Какие масла следует заливать в механическую коробку передач? Смазочные материалы для цепей Разновидности масляных основ.

Переднеприводные автомобили имеют массу преимуществ - в большинстве случаев они оказываются более лёгкими и простыми в производстве, а также отличаются лучшей проходимостью на скользкой дороге. Однако у них есть и некоторые недостатки, к примеру, использование ШРУСа в не только обеспечивает равномерное прямолинейное движение, но и становится причиной достаточно быстрого износа компонентов трансмиссии. Для повышения надёжности этих деталей пришлось разработать специальную смазку, которая несколько улучшила ситуацию и повысила надёжность машин с передним приводом. Однако впоследствии появилось множество видов смазывающих материалов, что создало путаницу и стало причиной возникновения некоторых неудобств для автомобилистов. Чтобы устранить их, мы дадим ответ на вопрос, какая смазка для ШРУСов лучше.

Какие задачи стоят перед смазкой?

Любому автомобилисту известно, что применяющиеся в узлах машины смазки служат не только для уменьшения трения и предотвращения преждевременного износа металлических компонентов. Она также должна уменьшить нагрузку, приходящуюся на детали, что обеспечит их свободное вращение и позволит транспортному средству беспрепятственно двигаться вперёд. Если говорить о смазках для ШРУСа, то, помимо защиты от трения, они также уменьшают затраты топлива и трансмиссионные потери автомобиля.

Второе важнейшее свойства смазки заключается в предотвращении распространения коррозии. Не секрет, что большинство поломок металлических деталей становится следствием полостной коррозии, которую также называют питтингом или крекинг-коррозией. В этом случае в ШРУСах образуются полости, называемые раковинами - при этом теряется эффективность передачи крутящего момента и появляется неприятный стук, который становится отчётливо заметным при повороте руля. Смазка призвана предотвратить распространение коррозионных процессов в ШРУСах, чтобы обеспечить их долговечность и уберечь автомобилиста от лишних затрат.

Кроме того, смазки должны быть щадящими в отношении органических и синтетических полимеров. Для защиты ШРУСа всегда применяются резиновые либо пластиковые пыльники, которые предотвращают попадание загрязняющих веществ извне. Смазка не должна растворять материал, из которого они изготавливаются.

Разновидности смазки

За долгие годы существования переднеприводных и полноприводных автомобилей были созданы десятки разновидностей составов для ШРУСов. Практически все они эффективно справляются с трением и снижением нагрузок, приходящихся на детали трансмиссии. Однако многие из них проявляют агрессивные свойства в отношении полимерных соединений либо не способны бороться с полостной коррозией. В сравнение смазок для ШРУСов мы включим только те составы, которые соответствуют всем предъявляемым к ним требованиям.

Литиевые смазки

Для трансмиссии и других деталей, подвергающихся очень высоким нагрузкам, производится на основе вспененного раствора лития в органической кислоте. Она представляет собой желтоватый консистентный состав большой вязкости, который при низкой температуре становится ещё более густым и с трудом намазывается на детали. Литиевые составы для ШРУСов хорошо справляются с трением и способны в несколько десятков раз уменьшать нагрузки, которые приходятся на компоненты приводного механизма.

Также стоит отметить их высокие консервационные свойства - литиевые смазки для ШРУСа защищают металлические детали от влаги, нейтрализуют случайно попавшую внутрь пыль и другие загрязняющие вещества. Однако далеко не все составы на основе лития способны бороться с питтингом ШРУСов - поэтому специалисты рекомендуют проверять узлы приводной системы уже после 50–60 тысяч километров пробега. Одним из немногих исключений является отечественная смазка Литол-24 - российские производители автомобилей допускают её замену в ШРУСах через 100 тысяч километров.

Литиевые составы устойчивы к большинству типов полимерных покрытий, которые используются в производстве пыльников ШРУСов. Однако некоторые производители автомобилей используют современные высокопрочные пластики на органической основе для изготовления таких защитных компонентов - они могут растворяться Литолом и его аналогами. В таком случае следует обратить внимание на инструкцию по эксплуатации транспортного средства - в ней сказано, какую смазку лучше применять для защиты ШРУСов от износа.

В настоящее время отечественные производители остаются мировыми лидерами по выпуску литиевых средств для ШРУСов. Большинство зарубежных компаний отказываются от них по причине появления новых технологий, способных обеспечить лучшую защиту для компонентов трансмиссии, подвергающихся высоким нагрузкам. Однако на рынке по-прежнему встречается литиевая смазка для ШРУСов следующих брендов:

  • ХАДО;
  • Very Lube;
  • RENOLIT.

Смазки на основе дисульфида молибдена

Несмотря на высокую эффективность средств для ШРУСов на литиевой основе, специалисты сосредоточились на поиске нового решения, которое идеально подходило бы для всех автомобилей. Результатом их изысканий стали смазки нового поколения, в которые добавлялось такое соединение, как дисульфид молибдена. Главным отличием таких составов для ШРУСов стала повышенная устойчивость к коррозии. Отчёты специалистов, проводивших ресурсные испытания, гласили, что даже спустя 100 тысяч километров пробега ШРУСы не проявляют признаков серьёзного износа. Однако вечной такая смазка не является - даже в идеальных условиях эксплуатации её рекомендуют менять каждые 90–100 тысяч километров либо через 5 лет после первичной набивки узла.

Эффективность борьбы с трением у материалов для ШРУСов на основе дисульфида молибдена была столь же высокой, как и у литиевых аналогов. Кроме того, уменьшение содержания органических кислот, замещённых солью металла, привело к снижению агрессивности по отношению к любым полимерным поверхностям. Смазки для ШРУСов на основе дисульфида молибдена можно использовать практически во всех современных автомобилях - такая рекомендация даётся производителями.

Однако у средств на основе дисульфида молибдена есть один значительный минус - она боится попадания влаги внутрь ШРУСа при нарушении герметичности пыльника. Последствием такого незначительного повреждения может быть полная потеря смазкой своих свойств, что станет причиной разрушения узла. Поэтому при из такой группы лучше внимательно проверять состояние пыльников каждый месяц, а также после езды по бездорожью либо после сильных ударов, пришедшихся на переднюю часть днища автомобиля.

Чтобы понять, какая смазка с дисульфидом молибдена лучше, не нужно обращать внимание на стоимость подобной продукции. Очень часто оказывается, что достаточно дешёвый вариант обладает лучшей эффективностью в борьбе с трением и полостной коррозией. Хорошим примером являются отечественные смазки, которые выпускаются под общим названием ШРУС-4 - они содержат достаточно большое количество дисульфида молибдена и эффективно защищают компоненты трансмиссии от любых внешних воздействий. Из зарубежных аналогов можно порекомендовать составы для ШРУСов следующих производителей:

Бариевые смазки

В последнее время было создано немало альтернативных смазок, которые предназначаются для защиты ШРУСов от износа и разнообразных внешних воздействий. Однако большинство из них не получили широкого распространения в силу малой эффективности или высокой стоимости таких средств. Исключением стала только бариевая смазка, которая может служить реальной альтернативой материалам на основе лития и дисульфида молибдена.

Главным её преимуществом является повышенная устойчивость к воздействию влаги - к примеру, после разрыва пыльника ШРУСа менять бариевую смазку вовсе не обязательно, если в ней не накопилось большое количество загрязняющих материалов. Кроме того, бариевый состав способен бороться со всеми видами коррозии, предотвращая преждевременную поломку ШРУСов даже при эксплуатации автомобиля в особенно агрессивных условиях. Преимуществом составов на основе бария можно назвать и полностью нейтральный химический состав по отношению к любым полимерам - она не разрушает пыльники и не способствует потере эластичности различных уплотнений.

Конечно, такие средства для ШРУСов пока слабо распространены в силу их дороговизны и сложности изготовления. К примеру, единственным отечественным изделием на основе бария является смазка ШРБ-4. Вместо неё можно приобрести смазки для ШРУСов зарубежных производителей, однако в этом случае придётся приготовиться к большим расходам. Также существенным минусом описанного смазочного материала является малая устойчивость - поэтому при активной эксплуатации автомобиля рекомендуется заменить смазку в ШРУСах и провести их комплексную диагностику.

Какую смазку применять не следует?

Очень часто владельцы машин становятся жертвой маркетинговых ходов продавцов автомобильных товаров - они утверждают, что именно их продукция станет гарантией надёжности и безопасности транспортного средства, хотя в реальности складывается полностью противоположная ситуация. К примеру, не следует использовать для защиты ШРУСов графитовую смазку, поскольку она предназначена для защиты подшипников и других подвижных соединений электромоторов. Перед покупкой графитовой смазки стоит понимать, что срок службы ШРУСов с ней будет составлять не более 20–25 тысяч километров. Особенно внимательным стоит быть, заказывая замену смазки в гаражном сервисе - в них часто практикуется применение некачественных или несоответствующих всем требованиям материалов.

Кроме того, не следует приобретать углеводородные средства, включая технический вазелин, несмотря на то, что их упаковка может содержать сведения о возможности обработки ШРУСа. Причина этого заключается в консервационном характере углеводородных составов. Они отлично выдерживают воздействие влаги, не допускают коррозии и повреждения посторонними загрязнителями, однако начинают разрушаться уже после достижения температуры 45 градусов. Понятно, что в таких высоконагруженных узлах трансмиссии, как ШРУСы, температура будет намного большей, что приведёт к полному вымыванию смазки уже через несколько километров пути. Применение технического вазелина и других углеводородных средств для защиты ШРУСов может привести только к их поломке спустя очень небольшой промежуток времени.

Также быстрому разрушению ШРУСа могут способствовать консистентные составы, созданные на основе натрия или кальция. Они применяются при сборке различных компонентов автомобилей, включая подшипники, подвижные соединения, приводные тросики, однако совершенно не подходят для работы в высоконагруженных узлах, примером которых являются ШРУСы переднеприводной машины. Худшим последствием их применения может стать ускоренное распространение коррозии - результат не заставит себя долго ждать и уже через 15–30 тысяч километров ШРУСы станут полностью непригодными к дальнейшей эксплуатации. Среди смазок, содержащих минеральные компоненты, и запрещённых к применению в трансмиссии автомобиля, можно также назвать составы на основе железа и цинка.

Правила замены смазки в ШРУСах

Чтобы получить доступ к ШРУСам, придётся предварительно разобрать ходовую часть автомобиля. Вам необходимо будет снять шаровые опоры и тяги, которые поддерживают ШРУСы, если таковые имеются в автомобиле. Перед тем как вытягивать деталь, внимательно осмотрите переднюю подвеску - вполне возможно, что в ней есть ещё какие-либо детали, которые повредят ШРУСы при попытке их извлечения. После этого нужно снять стяжки, которыми удерживается внутренняя часть ШРУСа и отвести стойки амортизаторов - достаточно будет приложить немного усилий, чтобы деталь оказалась у вас в руках.

Понадобится разборка ходовой части

Чтобы запрессовать смазку в ШРУСы, нужно будет разделить их на внутренние и внешние части. Вначале займёмся смазкой внутреннего ШРУСа, который также называют триподом за счёт применения оригинальной конструкции с тремя опорами. Потянув за стопорное кольцо, отделяем приводной механизм от корпуса внутреннего ШРУСа. Будьте внимательны, чтобы избежать повреждения узла при установке после смазки, вам потребуется нанести на корпус и опоры небольшие насечки, которые в процессе сборки придётся совместить между собой. Прежде чем наносить новую смазку, нужно будет извлечь старый материал вместе с накопленной в нём грязью - для этого рационально использовать пару плотных тряпок и бумажные обтирочные салфетки, которые используются при мойке автомобиля.

Теперь стоит заняться внешним ШРУСом - для того, чтобы извлечь из него шарики, необходимо будет сильно нажать на сепаратор с одной стороны, а если он не поддаётся, то сделать несколько ударов молотком через деревяшку. Доставая звёздочку и сепаратор, аналогичным образом отметьте их положение на корпусе, а также запомните, в какой очерёдности устанавливались шарики. Наружный ШРУС также необходимо будет очистить от старой смазки и, при необходимости, тщательно вымыть специальным средством. Не используйте обычное мыло и автошампуни - оставшись на стенках корпуса, они могут вступить в реакцию со смазкой и нарушить её свойства.

Когда все детали будут очищены от старой смазки и вымыты, ещё раз аккуратно вытрите их сухой бумажной салфеткой и начинайте процедуру сборки. Вначале необходимо наполнить оба корпуса ШРУСов смазкой примерно на одну треть и установить внутренние компоненты. Проверьте, чтобы они сохраняли подвижность и начинайте наполнение. Будьте внимательны - наружный ШРУС нужно наполнить смазкой таким образом, чтобы она слегка выступала за его пределы, а во внутренний её нужно немного недолить, чтобы до края оставалось 3–5 миллиметров. После этого продолжайте сборку узлов приводной системы в обратном порядке, не забывая совмещать метки на внутренних компонентах ШРУСов и их корпусах. Перед монтажом пыльников положите в них немного смазки и аккуратно распределите её, чтобы она равномерно покрывала внутреннюю поверхность.

Периодичность замены любой смазки в нормальных условиях составляет 80–100 тысяч километров, что позволяет добиться идеальной сохранности ШРУСов автомобиля. Однако специалисты рекомендуют уменьшить этот пробег до 60 тысяч километров, если автомобиль эксплуатируется в жёстких условиях, водитель предпочитает активный стиль вождения либо участвует в спортивных соревнованиях. Аналогичное правило используется и , которые достаточно часто используются по прямому назначению, причём их владельцам рекомендовано почаще проверять состояние пыльников, поскольку их разрыв может стать причиной серьёзной поломки. Если автомобиль проходит в течение года достаточно малое расстояние, рекомендуется заменить смазку в ШРУСах через 4–5 лет, поскольку к этому времени она полностью потеряет свои свойства. Также смазку положено менять в том случае, если машина стоит больше 8–9 месяцев без движения или эксплуатируется эпизодически в течение полутора лет - подобным образом удаётся избежать старения смазывающего материала в ШРУСах, которое может привести к ускоренному износу узла.

Как подобрать смазку?

На сегодняшний день оптимальным вариантом для смазки ШРУСов являются составы, содержащие дисульфид молибдена - они обеспечивают надёжную защиту от коррозии, а также способны существенно уменьшать трение в трансмиссии автомобиля. Стоит также знать, что смазки, содержащие натрий и кальций, цинковые, графитовые, железосодержащие, углеводородные составы не могут использоваться для защиты ШРУСов - они наносят им значительный вред и способствуют ускоренному износу. В любом случае перед приобретением конкретного смазывающего средства вам необходимо будет изучить инструкцию по эксплуатации автомобиля, чтобы найти в ней рекомендации производителя. Если говорить о брендах изготовителей смазки, лучше отдавать предпочтение таким компаниям, как BP, Texaco, ESSO, Liqui Moly, Mobil. Однако отечественные смазки ШРУС-4, Литол, Фиол, ШРБ-4 и их аналоги практически не уступают продукции названных выше производителей по основным свойствам.

C течением времени масло теряет свои защитные качества. Это приводит к износу деталей КПП, задирам шестерен и выкрашиванию зубьев. Масло требуется менять вовремя. И хотя для некоторых марок автомобилей масло не требует замены в течение всего срока эксплуатации, но для большинства моделей смену масла рекомендуют проводить через 6-7 лет, если коробка механическая.

Важность масла для коробки передач не нуждается в доказательствах. Достаточно посмотреть на перечень функций, которые оно выполняет:

  • Обеспечивает плавное переключение передач.
  • Снижает износ трущихся деталей.
  • Уменьшает коэффициент трения.
  • Отводит тепло, предохраняя детали КПП от перегрева.
  • Защищает от коррозии.
  • Удаляет продукты износа.
  • Уменьшает шумы и вибрации при работе.

Какое масло заливают в коробку передач автомобиля?

При выборе масла учитывают:

  • Тип коробки передач – механическая или автоматическая
  • Вид привода – передний, задний или полный
  • Условия эксплуатации – город, трасса, кольцевые гонки, автомобильный туризм, ралли.

1.Моторное масло. На первых моделях ВАЗ с передним приводом в коробку заливали минеральное моторное масло М6з и М8з. По своим характеристикам оно соответствует трансмиссионным маслам GL-1 и GL-2 согласно нормам международной системы API. Владельцы старых автомобилей до сих пор используют аналогичные масла, но не выше GL-3 класса.

2.Трансмиссионное. Для DaewooNexia, LanosChevrolet и классических моделей ВАЗа, подойдут всесезонные минеральные масла с вязкостью SAE75W-90. Полусинтетическое трансмиссионное масло SAE 80W-90 (летом SAE140)используют в автомобилях Лада Калина, Киа Рио и некоторых моделях Шевроле. Для моделей BMW, Mersedes, VolksWagen применяют синтетическое трансмиссионное масло с вязкостью, рекомендованной заводом изготовителем. При выборе масла по нормам API не следует отдавать обязательное предпочтение высокому классу GL-5 и GL-6. Рекомендуем посмотреть видеоролик.

Важно! Трансмиссионные масла используются только для механических КПП. Для автомобилей любой марки с передним приводом применяют масло по нормам API GL-4 класса, а для заднеприводных машин – масло класса GL-5.

3. Жидкость ATF. Для автоматических трансмиссий используется синтетическая или минеральная жидкость красного или красно-коричневого цвета (ATF), выполняющая две функции:

  • Смазка и охлаждение трущихся деталей.
  • Как рабочая среда (крутящий момент передается за счет масла от двигателя к редуктору).

Наиболее известная марка ATF это Dexron. Другие разновидности трансмиссионных жидкостей для АКПП окрашиваются в желтый цвет (тип Т 4 WS и Т 4 vi) или в коричневый (гидрокрекинговое масло RanevolATF 6HPFluid для шестиступенчатых коробок). Окрашивание ATFжидкостей в различные цвета предупреждает о несовместимости масел. Резкое изменение цвета жидкости сигнализирует о проблемах в АКПП и необходимости замены масла.

4.Масло для гипоидных передач.

Универсальное масло высокой эффективности ТС-гип, с удлиненным интервалом замены применяется не только в авиации, но и для АКПП автомобилей Мерседес, Фиат, Субару. Отличается от других масел устойчивостью к окислению и не агрессивностью к сальникам, уплотнениям и манжетам.

Критерии выбора масла для КПП

Масло выбирают по двум критериям:

  • По вязкости.
  • По нормам API.

При этом необходимо придерживаться двух правил:

  1. Заливать тот же самый тип масла, рекомендованный заводом изготовителем.
  2. При переходе на другую марку масла посоветоваться со специалистами.

Где и как заменить масло в коробке передач?

При замене масла в механической коробке передач требуется:

  • Для максимально полного и быстрого слива масла оно должно быть нагретым.
  • Заехать на ремонтную яму или вывесить машину на подъемнике.
  • Снять колпачок с сапуна и открутить его или вывернуть сливную заглушку, согласно конструкции коробки вашего автомобиля.
  • Слить масло в заранее приготовленную емкость.
  • Снять крышку поддона, после полного стекания масла.
  • Проверить состояние прокладки поддона и при необходимости заменить. При желании для большей надежности новую прокладку сажают на герметик.
  • Закрепить крышку коробки по месту.
  • Залить новое масло до нормы.

Объем и способы контроля уровня масла необходимо узнать заранее, если меняете самостоятельно и в первый раз.

Частичная или полная замена масла в АКПП

  • Неполная замена масла. В этом случае происходит замена только той части масла, которая сможет вытечь из картера коробки, после откручивания сливной пробки. Свежее масло, смешиваясь со старым, промывает частично фильтр и поддон, но не оказывает кардинального воздействия на работу КПП. Такую замену несложно провести самостоятельно.
  • Полная замена. Производится силами СТО с использованием аппаратуры фирмы Wynns. После замены масла переключение передач улучшается и АКПП теряет «задумчивость». Расход топлива при этом сокращается.

Особенности замены масла в АКПП

  • Черное масло с запахом гари свидетельствует, что фрикционные диски планетарного редуктора покрыты отложениями. После замены масла очищенные диски начнут проскальзывать. Автоматической коробке потребуется капитальный ремонт.
  • Иногда черный цвет масла результат разрушения бумажного фильтра, установленного в коробках автомобилей азиатской сборки. Эти фильтры необходимо менять чаще.
  • Новое масло после заливки растворяет в себе старые отложения и частично теряет антикоррозийные и антиокислительные свойства. Предварительная чистка АКПП от накипи и отложений промывочным раствором сохранит характеристики заливаемого масла.

Итог

Частично заменить масло в КПП можно и самостоятельно, однако для полной замены лучше обратиться в сервис. Правильный выбор того, что заливать — залог долгой и качественной работы вашего автомобиля.

Рассказать в соц. сетях:

Износ цепей, вызванный воздействием различных атмосферных явлений, абразивных и химических веществ – одна из важнейших проблем механизмов с цепным приводом.

Наиболее распространенными видами нарушений в работе цепей являются:

  • Износ шарниров, приводящий к удлинению цепи и нарушению ее зацепления со звездочками

  • Износ зубьев звездочек

  • Разрушение, выкрашивание втулок и роликов

  • Усталостное разрушение пластин звеньев

  • Проворачивание втулок в пластинах на местах запрессовки

Износу способствуют агрессивные среды, пыль и абразивы, тяжелые нагрузки.

В отсутствие должного ухода срок службы цепи существенно сокращается. При замене цепи зачастую приходится менять и звездочки, т.е. всю систему привода, что является очень трудоемким процессом.

Предотвратить возникновение аварийных ситуаций можно, производя при обслуживании оборудования смазку цепей.

Существуют следующие типы смазочных материалов для цепных приводов:

  • Масла – жидкие смазочные материалы, созданные на основе минеральных масел или синтетического сырья, улучшенные добавлением тщательно подобранных присадок, обеспечивающих достижение оптимальных характеристик и долгого срока службы при максимизации степени защиты механизмов
  • Дисперсии – высокодисперсные твердые смазочные материалы, взвешенные в смазочных жидкостях;
  • Пластичные смазки – твердые или полутвердые материалы, состоящие из смазочной жидкости, загустителя и присадок
  • Пасты – густые материалы, содержащие очень большой процент твердых смазочных веществ
  • Антифрикционные покрытия – материалы, отвердевающие после нанесения и образующие сухое твердое смазочное покрытие, прочно связанное с поверхностью

Линейки товаров популярных торговых марок EFELE, MODENGY и Molykote включает в себя высококачественные смазочные материалы разных типов для обеспечения надежной работы цепей.

Некоторые смазочные материалы, например, антифрикционные покрытия MODENGY , масла EFELE выпускаются в удобной аэрозольной упаковке. Они удобны в применении, легко наносятся на поверхность и способны проникать в самые труднодоступные узлы.

Для достижения наибольшего эффекта перед нанесением смазки цепи обрабатываемую поверхность следует тщательно очистить от загрязнений. Для этого используют специальные очистители, не вызывающие коррозии или других ухудшений характеристик поверхности (например, или ).

Самые популярные материалы Molykote, MODENGY и EFELE, применяемые в качестве смазки для цепей, представлены в таблице:

Название материала Температурный диапазон Характеристики материала
Высокотемпературное масло -10...+200 °C
Масло -10...+100 °C Общее применение для смазки цепей
Синтетическое масло -50...+120 °C Общее применение для смазки цепей
Масло -10...+200 °C Общее применение для смазки цепей
-25...+250 °C Длительный интервал между смазываниями при очень высоких температурах, низкий эффект испарения
-30...+250 °C
Высокотемпературное антифрикционное масло -20...+250 °C Длительный интервал между смазываниями при очень высоких температурах
Адгезивное масло 0...+250 °C Очень низкий коэффициент трения, подходит для смазывания металлических цепей даже при высоких температурах
Высокотемпературное синтетическое масло -10...+250 °C Малое испарение, не содержит растворителей
-10...+120 °C Не содержит растворителей, применяется на производстве, где возможен контакт с продуктами питания
Универсальное масло с пищевым допуском -15...+120 °C Предназначено для смазывания различных узлов пищевой промышленности, работающих в условиях малых нагрузок и невысоких скоростей
Эфирное цепное масло с пищевым допуском -40...+230 °C Обладает высокой адгезией, отличными антикоррозионными и хорошими противоизносными свойствами
Масло с пищевым допуском на растительной основе +5...+180 °C Не токсичное биоразлагаемое масло с пищевыми допусками Н1 и Н3. Не оставляет вкуса и запаха на продукции.
Масло для цепей с графитом -20...+160 °C Предотвращает скачкообразное движение, снижает износ узлов в пыльной среде, имеет высокую несущую способность
-25...+150 °C Смазка на основе минерального масла с антифрикционными наполнителями и присадками. Хорошие проникающие и противоизносные свойства

Дисперсии

Суспензия твердого смазочного вещества в синтетическом масле до +200 °C, в виде сухой смазки до +450 °C Уменьшает износ и трение, повышает несущую способность. Не подвержена осмолению.
Минеральное масло с твердыми веществами -25...+160 °C Хорошее проникновение и адгезия. Защищает от износа и коррозии, устойчиво к старению. Выпускается в разных фасовках, в т.ч. в виде спрея.
Разделительная смазка быстрого действия -30...+80 °C Хорошее проникновение, водостойкость и устойчивость к давлению и коррозии. Выпускается в разных фасовка, в т.ч. в виде спрея.
Суспензия твердого смазочного вещества в минеральном масле зависит от состава масла, к которому она добавлена Присадка к маслам, повышает несущую способность, снижает износ и трение
Универсальная смазка -50...+50 °C Смазывает поверхности трения, устраняя скрип, облегчая демонтаж, обеспечивает защиту от коррозии

Пластичные смазки

Графитовая смазка с твердым смазочным материалом +10...+160 °C

Высокая устойчивость к износу и смыванию водой, быстрая адгезия. Выпускается в разных фасовках, в т.ч. в виде спрея.

-40...+230 °C,
в виде сухой смазки до +1200 °C
Отличная водостойкость и коррозийная защита, препятствует истиранию. Обеспечивает длительное смазывание.

Антифрикционные покрытия

Графитно-молибденовая сухая смазка Molykote D- 321 R -180...+450 °C Воздушная сушка, устойчивость к прилипанию посторонних частиц, к агрессивным средам и старению. Сглаживает скачкообразные движения. Выпускается в разных фасовках, в т.ч. в виде спрея
Отверждаемое без нагрева графитно-молибденовое антифрикционное твердосмазочное покрытие -180...+440 °C Устойчивость к воздействию радиации, предотвращение скачкообразного движения, работоспособность в вакууме и пыльной среде

Очистители

Аэрозоль Molykote Metal Cleaner Spray Очищает металлические поверхности и детали от различных загрязнений
Аэрозоль -35...+50 °C Универсальный очиститель на основе смеси органических растворителей для очистки и обезжиривания поверхностей

При смазывании цепи необходимо защищать поверхности, на которые смазка попадать не должна (покрышки, обода и т.д.)

Благодаря содержащимся в составе специальным добавкам смазки для цепей линеек Molykote, MODENGY и EFELE снижают затраты на техобслуживание цепных передач и обеспечивают их длительную бесперебойную работу даже в самых экстремальных условиях эксплуатации.

В каждой трансмиссии имеются шестерни, установленные на валах. Они вращаются за счет подшипников, которые наряду с зацепляющимися шестернями требуют регулярной смазки. Выбирать масло необходимо с учетом эксплуатационных условий для трущихся пар. И здесь стает вопрос какое масло лучше в кпп ВАЗ?Для большинства автомобилистов не секрет, что в коробках используются косозубые цилиндрические передачи, в которых две шестерни соприкасаются друг с другом зубьями. Данный контакт имеет плоскостно-неподвижный характер, то есть когда два зуба зацепляются, они становятся неподвижными друг относительно друга.

В этом заключается основное отличие их от гипоидных трансмиссий, в которых контакт точечный. В силу определенных конструктивных особенностей у них возникает продольное скольжение зубьев, вызывающее сильные контактные напряжения и существенно ухудшающие смазывающие условия.

Масла для гипоидных КПП

Серьезные удельные давления и существенное продольное скольжение вызывают разрушение масляной пленки в контактной зоне, а это может способствовать заеданию металла трущихся поверхностей. Данный недостаток гипоидных коробок передач обычно устраняют использованием масел повышенной вязкости с особыми присадками, которые обуславливают достаточную прочность масляной пленки. Также шестерни получают дополнительное фосфатирование.

Классификация масел

Согласно международной системы API трансмиссионные масла делятся на несколько категорий:

  1. GL-1 — SAE 75W. Данные масла подходят для прямозубых, червячных, конических передач, работающих с давлением до 1600 МПа и температурой не более 90 градусов.
  2. GL-2 — SAE 80W/85W. Подходят для прямозубых и спирально-конических передач. Работают с давлением до 2100 МПа и при температуре до 120 градусов.
  3. GL-3 — SAE 90 – аналогично предыдущему, но выдерживает до 2500 МПа и до 120 градусов.
  4. GL-4 – SAE 140. Предназначены для разных трансмиссий, в том числе гипоидных с рабочим давлением до 3000 МПа и температурой до 150 градусов.
  5. GL-5 – SAE 250. Создано для гипоидных передач с давлением более 3000 МПа и температурой более 180 градусов.
  6. GL-6 – применимо с гипоидными передачами, работающими в суровых эксплуатационных условиях. В масле присутствуют особенно эффективные противоизносные и противозадирные присадки.

Масло, предназначенное для масла ВАЗ, подходит для машин с передним приводом. Обычно в такие коробки заливают смазки классов GL-3 или GL-4.

Моторное масло в коробку ВАЗ

Некоторым автовладельцам непонятно, откуда взялась рекомендация заливания моторных масел в трансмиссии автомобилей ВАЗ. Дело в том, что моторные масла по эксплуатационным характеристикам относятся к GL-1 или GL-2. Когда в 1984 году автопроизводитель начал выпускать первые переднеприводные ВАЗ 2108, в СССР не было достаточного объема подходящих масел, удовлетворяющих нужным свойствам. Наиболее популярными для легковых авто тогда были моторные М5з, М6з, М8з, а также трансмиссионное ТАД-17, которое позднее было заменено ТАД-17И. Два последних соответствуют требованиям группы GL-5.

Следовательно, из двух зол автомобилисты выбирали меньшее. Слишком вязкое масло в коробках большего объема вызывало высокие нагрузки, воздействующие на синхронизаторы и вызывающие существенные механические потери в мороз.

Масла для первой заливки

Постепенно появлялись новые виды масел, в том числе импортного производства, а рекомендации автопроизводителей менялись. Сам завод начал внедрять в сборочном производстве масло в коробку ваз для первого залива ТМ 5-9П.

Данное масло заливают только на заводе, а в продажу оно не поступает. По рекомендациям автопроизводителя данную смазочную жидкость в переднеприводных КПП необходимо менять через 75 тыс. километров пробега. На классике и полноприводных ВАЗах это масло меняют после приработки, то есть через 2-3 тыс. километра пробега.

В продаже имеются масла для коробок ВАЗ 08-099 следующих марок:

  • ТСп-10 (ТМ-3-9),
  • ТСп-15к (ТМ-3-18),
  • Тап-15в (ТМ-3-18),
  • ТСз-9гип (ТМ-4-9з),
  • «Рексол Т» SAE 80W-85 API GL-4,
  • «Волнез ТМ 5-12».

Что касается импортных трансмиссионных жидкостей, при можно использовать почти любые смазки, соответствующие классификациям GL-3 и GL-4.

Выбор вязкости

Применение отечественных трансмиссионных масел для ВАЗ, многие из которых сегодня относятся к классу API GL-5, способствует ускоренному износу синхронизаторов. В связи с этим в трансмиссии переднеприводных авто лучше заливать жидкости API GL-4 либо API GL-4/5 с вязкостью:

  • SAE 75W-80,
  • SAE 80W-85,
  • SAE 80W-90.

Отечественное масло GL-4 найти непросто и зачастую это дорогостоящая полусинтетика или синтетика. Лучше покупать импортные жидкости, использование которых способствует продлению срока службы трансмиссии автомобиля. Как производится замена масла в КПП ВАЗ, читайте в отдельной статье на нашем сайте.

Не нужно заливать масло в КПП ВАЗ высокой вязкости, среди которых моторные 5W-50 и 10W-50, а также трансмиссионные 85W-90. Чем выше вязкость, тем более прочной является масляная пленка и тем худе масло проникает к элементам коробки. Слишком высокая вязкость способствует затруднению работы синхронизаторов, так как излишки масла должны выдавливаться. Автопроизводитель ВАЗ рекомендует жидкость ТМ-4-12 с вязкостью SAE 80W-85. Главное найти в продаже оригинал, а не подделку.

Ответ на вопрос о том, какое масло заливать в механическую коробку передач, для многих автомобилистов до сих пор далеко не однозначен, несмотря на всю его важность для нормальной эксплуатации автомобиля.

А между тем от правильности ответа во многом зависит надежность и долговечность функционирования МКПП. Ведь трансмиссионные смазки – это то, что способно существенно «облегчить» работу агрегатов коробки, которым приходится постоянно подвергаться высоким нагрузкам и прочим техническим сложностям.

Надежность и долговечность функционирования МКПП зависит от правильного выбора масла.

Функциональное назначение смазки для «механики»

В любой механической автомобильной коробке передач имеется множество самых разнообразных шестерен, зубчатые поверхности которых постоянно находятся в динамическом контакте друг с другом. Все шестерни смонтированы на валах, вращение которых обеспечивается за счет нормального функционирования разнообразных подшипников.

Масло защищает МКПП от преждевременного износа.

Шестерни при контактном взаимодействии друг с другом постепенно изнашиваются, также износу за счет силы трения подвергаются валы с подшипниками. Увеличить коэффициент скольжения, противостоящего силе трения и ударным воздействиям, способны трансмиссионные жидкости.

Качественные материалы эффективно смазывают трущиеся части, уменьшают механическую нагрузку на детали. Кроме того, они осуществляют другие важные дополнительные функции: выполняют теплоотведение от перегретых узлов, удаляют загрязнение, металлические и прочие примеси, очищают металлические поверхности от коррозии.

Необходимо иметь в виду, что маслу для механической коробки передач приходится выполнять свои функции в весьма непростых условиях: под высоким давлением и при усиленном продольном скольжении. Но даже при таких условиях, чтобы оптимально выполнять свои основные задачи, масло для коробки должно постоянно оставаться в зоне активного трения. Таким образом, оно должно соответствовать определенным параметрам.

В наличии со склада тормозные колодки для ВАЗ и иномарок. Фирменные колодки SANGSIN и KORMAX от корейских производителей по выгодной цене. Для автомобилей LADA, KIA, Hyundai, Renault, Chevrolet и других. Своевременная проверка исправности тормозной системы и замена колодок продлит жизнь авто и спасет вашу. Заказывайте сейчас!

Типы трансмиссионных жидкостей

Первое значительное деление масел для механических КПП – это разделение по типу материалов, на основе которых они созданы. Как и моторные, трансмиссионные жидкости разделяются на следующие группы:

В техническом паспорте автомобиля указывается, какой вид масла следует применять для данной марки.

  1. Масла на минеральной основе. Относятся к самым распространенным и активно эксплуатируемым смазочным материалам. Их главный компонент – вещества, произведенные из натуральных минералов. Свою популярность среди автовладельцев завоевали в первую очередь благодаря относительной дешевизне. Вместе с тем минеральные масла по качеству уступают полусинтетическим и в еще большей степени синтетическим смазкам.
  2. Масла на полусинтетической основе. Данная разновидность смазочных материалов по своим качественным характеристикам находится примерно посередине между минеральными и синтетическими маслами. Комбинированная, гибридная «полусинтетика», с одной стороны, по ряду параметров «работает» лучше, чем ее минеральные аналоги, но с другой – стоит дешевле высококачественных синтетических трансмиссионных масел.
  3. Масла на синтетической основе. Смазочные жидкости указанной категории обладают улучшенными, по сравнению с «минералкой», параметрами. В первую очередь это касается таких характеристик, как текучесть и зависимость густоты масла от температурных условий. По сравнению с минеральными маслами «синтетика» характеризуется лучшей текучестью. Правда, для автомобилей с большим пробегом и повышенным износом это свойство может иметь и негативные последствия (например, при утечке масла сквозь сальники коробки). Кроме того, номинальная густота «синтетики» позволяет эксплуатировать ее при сильном морозе, а также при значительных температурных колебаниях.

Деление масел для механических КПП по степени вязкости

Вязкость – это характеристика масла для КПП, которая указывает на температурные пределы нормальной эксплуатации жидкости.

Данный параметр для трансмиссионных жидкостей аналогичен соответствующему делению моторных масел.

Деление всех масел на классы вязкости разработала Американская ассоциация автомобильных инженеров. По первым буквам английского названия (Society of Automotive Engineers) соответствующий стандарт получил свою аббревиатуру – SAE.

Стандарт вязкости SAE разделяет все трансмиссионные масла на три большие группы:

  • зимние (например, SAE 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W), где буква W (от слова winter) означает «зимний» сорт;
  • летние (например, SAE 20, 30, 40, 50, 60);
  • всесезонные (например, SAE 0W-30, 5W-40, 10W-40, 20W-50, 75W-90), где всесезонный характер жидкости подчеркивается наличием двойного цифрового индекса.

В обозначениях зимних (всесезонных) масел, указанных на упаковке для данных жидкостей, первая цифра (перед литерой W) – это нижний показатель температуры, при которой можно эксплуатировать это масло, а вторая цифра (после буквы W) – это индекс вязкости. Таким образом, чем меньше первая по порядку цифра, тем ниже температурный порог эксплуатации масла, перед тем как оно замерзнет на морозе.

В настоящее время чаще всего автомобилисты используют всесезонные сорта масел. При этом наиболее универсальным считается масло для механической КПП марки 75W-90. Оно отлично показывает себя, работая практически во всех возможных условиях с любой передачей механической коробки.

Деление масел по их эксплуатационным качествам

Эта классификация была разработана Американским нефтяным институтом, аббревиатура которого – API (American Petroleum Institute) – дала название стандарту качества. Данный стандарт определяет основные эксплуатационные свойства смазок.

Речь идет о способности каждого конкретного масла функционировать как эффективное моющее средство, противостоять возможности образования задиров на поверхностях трущихся деталей, подавлять появление пены, а также о других свойствах, улучшающих и облегчающих эксплуатацию механической коробки.

Замена масла в МКПП требует правильной последовательности выполнения данной работы.

В соответствии со стандартом качества API, все масла для механических КПП обозначаются литерами GL с последующим цифровым кодом от 1 до 5 включительно. Эти цифры указывают на следующие свойства:

  • GL-1 – масло на минеральной основе, в котором нет присадок;
  • GL-2 – масло для коробки, в котором содержатся продукты повышенной жирности;
  • GL-3 – масло, в состав которого входят присадки против задиров;
  • GL-4 – комплексная трансмиссионная жидкость, содержащая противоизносные, противозадирные и другие добавки;
  • GL-5 – более высококачественный аналог противоизносного и противозадирного масла GL-4.

Здесь надо отметить: чем выше цифровой индекс в маркировке смазки, тем более активно проявляются указанные эксплуатационные возможности конкретного масла. Обычно рабочие жидкости в диапазоне от GL-1 до GL-3 включительно применяются в МКПП подержанных автомобилей, масла же остальных марок используются в коробках легковых авто самых разных типов. Причем заливать GL-4 следует только в машины с передним приводом, для механических КПП заднеприводных машин используется GL-5.

Некоторые общие правила замены масел в коробке передач

Для правильной замены масел необходимо изучить соответствующие инструкции автопроизводителя. Но в любом случае, если возникла проблема с коробкой, необходима предварительная диагностика на СТО.

Если же видимых проблем нет, то следует ориентироваться по пробегу автомобиля. В частности, замена масла в механической коробке становится актуальной через каждые 25-30 тыс. км пробега.

О том, что пришло время менять смазку, может просигнализировать ее визуальный осмотр. В частности, если масло потемнело, стало пахнуть горелым, можно смело отправляться в автомагазин за свежим маслом.

Непосредственно перед заменой старую жидкость надо полностью слить через отверстие снизу поддона картера.

Вместо заключения

Сколько бы руководств и инструкций ни прочитал автовладелец, доверить замену масла в механической коробке лучше все-таки квалифицированному специалисту на оборудованной для этого станции ТО. Ведь в этом деле стремление сэкономить во что бы то ни стало может сыграть с автомобилистом очень злую шутку.

Случайные статьи

Вверх