким показателем урбанизации
По удельному весу городское населения Россия стоит в одном ряду с высокоразвитыми государствами мира. Доля горожан...
Современные автомобили обильно наполнены всевозможной электроникой. Потому проведение компьютерной диагностики стало вполне обыденным явлением при ремонте автомобиля.
Не исключением являются автомобили ВАЗ 2110 с инжекторными моторами, провести проверку которых с помощью компьютеров, специальных адаптеров и программного обеспечения можно даже своими руками.
Давайте для начала разберемся, зачем проводить диагностику неисправностей и требуется ли это конкретно для вашего автомобиля.
Главным преимуществом диагностики является возможность сэкономить деньги, время и современные нервы. Если автомобиль начинает себя неадекватно вести, появляются какие-то посторонние звуки, нарушается стабильная работа двигателя, тогда есть два вариант:
Качество проведения диагностики на СТО зачастую мало чем отличается от самостоятельной проверки. Наличие у вас адаптера и кабеля для подключения устройства позволяет без постороннего вмешательства разобраться с неполадками собственного авто.
Обратившись на СТО, вам могут провести диагностику тем же самым оборудованием, только при этом запросят у вас приличную сумму денег. Если самому не контролировать ход проверки, мастера могут заявить об обнаружении других ошибок, которых в действительности не существует.
Результатом обращения на сомнительное СТО с целью диагностики могут стать серьезные финансовые затраты и длительное отсутствие автомобиля в вашем распоряжении.
Единственный вариант, когда стоит обращаться в автосервис — это отсутствие оборудование для диагностики и наличие хороших знакомых среди автомехаников.
Если вы решили проводить диагностику неисправностей своего ВАЗ 2110 самостоятельно, то вам потребуется несколько основных вещей для этой работы.
Устройство |
Особенности |
Это своего рода микросхема, заключенная в корпус. Она позволяет соединить «мозги» вашего автомобиля с компьютером и выдать соответствующую информацию на экран ноутбука или планшета |
|
Служит для соединения адаптера с автомобилем и компьютером. Обычно идет в комплекте с адаптером |
|
Компьютер |
При выборе компьютера опирайтесь на то, что у вас есть — стационарный ПК, планшет, ноутбук. Лучше переносной компьютер, поскольку соединять авто со стационарным ПК сложно. Не подойдут для диагностики кабели длиной более 5 м, так что учтите это при подключении к ПК |
Необходимое программное обеспечение можно найти на просторах Интернета, либо взять софт, предоставляемый в комплекте с адаптером. Проблем с поиском ПО нет сегодня никаких. |
Выбирая адаптер и кабель, принимайте во внимание особенности вашего автомобиля. Не все адаптеры универсальные. Для ВАЗ 2110 примером отличного адаптера служит ELM327. О нем поговорим позже.
Теперь разберемся, как все это вместе функционирует и как можно своими руками продиагностировать автомобиль.
Существенным достоинством диагностики является тот факт, что после нее вы точно знаете, с неисправностью какого характера вы имеете дело. Вам не придется перебирать половину автомобиля, чтобы отыскать источник проблем.
Компьютерную диагностику автомобиля можно разделить на три основных вида, один из которых непосредственно к ВАЗ 2110 отношения не имеет.
Вы решили провести диагностику. Но что и куда подключать?
На ВАЗ 2110 разъем для компьютерной диагностики (КД) располагается снизу рулевой колонки справа от водителя. Разъем носит название OBD. Эта информация существенно упрощает поиск подходящего адаптера.
Чтобы провести проверку, вам следует выполнить следующую последовательность операций:
Поскольку для проверки нам требуется колодка диагностики, то есть OBD, не лишним будет узнать об особенностях ее распиновки. Так вы легко разберетесь, как выполнять подключение:
Отдельно познакомим вас с адаптером ELM327, с помощью которого многие владельцы ВАЗ 2110 выполняют самостоятельно полноценную диагностику.
ELM327 представляет собой одну из последних разработок OBD. Данный сканер применяется проверки авто с помощью компьютера. Ключевое преимущество заключается в том, что устройство поддерживает все известные протоколы OBD и взаимодействует со много программами диагностики. Для связи устройства с компьютером используется кабель USB.
Программное обеспечение для ELM327 преимущественно бесплатное, хотя определенный софт доступен только за оплату.
Работа адаптера возможна на компьютерах с различной ОС. А именно:
Полноценно раскрыть возможности сканера можно только за счет правильно подобранного программного обеспечения. Для самостоятельной диагностики бесплатно доступен софт для сканирования КПП и двигателя. Коммерческие версии программ позволяют дополнительно проверять другие узлы автомобиля.
Давайте познакомимся с возможностями, которые предоставляет микросхема ELM327:
Проверка многих параметров работы автомобиля должна осуществляться на ходу. Не все адаптеры для этого приспособлены, потому важно выбирать соответствующее вашим требованиям оборудование.
Приобретая такой адаптер, вы получаете:
Для работы адаптера и получения информации вовсе не обязательно наличие мощного компьютера. Параметров простейших ноутбуков вполне достаточно, чтобы осуществить диагностику ВАЗ 2110.
Самостоятельная КД позволяет серьезно сэкономить, получить объективную информацию о состоянии своего автомобиля, а также избавить себя от ненужных финансовых затрат, которые при обращении на СТО обязательно появятся.
Чтобы узнать коды ошибок на ВАЗ 2110 и 2112 (8) 16 клапанов самостоятельно, недостаточно знать, как пользоваться бортовым компьютером и съемными контроллерами. Необходимо уметь расшифровывать выданные показатели. Диагностику автомобиля можно провести на станции техобслуживания или в домашних условиях, имея соответствующее оснащение. Современные отечественные автомобили оборудуются бортовым компьютером (БК), который может выдавать ошибки в системах на дисплей.
Более тщательный анализ неисправностей, без посещения СТО, позволяет провести съемный контроллер. Необходимость проверки автомобиля возникает при загорании индикатора Check.
Коды ошибок на ВАЗ 2110 и 2112 (8) 16 клапанов, которые выдает ЭБУ рассматриваемых моделей, обозначаются буквой « Р» вначале и последующим набором цифр. Их расшифровка выглядит следующим образом:
При появлении сигналов о неисправностях в системе зажигания, высвечиваются следующие коды:
Проведение диагностики автомобиля дает возможность расшифровать коды неисправностей в реле управления различных узлов, датчиков рельефа дороги, насыщенности топливной смеси и некоторых других показателей. Обозначения имеют следующую нумерацию после «Р»:
С конвейера Тольяттинского завода АвтоВАЗ сходят несколько вариантов автомобилей «Самара» с двигателями ВАЗ-2111. Эти двигатели оснащены системой многоточечного распределенного впрыска топлива, которая имеет несколько вариантов исполнения.
Первый вариант системы - плод совместной работы АвтоВАЗа и американской фирмы GENERAL MOTORS (GM), который предназначен только для экспорта. Автомобиль соответствует экологическим нормам Евро-2, на нем установлен нейтрализатор, в системе впрыска есть датчик концентрации кислорода (ДКК), установленный в потоке выхлопных отработавших газов (ВОГ). Но двигатель должен работать только на неэтилированном бензине, иначе названные элементы выйдут из строя. Комплектующие изделия к такой системе впрыска поставляются фирмой GM.
Второй вариант предназначен для внутреннего рынка. Его особенность - электронный блок управления (ЭБУ) собственной разработки Январь-4, компоненты системы российские, в нем нет нейтрализатора и ДКК, допускается использование этилированного бензина. Детали ко второму варианту системы выпускаются мелкими партиями на разных отечественных предприятиях. Контактные разъемы узлов и блоков в системах первого и второго вариантов одинаковые, некоторые из них - взаимозаменяемые.
Третий вариант появился благодаря сотрудничеству с немецкой фирмой BOSCH. Двигателю 2111 прибавили пять «сил» - теперь он развивает 57 кВт (77 л. с.) мощности. Установлен новый впускной коллектор, а распредвал с более «широкими» фазами. Разработано два блока управления: более дешевый ЭБУ-М1.5.4, который обеспечивает нормы токсичности Евро-2, и перспективный ЭБУ-МР 7.0, который дороже, но зато отвечает более жестким требованиям Евро-3. У третьего варианта системы контактные разъемы оригинальные, и система не совместима с двумя первыми.
Определить, каким типом системы впрыска оснащен двигатель конкретного автомобиля, можно по надписи на ЭБУ, которая содержит номер по каталогу ВАЗ, название, серийный номер и дату изготовления блока. ЭБУ называют также контроллером. Данные для различных типов контроллеров приведены в табл. 1-3.
Контроллеры ЭСАУ-Д работают под управлением программы, заложенной в запоминающее устройство ЭБУ. Разные версии программ позволяют создавать модификации контроллеров для работы с разными моделями двигателей и обеспечивать выполнение различных экологических норм.
Данные о версиях программного обеспечения (ПО) для ЭСАУ-ВАЗ, его соответствиям типу контроллера и их взаимозаменяемости приведены в табл. 4. В таблице номера взаимозаменяемых блоков и программ объединены в группы.
08 - нормы токсичности Евро-3 (EOBD), двигатель 2112;
Таким образом, приведенный пример ПО расшифровывается как:
M1 - блок управления (контроллер) BOSCH Мотроник М1.5.4;
V - семейство переднеприводных автомобилей ВАЗ;
13 - 8-ми клапанный 1,5 л двигатель 2111, нормы токсичности России;
О - версия ПО - О;
54 - версия калибровки № 54.
Изменением калибровок можно добиться некоторого улучшения динамических характеристик двигателя, уменьшения расхода топлива и токсичных выбросов в ВОГ. Для изменения калибровок существуют специальные программы и устройства для их реализации, причем для разных типов контроллеров разработаны разные методики замены «ЧИП-тюнинга» (корректировки программы управления ЭБУ). В качестве примера в табл. 5 приведены тюнинговые прошивки для ЭБУ BOSCH M1.5.4 1411020-70.
Помимо управления впрыском и зажиганием ЭСАУ-Д управляет оборотами холостого хода, электробензонасосом, продувкой адсорбера системы улавливания паров бензина (СУПБ), контрольной лампой «Check Engine», вентилятором системы охлаждения и муфтой компрессора кондиционера (если установлен). Кроме того, ЭСАУ-Д формирует сигналы, пропорциональные скорости автомобиля и расходу топлива для маршрутного компьютера, а также сигнал о частоте вращения коленвала двигателя для тахометра. Контроллер обеспечивает взаимодействие с внешним диагностическим прибором через специальный разъем, расположенный в салоне автомобиля. Отечественная ЭСАУ-Д имеет функцию самодиагностики, которая позволяет зафиксировать возникающие неисправности, идентифицировать их, записать в память, проинформировать водителя включением контрольной лампы «Check Engine». Диагностическая информация может быть выведена из ОЗУ ЭБУ через диагностический разъем на внешний сканер.
Необходимо заметить, что включение лампы «Check Engine» при движении не требует моментальной остановки двигателя, как, например, в ситуациях с аварийным пропаданием давления масла в системе смазки или аварийным перегревом двигателя, а лишь свидетельствует о необходимости проверки двигателя в ближайшее время. Контроллер ЭСАУ-Д имеет аварийные режимы, обеспечивающие работу двигателя при возникновении многих неисправностей, за исключением самых тяжелых, например, при отказе датчика положения коленвала. К ЭСАУ-Д можно подключить систему защиты автомобиля от угона.
Конструктивно ЭСАУ-Д состоит из комплекта датчиков, ЭБУ, набора исполнительных устройств и жгута проводов с разъемами.
Назначение контактов и некоторые данные для контроля приведены в табл. 6.
Характерная неисправность ДМРВ - обрыв проводов от датчика или обрыв платиновой нити самого датчика. При таких неисправностях обороты холостого хода поднимаются до 2000 об/мин. Во время движения на отдельных режимах возможна детонация.
Когда датчик выходит из строя, он может изредка выдавать неверный сигнал (характерно для частотных датчиков), причем это не приводит к занесению кода неисправности в память контроллера. В этом случае даже при движении без разгона возникают большие «провалы» и холостой ход становится нестабильным, что может привести к остановке двигателя. ЭСАУ-Д в случае отказа ДМРВ переходит на резервный режим, рассчитывая расход воздуха по сигналу от датчика положения коленвала ДПКВ, (сигнал содержит информацию о частоте вращения двигателя) и по сигналу с ДПДЗ. Неисправность фиксируется в памяти соответствующим ко дом ошибки (P0102-P0103) и индицируется лампой «Check Engine».
При закрытом положении заслонки сигнал, выдаваемый датчиком, равен 0,5...0,6 В, при открытом положении - 4,5...4,8 В.
Данные о положении дроссельной заслонки необходимы блоку управления для расчета длительности элект рических импульсов управления форсунками и определения оптимального угла опережения зажигания.
Потенциометрические ДПДЗ инжекторных двигателей ВАЗ обычно выходят из строя из-за износа токопроводящих дорожек резистивной пластины и неверно подобранного усилия пружины, прижимающей резистивную пластину к контактам разъема.
Нередко попадаются бракованные датчики российского производства, они выдают нестабильный сигнал напряжением 0,25...0,7 В при закрытой дроссельной заслонке.
Признаком неисправного датчика являются повышенные или плавающие обороты холостого хода. При выходе из строя ДПДЗ ЭСАУ-Д замещает его сигналом, рассчитанным по частоте вращения коленвала и сигналу ДМРВ. Неисправность фиксируется в памяти соответствующим кодом ошибки (P0122-P0123) и индицируется лампой «Check Engine».
Исправный и подогретый до рабочей температуры (более 300°С) ДКК генерирует сигнал частотой 1...5 Гц. Неисправность в тракте ДКК либо отказ самого датчика фиксируются в памяти соответствующим кодом ошибки (P0130, P0132, P0134) и индицируются лампой «Check Engine».
Неисправность в тракте ДПКВ либо отказ самого ДПКВ фиксируются в памяти соответствующим кодом ошибки (P0335, P0336)и индицируются лампой «Check Engine», двигатель при этом работать не будет.
ЭБН включается контроллером через реле. Также имеется возможность включения ЭБН через диагностический разъем (замкнув между собой конт. G и H). Программа ЭСАУ-Д обеспечивает автоматическое отключение ЭБН, если через 2 с после включения зажигания или стартера не происходит вращения коленвала двигателя. На автомобили «Самара» монтируют разные панели приборов с отличающимися друг от друга указателями уровня топлива. В связи с этим датчики уровня топлива (расположены на моноблоке бензонасоса) тоже существуют в двух вариантах:
21083 (с высокой панелью приборов), сопротивление датчика 0,25 Ом - при пустом баке и
20 кОм - при полном;
2112 (для автомобилей с «торпедой» 2108, 2110 и 2115).
ЭБН в сборе с датчиком для автомобилей ВАЗ с высокой панелью имеют желтую установочную метку в зоне стрелки (при установке ЭБН стрелка должна смотреть назад) и для низкой - без метки или с черной меткой. Сами же ЭБН одинаковые и если их случайно перепутать, то будут неправильные показания уровня топлива, но двигатель будет работать нормально.
Форсунки различных производителей (BOSCH, GM или отечественные) взаимозаменяемы по внутреннему сопротивлению и по посадочным местам. Форсунки лучше менять комплектом, так как их распылители топлива различны. Форсунки российских производителей и BOSCH меньше подвержены коррозии и, соответственно, служат дольше. На седлах форсунок и на концах запорных элементов со временем появляются твердые смолистые отложения, основная причина отказа форсунок. В результате появляются следующие симптомы: затрудненный пуск, неустойчивый холостой ход, провалы при разгоне, повышенный расход топлива, потеря мощности и «троение» двигателя. Поэтому, особенно для двигателей с пробегом более 100 тыс. км, рекомендуется проводить чистку форсунок. Специалисты фирмы «Иномотор» провели сравнительный анализ эффективности различных сольвентов и устройств для очистки форсунок и пришли к выводу: все устройства близки по конструкции, своим возможностям и различаются лишь ценой. А вот у чистящих сольвентов эффективность разная. Лучшим оказался сольвентконцентрат американской фирмы «Карбол клин» (Carbol Clean). По отзывам фирм из Ангарска, Краснодара, Москвы, Новосибирска, Тольят¬ти, этот концентрат ощутимо (в среднем на 15...20%) эффективнее других. Соответственно, расход его меньше и очистка идет быстрее.
Отечественный МЗ 42.3705 состоит из двух катушек зажигания с двумя высоковольтными выводами и 2-канального коммутатора, собранных в одном моноблоке и залитых компаундом (рис. 12).
До апреля 1999 года модули заливались силиконовым компаундом, который плохо прилипал к деталям и был недостаточно пластичным. Нагреваясь, силикон отслаивался от корпуса моноблока и в образовавшиеся трещины попадала влага, после чего модуль выходил из строя.
С апреля 1999 года вместо силиконового компаунда применяют полиуретановый. После этого число отказов МЗ сократилось на 80%. МЗ, выпускаемый московским заводом МЗАТЭ-2 (ранее АТЭ-2), применяется с контроллерами BOSCH и Январь-5. К системам управления с блоками GM и Январь-4 этот модуль не подходит.
Система зажигания двигателя ВАЗ-2111 комплектуется свечами А-17ДВРМ (или аналогом) с помехоподавительным резистором сопротивлением 4...10 кОм и медным сердечником. Зазор между электродами составляет 1,00...1,13 мм. Двигатель ВАЗ-2112 комплектуется свечами АУ-17ДВРМ, которые могут использоваться и на двигателе ВАЗ-2111. Исходя из опыта эксплуатации автомобилей ВАЗ-21102, средняя продолжительность наработки на отказ свечей отечественного производства составляет 1-1,5 года (или 20-30 тыс. км пробега).
Необходимо отметить, что неправильная работа двигателя на холостом ходу не всегда связана с отказом РХХ. Нарушение холостого хода двигателя может быть вызвано:
переобедненной ТВ смесью;
переобогащенной ТВ смесью;
дефектом дроссельного патрубка;
неправильной работой системы вентиляции картерных газов;
засоренным воздушным фильтром;
подсосом воздуха во впускном коллекторе.
Только после устранения всех указанных проблем следует разбираться с РХХ. Проверка РХХ в отсутствии специального тестера весьма проблематична. Единственное, что можно сделать - прозвонить обмотки РХХ на отсутствие обрыва и короткого замыкания (сопротивление обмоток должно быть 40...80 Ом) и осмотреть его на предмет наличия явных дефектов. Исходя из опыта эксплуатации автомобилей ВАЗ-21102, средняя продолжительность наработки на отказ РХХ отечественного производства (2112-1148300-82) составляет 1,5-2 года (или 40...50тыс. км пробега). Отказ РХХ, выявленный системой диагностики, фиксируется кодами ошибок Р0506, Р0507 и включением лампы «Check Engine».
Для оперативного информирования водителя об имеющихся в работе ЭСАУ-Д ошибках, в комбинации приборов ВАЗ имеется контрольная лампа «Check Engine». Если эта ошибка возникает в системе на короткое время, а потом долго не проявляется, то по истечении некоторого времени лампа гаснет (однако диагностический код неисправности сохраняется в памяти). Если ошибка не пропадают, то лампа горит посто янно, напоминая о необходимости проведения диагностики. Очистка памяти от записанных кодов ошибок производится либо отключением контроллера от источника питания на время не менее 10 с, либо с помощью специального диагностического оборудования.
Формат кода ошибок по ODB-II следующий:
Первая буква в коде означает систему автомобиля, в которой возникла неисправность: B - Body (кузов), C - Chassis (шасси), P - Powertrain (силовой агрегат), U - Network (бортовая сеть).
Первая цифра в коде означает авторство ошибки: если «0», то это SAE (J2012); если «1», то это MFG (специфический код, который необходим для производителя автомобиля).
Вторая цифра в коде означает подсистему и расшифровывается так:
1 - топливовоздушная подсистема двигателя (Fuel and Air Metering);
2 - топливовоздушная подсистема двигателя (цепь впрыска) Fuel and Air Metering (Injector Circuit);
3 - подсистема зажигания и сбоев (Ignition Systems or Misfire);
4 - вспомогательная подсистема управления выбросами (Auxiliary Emission Controls). Должна появиться в ЭБУ ВАЗ с переходом на нормы выбросов Евро-3;
5 - подсистема регулирования частоты вращения двигателя, скорости и холостого хода (Vehicle Speed Control and Idle Control System);
6 - цепи выходов компьютера (Computer Output Circuit);
7 - трансмиссия (Transmission).
Последние две цифры означают собственно сам код неисправности.
В табл. 8 приведены диагностические коды неисправностей, которые поддерживаются в контроллерах
АвтоВАЗ (жирным выделены коды, используемые контроллером BOSCH MP7.0).
Для того чтобы считать коды неисправностей при помощи контрольной лампы, необходимо замкнуть контакты А и В диагностического разъема (см. рис. 11) и включить зажигание, не заводя двигатель. В этот момент лампа «Check Engine» должна выдать код 12 три раза подряд. Последовательность индикации кода следующая: включение лампы, короткая пауза, два включения подряд, длинная пауза и так еще два раза. Код 12 не является кодом неисправности, он свидетельствует о том, что система самодиагностики работоспособна. Если код 12 отсутствует, система самодиагностики неисправна.
После выдачи кода 12 лампа «Check Engine» начнет выдавать ранее обнаруженные и записанные в ОЗУ коды неисправностей в порядке возрастания их номера. Каждый код выдается трижды. И так по кругу. Если неисправности не обнаружены, будет выдаваться только код 12.
Сканер-тестер самарского НПП «Новые технологические системы» ДСТ-2 и его модификации, появившиеся в 1995 году, предоставляют широкие возможности для диагностики ЭСАУ-Д (ВАЗ). Помимо контроля текущих параметров ЭСАУ-Д, проверки датчиков и исполнительных механизмов сканер-тестеры семейства ДСТ позволяют контролировать и регистрировать состояние ЭСАУ-Д в динамике, что помогает в поиске непостоянных неисправностей. Единственный недостаток сканер-тестеров семейства ДСТ - высокая стоимость.
2. Маршрутный компьютер (МК) с функцией диагностики.
Существует много вариантов МК, однако только бортовые компьютеры Курского ОАО «Счетмаш» имеют сертификат АВТО-ВАЗа и поставляются на конвейер для автомобилей комплектации «люкс». Это АМК-211000 для автомобилей десятой серии и АМК-211500 - для установки на все ВАЗовские малолитражные автомобили. Имеющиеся МК по своим возможностям мало уступают сканер-тестерам, например, ДСТ-4М, но стоимость этих устройств еще более высокая.
3. Персональный компьютер со специальным (программно-аппаратным) связным интерфейсом.
Этот способ считывания кодов и по стоимости реализации и по предоставляемым диагностическим возможностям является наиболее применимым в «домашних» условиях. Действительно, бесплатно распространяемые в Интернете программы диагностики (автор воспользовался «Mytstr R12») и адаптеры (см. сайт http://www.autoelectric.ru/) предоставляют широкие возможности по диагностике ЭСАУ-Д (ВАЗ).
Главным преимуществом компьютера перед тестером является удобство сохранения результатов тестирования. Для того чтобы сохранить результаты, достаточно нажать на кнопку «Запись», задать имя файла и при необходимости добавить комментарий. В дальнейшем достаточно сравнить полученные параметры со штатными параметрами исправной ЭСАУ-Д и сделать необходимые выводы.
По завершении ремонта и для контроля повторного появления ДК необходимо очистить память контроллера. Имеются два способа стирания из памяти ЭБУ кодов неисправностей. Коды можно стереть при помощи диагностического оборудования, а также если отключить блок управления от аккумуляторной батареи на 30 с.
ЭСАУ-Д обладает рядом рабочих параметров, соответствие нормативному значению которых определяет работоспособность системы в целом. Их проверка осуществляется с помощью осциллографа, цифрового мультиметра и стробоскопа. Заметим, что проверка некоторых из параметров возможна только на работающем двигателе. Поэтому на первом этапе диагностирования необходимо запустить двигатель и правильно оценить состояние всех компонентов ЭСАУ-Д.
Идеальной предпосылкой для правильной диагностики ЭСАУ-Д является появление диагностического кода неисправности. Хотя не всегда ДК точно указывает на первопричину неисправности. Чаще ДК указывает на следствие произошедшего. И только детальный анализ, проверка подвергнутых сомнению параметров ЭСАУ-Д помогают отыскать неисправность.
Большое количество электронных устройств в современном автомобиле требует от владельца особых знаний и приемов в эксплуатации и обслуживании. Приведенные ниже особенности эксплуатации автомобиля с ЭСАУ-Д необходимо знать, чтобы правильно обслуживать и ремонтировать свой автомобиль.
1. Обесточивать ЭБУ можно не раньше, чем через 30 с после выключения двигателя, иначе в нем будет стерта информация из оперативной памяти. Для того чтобы восстановить утерянную информацию, необходимо запустить двигатель и дать ему прогреться до рабочей температуры. После пуска двигателя некоторое время будет гореть контрольная лампа Check Engine», что не является неисправностью.
2. На всех инжекторных двигателях ВАЗ после неудачной попытки пуска (чаще это случается при температуре воздуха ниже -25°C), «залитые» свечи можно просушить, включив режим продувки. Для этого надо плавно нажать на педаль газа и на 5...10 с включить стартер. Для ЭБУ такие действия будут сигналом на отключение подачи топлива.
3. Все контроллеры выполнены таким образом, что при температуре окружающего воздуха до +25°С они сохраняют работоспособность при напряжении питания 18 В в течении двух часов. При напряжении 24 В они гарантированно сохраняют свою работоспособность в течение не менее пяти минут. Случаев выхода из строя контроллеров по причине повышенного напряжения в бортовой сети, даже в случае отказа регулятора напряжения, не зафиксировано.
4. Контроллеры автомобилей «десятой» серии совместимы с бортовым компьютером 2111-3857010 (16.3857). Блоки управления, которые устанавливаются на автомобиле «Самара-2», совместимы с бортовым компьютером 2114-3857010 (15.3857).
5. В целях блокирования пуска двигателя при установке охранной сигнализации на инжекторных двигателях автомобилей ВАЗ с контроллерами типа М1.5.4 или «Январь 5.1» (неприменимость к МР7.0 отмечена значком*) допустимо «разрывать» любой из следующих проводов:
управления модуля зажигания;
управления бензонасосом;
управления форсунок;*
провод, соединяющий 15-ю клемму контроллера (сигнал зажигания на систему управления двигателем) с 18-клеммной колодкой;
«плюсовый» или «массовый» провод реле бензонасоса;*
замыкать между собой либо замыкать на «массу» провода индуктивного датчика.
Кроме того, можно замыкать между собой через резистор номиналом 680 Ом - 1 кОм провода (сигнальный и питания) датчика положения дроссельной заслонки.*
При разрыве проводников, питающих модуль зажигания или форсунки, необходимо использовать размыкатели, выдерживающие ток не менее 3 А, а провода цепи питания бензонасоса - не менее 10 А.
Для запуска двигателя необходимо:
наличие топлива в баке и нормально работающий бензонасос;
исправное зажигание;
чтобы был исправен ДПКВ;
чтобы работали форсунки (отказ всех форсунок маловероятен);
чтобы был исправен контроллер (хотя его поломка, даже для отечественных машин, маловероятна).
Электробензонасос (ЭБН) проверяется по характерному звуку. Также при включении ЭБУ должно появиться давление бензина в топливопроводе (2,5...3 бар). После выключения насоса давление в системе не должно быстро падать. Если оно падает, то, скорее всего, неисправен клапан регулятора давления топлива. На короткое время его можно заглушить, не полностью пережав трубку (например, подходящим хомутом) обратной бензомагистрали, создав, таким образом, необходимое давление в системе. Если ЭБН «молчит», проверяется наличие +12 В на колодке насоса и далее по цепи (см. рис. 11).
Зажигание можно проверять только при условии надежного соединения свечей с массой, иначе легко вывести из строя блок управления. Для диагностики неисправности в системе зажигания необходимо проверить наличие питания МЗ (конт. D +12 В, конт. C - общий, см. рис. 11), наличие и исправность связи контроллера с МЗ (линии В - конт. 1 ЭБУ и А - конт. 21 ЭБУ), проверить сопротивление высоковольтных проводов (около 15 кОм).
Вначале следует осмотреть ДПКВ на предмет повреждений провода и экрана. ДПКВ - единственный узел в ЭСАУ-Д, без которого двигатель работать не будет. Сопротивление исправного датчика - 500-700 Ом. Амплитуда переменного напряжения, измеренного на ДПКВ (конт. 48, 49 ЭБУ, см. рис. 11) при прокрутке двигателя стартером составляет 1...2 В. Бывают случаи потери контакта в разъеме и обрыва подводящих проводов. Подводящие провода для защиты от помех экранированы, обрыв экрана также может привести к сбоям в работе МЗ. Конструкция шкива коленвала имеет резиновый демпфер, из-за плохой вулканизации резина иногда отслаивается от одного из дисков шкива, и они смещаются. В результате импульсы на форсунки и зажигание приходят не вовремя. Двигатель в этом случае также не будет работать.
Электрическое сопротивление форсунок проверяют омметром. Оно должно быть 12...15 Ом в каждой форсунке. Сопротивление проводов в соединительном жгуте составляет менее 1 Ом.
Контроллер (ЭБУ) проверяется на наличие питания на отключаемом и не отключаемом входах (конт. 18 и 37, см. рис. 11). При отсутствии питания проверяется главное реле, плавкая вставка и предохранители X, Y и Z.
Если двигатель плохо запускается в холодное время (при температуре окружающей среды менее -20°C), можно прокрутить двигатель стартером с нажатой педалью газа (в этом случае топливо подаваться не будет) что позволит продуть цилиндры. За тем, отпустив педаль, можно повторить попытку завестись. Если это удалось, то либо неисправен РХХ, либо один из датчиков (скорее всего ДТОЖ). Но причиной плохого запуска может быть и низкое давление топлива, вследствие неисправности бензонасоса или клапана регулятора давления топлива.
Также препятствовать запуску может датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ). Если напряжение на нем будет около 3.4 В, то завестись наверняка не удастся. Его можно отключить или зашунтировать, обеспечив на нем напряжение 0,1...0,2 В.
В некоторых случаях возможен аварийный вариант запуска двигателя, когда от ЭБУ отключают все датчики, кроме ДПКВ, и повторяют попытку завестись. Двигатель в этом случае может завестись, если опытным путем определить начальное положение педали газа.
Если он завелся, то теперь необходимо провести проверку параметров ЭСАУ-Д и его элементов (см. табл. 9).
Перед проверкой должны выполняться следующие условия:
двигатель прогрет до рабочей температуры;
двигатель работает на малых оборотах холостого хода;
диагностический контакт не замкнут на массу;
прибор ДСТ-2 (или аналогичный) не подключен;
кондиционер воздуха (если он имеется) отключен;
отрицательный зажим цифрового вольтметра надежно присоединен к массе.
В табл. 10 приведены диагностические коды, возможные неисправные электрические цепи, а также дополнительные проявления выявленных неисправностей.
В столбцах «напряжение» и «возможные признаки неисправности цепи» этой таблицы приняты следующие обозначения:
(1) - ниже 0,1 В в течение первых двух секунд после включения зажи¬гания без прокрутки двигателя;
(2) - ниже 1 В или выше 10 В в зависимости от положения ведущих колес стоящего автомобиля. При движении напряжение меняется в зависимости от скорости;
(3) - изменяется в зависимости от температуры;
(4) - изменяется в зависимости от уровня вибрации той части двига¬теля, на которой установлен датчик детонации (ДД);
(5) - изменяется в зависимости от частоты вращения двигателя;
(6) - напряжение на аккумуля¬торной батарее (В+) при прогретом двигателе;
(7) - обрыв;
(8) - обрыв/замыкание цепи;
(9) - цепь замкнута на массу;
(10) - цепь замкнута на +12 В;
(11) - меняется в диапазоне от напряжения аккумуляторной батареи до напряжения менее 1 В в за¬висимости от скважности импульсов;
(12) - при включенном реле менее 0,1 В, а при отключенном реле - равно напряжению аккумуляторной батареи;
(13) - при включенной контрольной лампе напряжение менее 0,5 В, при выключенной на контакте появляется напряжение аккумуляторной батареи;
(14) - снижается с увеличением длительности и частоты следования импульсов впрыска;
(В+) - должно быть равно напряжению аккумуляторной батареи.
Цвет провода (2-й столбец), обозначенный П (пурпурный), соответствует обозначению КР (красный).
В табл. 11 приведены параметры ЭСАУ-Д (ВАЗ) с контроллером BOSCH MP7.0 (снимаются с помощью ДСТ-2), которые могут быть использованы для диагностики при отсутствии неисправности ДК.
№6 «Ремонт & Сервис» июнь 2003
Обратите внимание, что при самодиагностике бортовой компьютер имеет привычки складывать полученные комбинации.
Например, часто автолюбители ищут информацию об сбое под номером 10, под которой скрываются сложенные между собой ошибки 2 и 8.
Перечисленные комбинации возникают крайне часто. Если на дисплее выводится иная цифра, обратитесь к технической документации автомобиля. В большинстве случаев для выявления поломки необходимо провести проверку электрической цепи. Так как чаще всего проблемы возникают именно в ней, а ошибки становятся следствием некорректной обработки запросов датчиками.
В отдельную группу стоит вывести ошибки узла впрыска топлива и комбинации, связанные с неполадками двигателя. При самодиагностике они могут появляться следующими сигналами:
Более подробно стоит рассмотреть комбинации 44, 45 и 55. Если неисправность скрывается не в самих датчиках, то можно заметить признаки ее со стороны двигателя:
Если вы заметили на дисплее одну из этих комбинаций, то стоит провести более тщательную диагностику своего автомобиля. В некоторых случаях может потребоваться капитальный ремонт. Тем, кто столкнулся в описанными проблемами, стоит обратиться на пункт СТО, ведь часто отремонтировать своими силами автомобиль не получится.
За основу системы самодиагностики взята обработка сигналов с общих датчиков. Они неспособны передавать специфические данные, которые необходимы для точного определения проблемы. Несовершенства есть практически в каждом узле. По несколько контроллеров расположено на воздушной системе и механизме впрыска топлива. Они могут давать сбои как при серьезной поломке, так и при обрыве проводников.
Чаще всего владельцам ВАЗ-2115 приходится сталкиваться с некорректной работы генератора. Именно этот агрегат часто дает слишком низкое или высокое напряжение, что вызывает сбои в работе всех контроллеров.
Для проведения полноценной диагностики нужно знать коды ошибок ВАЗ 2114 и 2115. Это облегчит поиск проблемы. По сути, не зная расшифровки, затевать диагностику не имеет смысла. Получив на руки результат в виде набора цифр, вы только почешете макушку, а проблема останется неизвестной.
Как правило, код ошибки одинаков для одного типа контроллеров. На нескольких схожих моделях может устанавливаться одинаковый бортовой компьютер. Одинаковые контроллеры с 14 и 15 моделью также имеют Ваз 2113 и Самара-2.
Информация об установленном контроллере имеется в технических документах вашего автомобиля. Также об этом информацию можно найти в интернете. В любом случае, перед тем как проводить диагностику, найдите подробный список ошибок.
Коды ошибок ВАЗ 2114 и 2115, бывают двух типов. Одни встречаются часто. Другие несколько реже. Для начала перечислим наиболее распространенные показания:
Описанные выше ошибки не единственные. И на практике можно встретить большое количество разнообразных кодов:
Сброс ошибок . Для обнуления показаний контроллера следует отключить его от питания. Для этого нужно заглушить двигатель, выключив зажигание. После чего снимается плюсовая клемма с аккумулятора, спустя 10-15 секунд она снова ставится на место. Все ошибки сброшены. Можно завести двигатель и провести контрольную диагностику.
Если нет под рукой сканера или ноутбука, то можно провести мини-диагностику. Для этого нужно зажать кнопку одометра (находится на приборной панели). Одновременно с этим включается зажигание. После чего кнопка отпускается. Стрелки приборов при этом начинают скакать. Далее однократно нажимается на одометр. На дисплее покажется номер прошивки. Следует еще раз зажать и отпустить кнопку.
Так вы сможете увидеть двузначный код ошибки. Правда, нужно отметить, что далеко не все неисправности можно диагностировать таким способом. Поэтому это не заменит полноценную диагностику.
Заключение . Проблемы с управлением двигателем не редкость. Поэтому навык самостоятельного диагностирования проблем окажется не лишним. Для этого нужно знать коды ошибок ВАЗ 2114 и 2115. Также понадобится сканер или ноутбук с установленной программой. С использованием этого оборудования сложностей обычно не возникает.