Крупнейшие автомобильные строительные компании мира. Крупнейшие мировые автоконцерны

С учетом роста в Северной Америке и Китае, мировые продажи легковых автомобилей, согласно оценкам, достигли 87,4 до миллиона в 2015 году. Об этом говорится в исследовании IHS Automotive.

Это увеличение всего на 1,5% по сравнению с 2014 годом – самый низкий рост с 2010 года. Вместе с тем, по мнению экспертов IHS, отрасль будет продолжать восстановление после глобального экономического кризиса, в то время как рост во всем мире замедляется, в том числе на фоне неопределенности в России и Южной Америке.

IHS оценивает, что североамериканские продажи легковых автомобилей увеличились на 5,5% до 20,6 миллионов единиц в 2015 году, по причине продолжающегося восстановления на рынке США, где продажи достигли 17,5 млн. единиц (увеличение на 6,0%). Результаты исследования IHS похожи на оценки других фирм, в том числе Morgan Stanley и TrueCar, которые ранее прогнозировали объем продаж более 17 млн. в Соединенных Штатах, так как цены на бензин остаются низкими, доверие потребителей растет и финансирование легко доступно.

Продажи легковых автомобилей в Китае, тем временем, согласно оценкам, выросли на 5,6% до 24,4 млн. в 2015 году. В начале 2015 года IHS прогнозировала рост продаж в Китае до 25 млн. единиц в 2015 году. Однако, несмотря на более широкий доступ к кредитам, расширение дилерских сетей и программы утилизации, предназначенные для стимулирования продаж, рост объема продаж легковых автомобилей снизился, вслед за замедлением роста китайской экономики в целом.

В 2015 году IHS скорректировала прогнозы в сторону понижения роста в том числе из-за неопределенности в России, которая повлияла на другие рынки в Восточной Европе. Продажи легковых автомобилей в России, которая находится в глубокой рецессии, имея дело с энергонезависимой валютой и перспективами более широкой войны в Украине, согласно оценкам, сократились в 2015 году на 36% по сравнению с предыдущим годом до всего 1,6 млн. единиц, что вдвое меньше по сравнению с продажами 2012 года. В начале 2015 года IHS прогнозировала падение объема продаж до 1,8 млн. единиц.

Наоборот, продажи автомобилей в странах Западной Европы, согласно оценкам, увеличились на 8,9% в 2015 году по сравнению с 2014 годом и достигли 13,2 млн. единиц. Индия также продемонстрировала высокие темпы роста в 2015 году – 7,7% по сравнению с предыдущим годом, сообщает IHS, а объем продаж легковых автомобилей в стране увеличился до 2,8 млн. единиц.

IHS также зафиксировала ослабление автомобильного сектора в Южной Америке в 2015 году, где на крупнейшем рынке, в Бразилии, был зафиксирован спад продаж легковых автомобилей по сравнению с предыдущим годом на 26% до 2,5 млн., на фоне роста безработицы, падения доходов населения и ухудшения условий кредитования, а также из-за увеличения налогов.

Продажи легковых автомобилей в мире (по регионам), млн. единиц*

страна, регион 2012 2013 2014 2015 2016
Китай 19,1 21,4 23,1 24,4 25,7
США 14,5 15,6 16,5 17,5 18,0
Западная Европа 11,8 11,5 12,1 13,2 13,5
Индия 2,8 2,7 2,6 2,8 3,0
Россия 3,2 2,8 2,5 1,6 1,6
Мир в целом 79,5 82,8 86,3 87,6 89,8

* - данные IHS Automotive (2016 год - прогноз).


На 2016 год IHS прогнозирует рост объема продаж легковых автомобилей в мире до 89,8 млн. единиц.

Автомобильный рынок США, поддерживаемый низкими процентными ставками по кредитам и низкими цен на бензин, будет оставаться сильным. Хотя процентные ставки будут слегка повышаться, условия для покупок будут оставаться хорошими, что позволит рынку продолжить расти в 2016 и 2017 годах. IHS видит все еще сильный потенциал для укрепления экономики США и увеличения занятости, что приведет к росту американского рынка до 18 млн. единиц в течение ближайших двух лет.

В Западной Европе, импульс роста также силен, даже после восстановления в 2015 году значительно выше ожиданий. Нынешний прогноз – рост продаж на 2,5-3,0% может быть даже пересмотрен в сторону повышения. Тем не менее, некоторые европейские рынки достигли пика.

Оптимизм по поводу активности продаж на китайском рынке резко возрос, так как правительство объявило меры по сокращению налога на покупку автомобиля для небольших автомобилей. Тем не менее, по-прежнему сохраняющаяся волатильность фондового рынка может отпугнуть некоторых покупателей. Несмотря на замедление экономики Китая, IHS Automotive в настоящее время ожидает рост продаж легковых автомобилей на 5-6% в 2016 году - достаточно, чтобы увеличить продажи более чем на 1,3 млн. единиц.

Для Азиатско-Тихоокеанского региона, 2016 год будет годом перехода от разочаровывающего спада продаж в последние годы к возобновлению роста. На ключевых рынках Таиланда и Индонезии, возвращение к росту должно начаться во второй половине 2016 года, а в 2017 году рост должен увеличиться. Автомобильный рынок Индии, по прогнозам IHS, ускорится, так как более низкие цены на энергоносители и падение процентных ставок по автомобильным кредитам позволят вернуться к двухзначным темпам роста впервые с 2010 года.

Для Бразилии и России, 2016 год, вероятно, будет трудным. Оба рынка находятся в упадке уже в течение трех лет подряд, и, вероятно, 2016 год станет четвертым, когда в экономике сохранится отрицательная динамика. Автомобильный рынок Бразилии, вероятно, сократится на 14 процентов в 2015 году, в соответствии с прогнозом IHS Automotive. В России рынок легковых автомобилей будет продолжать сокращаться, а из-за сохраняющихся последствий низких цен на нефть, санкций, наложенных на экономику России, и обменного курса рубля.

В 2015 году немецкий производитель автомобилей компания Volkswagen ошеломила мир, когда сместил компанию Toyota как крупнейшего в мире производителя автомобилей по объему продаж. В первом полугодии 2015 года Volkswagen продала 5,04 млн. автомобилей с января по июнь, по сравнению с 5,02 млн. проданных Toyota за тот же период.

Аналитики объяснили рост продаж Volkswagen повышенным спросом в Европе, где рынок рос самыми быстрыми темпами более чем за пять лет. С другой стороны, Toyota пострадала от снижения спроса в Китае, а также от неспособности получать те же выгоды в Европе, несмотря на преимущества, которые компания получила через ослабление японской иены.

Правда, уже осенью Toyota вернула лидерство по продажам на мировом рынке, а по итогам года совокупный объем продаж компании составил около 10 млн. автомобилей, против 9,93 млн. автомобилей у компании Volkswagen. Вместе с тем, 2016 год обещает быть еще одним годом конкуренции между двумя автогигантами.

Ниже приводится список из 10 крупнейших автомобильных компаний в мире (по продажам за 2014 год).

Топ-10 крупнейших автомобильных компаний в мире

место компания Страна происхождения Объем продаж, млн. ед. Кол-во сотрудников, тыс. чел.
1 Toyota Motor Япония 10,20 330,0
2 Volkswagen Group Германия 10,10 592,6
3 General Motors США 9,92 216,0
4 Renault-Nissan Alliance Франция, Япония 8,47 450,0
5 Hyundai Motor Group Южная Корея 7,71 249,4
6 Ford Motor США 6,32 224,0
7 Fiat-Chrysler Италия, США 4,75 228,7
8 Honda Motor Япония 4,36 199,4
9 PSA Peugeot-Citroen Франция 2,94 184,8
10 Suzuki Япония 2,88 14,6

Рынок легковых автомобилей России в 2015-2016 годах

Российский рынок легковых автомобилей закончил 2015 год снижением на 35,7% в годовом исчислении. Продажи снизились на 890,187 единиц по сравнению с 2014 годом, в общей сложности до 1,601,126 единиц, согласно данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). Продажи в декабре снизились на 45,7% в годовом исчислении до 146,963 единиц, падение на 123,682 единиц.

Топ-10 брендов легковых автомобилей по продажам в России

штуки Дек. 2015 Дек. 2014 Изм., % 2015 2014 Изм., %
Lada 23462 35315 -34 269096 387307 -31
Kia 15215 20200 -25 163500 195691 -16
Hyundai 12570 15235 -17 161201 179631 -10
Renault 11934 19263 -38 120411 194531 -38
Toyota 11177 17536 -36 98149 161954 -39
Nissan 8410 20131 -58 91100 162010 -44
VW 7927 13871 -43 78390 128071 -39
UAZ 6324 7221 -12 48739 49844 -2
GAZ LCV 5099 7916 -36 51192 69388 -26
Skoda 4596 6214 -26 55012 84437 -35

    Если вы решили приобрести новый автомобиль, то вам следует обратить внимание не только на его характеристики, но и изучить информацию о компании-производителе. В наши дни подавляющее число предприятий входит в состав концернов, а не работает поодиночке.

    Термин «концерн» имеет немецко-английские корни, однако его начало удалось отыскать в латыни, где слово имело значение «смешивать». Первый в мире концерн был основан во времена правления флорентийского деятеля Козимо Медичи, который занимался активной транспортировкой товаров в страны Африки и Азии. Однажды Ли Яккока, известнейший американский менеджер, заявил, что в двадцать первом веке мировой рынок автопрома будут контролировать всего лишь пара-тройка компаний. В своих суждениях он опирался исключительно на мировые тенденции, поэтому его предсказание сбылось с высочайшей точностью, хотя многим кажется, что в нашем мире работает большое количество самостоятельных производителей машин. В реальности же существуют определенные альянсы, в состав которых и входят автопроизводители.

    По итогам прошедшего 2015 года, в топ-3 мировых концернов входят американская группа компаний General Motors, немецкий альянс Volkswagen Konzern и крупнейшее японское автомобилестроительное объединение – Toyota Motor Corporation. Рекордным уровнем продаж смог похвастаться бренд GM, реализовавший около десяти миллионов автомобилей своих «подопечных» марок. Рассмотрим какие марки к каким концернам пренадлежат на 2016 год.

    Компания General Motors: лидер или банкрот

    Компания General Motors прошла долгий и тернистый путь своего становления. Долгих семьдесят семь лет никакой другой автоконцерн не мог превзойти уровень ее продаж, хотя в 2009 году руководство объявило о банкротстве. С тех пор многое изменилось. На данный момент Дженерал Моторс включает в себя такие марки как Дэу Альфеон (Daewoo Alpheon), Бюик (Buick), Кадиллак (Cadillac), Шевроле (Chevrolet), ДжиЭмСи (GMC), Холден (Holden), Опель (Opel) и Воксхолл (Vauxhall). Также ДжиЭм поддердивает постоянное сотрудничество с такими марками как Фиат (Fiat), Альфа Ромео (Alfa Romeo), Лянча (Lancia), Феррари (Ferrari), Мазерати (Maserati), Субару (Subaru), Исудзу (Isuzu) и Сузуки (Suzuki). Компания, основными акционерами которой являются министерство финансов и Объединенный профсоюз Соединенных Штатов Америки, уверенно двигается вперед, развивая свое производство и создавая новые, более совершенные модели автомобилей. Производственные мощности корпорации размещены в тридцати пяти странах, при этом автомобили пользуются спросом без малого в двух сотнях государств.

    Одной из последних разработок Дженерал Моторс является автомобиль GMC Terrain. Дебютный показ обновленной машины был осуществлен весной 2015. Однако со стороны технической части изменений не было, ресталинг коснулся только внешнего и внутреннего дизайнов. Также недавно мир увидели вторые поколения пикапов GMC Canyon Extended Cab и GMC Canyon Crew Cab. В 2016 году ожидается выпуск очередной модернизации автомобиля.


    Volkswagen AG: развитие не смотря ни что

    Еще одним всемирно известным объединением автомобильных компаний является концерн «Фольксваген». Мало кто знает, что основатель фирмы - немецкий конструктор Фердинанд Порше. По окончанию Второй мировой войны управление заводами перешло в руки британской администрации, а затем возглавлять общество с ограниченной ответственностью начала Нижняя Саксония, благодаря чему под известной маркой начался выпуск продуктов питания, а также предоставление услуг в сфере финансов и логистики. Своим нынешним успехам концерн обязан прекрасному кризисному менеджеру Фердинанду Пиеху. По состоянию на сегодняшний день, Volkswagen Konzern составляют 342 компании, среди которых можно выделить Фольксваген (Volkswagen), Ауди (Audi), Сеат (Seat), Шкода (Škoda), Бэнтли (Bentley), Бугатти (Bugatti), Ламборджини (Lamborghini), Скания (Scania), Ман (MAN), Порше (Porsche), Дукати (Ducati) и так далее. Даже не смотря на мировой кризис, в 2009 году компания сумела увеличить свою прибыль, продав более шести миллионов автомобилей. На сорока шести заводах Фольксваген ежедневно производится около двадцати шести с половиной тысяч автомобилей.


    Корпорация всегда отличалась очень емкими слоганами, основным из которых является «Das Auto» («Это машина»), одновременно простой и достаточно вызывающий, наталкивающий на мысль, что другие транспортные средства не могут носить гордое звание «автомобиль».

    Весна 2015 года была для компании очень плодотворной – в марте был представлен обновленный универсал Volkswagen Passat Alltrack восьмого поколения, оснащенный защитными пластинами агрегатов, появилось адаптированное шасси с внедорожными режимами, усилилась способность буксировки. Не обошли улучшения и электронную часть – картинка, полученная с камеры заднего вида, выводится на экран, вместе с подсказками об изменении траектории движения. При необходимости система сама может регулировать рулевую часть.


    Не прошли модернизации и мимо Volkswagen Jetta Hybrid – значительно улучшилась аэродинамика автомобиля, снизился коэффициент лобового сопротивления.

    Toyota Motor Corporation: управляй мечтой

    Среди тройки лидеров автомобильных концернов, предприятие Toyota Motor Corporation было основано позднее всех. Изначально компания производила ткацкие станки по запатентованной технологии, согласно которой при возникновении проблем оборудование имело функцию самоотключения. После продажи патента, Сакити Тоёда получил стартовый капитал нового дела. Посетив Европу и Америку, японец твердо решил развивать автомобильную промышленность в своей стране. Компания была изначально обречена на успех. Даже ее имя было несколько подкорректировано, чтобы при написании катаканой, слово состояло из восьми черт, а восемь, как известно, считается счастливым числом. Производство развивалось очень динамично. В 1962 году мир увидел миллионный автомобиль, а спустя всего десять лет – десятимиллионный. К к 1992 году у каждого второго жителя страны сакур был в гараже брендовый автомобиль. В 2009 году впервые за пятьдесят девять лет Toyota завершила год в убытке. Сейчас все сложности остались в далеком прошлом. Автомобили бренда отличаются эргономичностью, надежностью и уникальным дизайном.

    Тойота может смело хвастаться коллекцией марок, среди которых можно выделить Субару (Subaru) и Лексус (Lexus).

    Среди крупнейших корпораций, Тойота выполнила наибольший объем работ в сфере рестайлинга автомобилей за последний год. Его ощутили на себе такие модели как Toyota Auris, Toyota Auris Touring Sports, Toyota Auris Touring Sports Hybrid, Toyota Avensis, Toyota Avensis Wagon, Toyota Prius+, Toyota Land Cruiser 200, Toyota Alphard. Премьерой серийной версии стала Toyota RAV4 Hybrid с безупречным качеством технической части силовых установок.

 

Сегодня наличие автомобиля в любой семье рассматривается скорее как необходимость, а не роскошь. Такие тенденции восприятия транспорта повлияли и на его спрос, и, как следствие, на всю отрасль мирового производства в целом. Еще одним существенным мотиватором для развития этого сегмента рынка является его постоянное совершенствование. Это превратило конкуренцию между крупнейшими автомобилестроительными компании мира в настоящую гонку.

Приоритеты автомобилестроения

По каким критериям выбирает покупку будущий автовладелец? Все они сводятся к трем главным: обеспеченность транспорта передовыми достижениями сверхновых информационных технологий, высокий уровень комфорта в эксплуатации и возможность развития максимальных скоростей. Эти потребности и учитывают в разработке новых автомобильных концептов самые большие автомобилестроительные компании мира.

Статистические данные подтверждают: практически 50% мировых стран имеют автомобилестроительные комплексы на своей территории. 60% долевого участия в этом принадлежит США, Японии и Западной Европе. В настоящее время подобную деятельность осуществляет 40 компаний. Кому же из них посчастливилось занять ведущие позиции в престижном рейтинге Forbes?

Ранжирование идет в соответствии со списком www.forbes.com:

Таблица 1. Топ-10 крупнейших автомобилестроительных концернов, по данным Forbes от 2016 года

Место в топ-10

Место в общем списке Forbes

Наименование компании

Производимые марки

Стоимость компании за 2016 год, млрд долларов

Количество выпущенных автомобилей, 2016

  • Roewe С (собственный бренд);

Совместные с GM:

  • Chevrolet;
  • Buick;
  • Cadillac.

До 480 000 Shanghai GM;

До 1 млн SVAC

  • Hyundai;
  • Tucson SUV (автобусы на водородных элементах).

Южная Корея

  • Ниссан;
  • Инфинити.
  • Форд;
  • Линкольн;
  • Меркури.
  • MINI;
  • Rolls-Royce.

Германия

  • Baojun;
  • Buick;
  • Cadillac;
  • Chevrolet;
  • Daewoo;
  • HoldenIsuzu;
  • Opel;
  • Vauxhall;
  • Wuling.

Volkswagen Group

  • Bentley;
  • Bugatti;
  • Lamborghini;
  • Audi;
  • Seat;
  • Skoda;
  • Scania.

Германия

  • Maybach;
  • Mercedes-Benz;
  • Smart.

Германия

  • Toyota;
  • Lexus;
  • Daihatsu.

10-е место: Китайцы наступают с SAIC Motor

SAIC Motor является еще довольно молодой организацией, работающей с 1995 года. Она полностью подчиняется государству.

Всё началось с выпуска тракторов, автобусов и в этой же линии были представительские седаны Phoenix (последние предназначались для руководящих чиновников). В 80-х годах идет курс на работу с совместными предприятиями, с отказом производить собственные авто. Сегодня на предприятиях организации производится целый ряд моделей легковых автомобилей и большегрузной техники. Дополнительным плюсом идут соответствующие комплектующие.

В 1984 году совместно с Volkswagen создается предприятие SVAC с равнозначными акционными долями обоих сторон.

Компания очень заинтересована в выпуске гибридных автомобилей. Существовали многочисленные разработки подобных проектов, а непосредственное производство двухместного гибрида SAIC-GM-Wuling началось с июля 2017 года.

Совместно с General Motors в 1997 году основывается Shanghai GM, также с равным долевым управлением.

В SAIC Motor входят 50 предприятий в Шанхае, а общее количество сотрудников насчитывает 171 395 человек. При этом доход за 2016 год составил 112,72 млрд долларов.

А вот еще один материал по автотеме: как открыть свой автосалон ?

9-е место: Hyundai Motor

Считается крупнейшим отечественным автопроизводителем. Название현대(現代) переводится как «современность». В правильном произношении - "хёндэ". Первоначально организация в 1967 году была частью группы компаний.

В 1998 году произошло поглощение конкурента на корейском рынке Kia Motors.

Теперь о совместных с Россией проектах: в Санкт-Петербурге в промзоне Каменка функционирует предприятие по сборке и выпуску продукции данной марки (с мощностью 200 000 машин в год).

Известна выпуском гибридных моделей: первая из них получила рождение еще в 2004 году (сейчас это чаще всего заказ правительства).

Немного о собственниках: акционерами являются Hyundai Mobis (производитель автокомпонентов) и пенсионный фонд страны.

Сегодня среди финансовых показателей деятельности выделяется годовой доход в 80,72 млрд долларов. Всего в организации насчитывается 68 383 сотрудников.

8-е место за Nissan Motor

Кроме списка Форбс, работающая с 1933 года компания занимает еще и третье место среди отечественных японских автопроизводителей. Появлению на свет она обязана слиянию «Тобата имоно» и «Нихон сангё».

Сначала в 50-х годах организация брала специализацию на производство ракетных двигателей, потом был небольшой переход в кораблестроительную сферу. В 1958 году названа первым крупным импортером автомобилей в США. До 80-х годов двадцатого столетия компания занималась модификациями автомашин Datsun (уже не существующей на сегодняшний день марки).

Сегодня фирма имеет представительства в 20 зарубежных странах и 154 700 сотрудников в штате. Годовой доход составляет 105,94 млрд долларов. Собственником 43,3 % акций является Renault.

7-е место: японская компания Honda Motor

Организация, известная как производитель мотоциклов, также занимает лидирующие строчки в топ-10 автомобильных концернов.

Основанная в 1948 году, она начиналась с производства поршневых колец в гараже. В 1963 году, уже на пике популярности мотоциклов этой компании, началось производство первых автомобилей. Сегодня организация работает в 14 странах мира и насчитывает 208399 сотрудников в своем штате. Годовая прибыль за 2016 год достигла 127,86 млрд долларов.

Рынками сбыта считаются Япония, юго-восточная Азия и Соединенные Штаты Америки. Основными акционерами являются японский Trustee Services Bank, Mitsubishi UFJ Financial Group и BlackRock.

6-е место — американцу Ford Motor

Компания является классическим образцом «американской мечты»: она была создана в 1903 году, когда основатель Генри Форд получил 28 000 долларов от пяти инвесторов. Впервые в мире именно в этой компании применили классическую конвейерную сборку. Итогом работ стал Ford Model T, массовое производство которого проходило с 1908 по 1927 годы.

Сегодня компания реализовывает инновационные проекты: одним из них стала презентация двигателя внутреннего сгорания на 6,8 литров, полностью работающего на водороде. Работы над его созданием ведутся с 2004 года, и такая важная деталь автомобиля уже используется в двадцати эксплуатирующихся в США автобусах Е-450.

Налажено сотрудничество и с Россией: у дочерней компании Ford находится в собственности автомобильный завод (г. Всеволожск, Ленинградская область). Здесь происходит сборка автомашин моделей Focus и Mondeo. Также у Ford есть доля в японской компании-автопроизводителе Mazda.

На сегодняшний день годовой доход компании равен 151,8 млрд долларов. Трудится в ней 201 000 человек. Что касается прав собственности, 40% акций принадлежит семье Форд, остальные можно приобрести в свободном доступе.

5-место: золотая середина у BMW Group

Первоначально фирма с таким названием была создана для производства авиационных двигателей (1913 год). С этим связан и логотип компании, который трактуется как самолетный винт на небесном фоне (но сейчас маркетинговая служба компании настаивает на том, что здесь взяты цвета из национального флага Баварии).

Сегодня это трудно представить, но в довоенное время организация находилась в кризисном положении (было запрещено производство авиационных двигателей). Ситуацию в последующие годы спас выпуск мотоциклов. К 1951 году оно выросло до 18 000 штук в год. Это принесло хорошую прибыль и помогло начать разработку R51, имеющую уже двухцилиндровую модель двигателя.

Предприятие представлено и на российских просторах - сборка автотранспорта этой марки проходит на заводе «Автотор», который находится в Калининградской области.

Годовой доход предприятия равен 104,16 млрд долларов. Всего на производстве занято 124 729 человек. 53,3% акций находятся в продаже, остальные - в частных руках семьи Квандт.

4-е место: General Motors

Один из крупнейших производителей автомобилей был основан еще в 1908 году. Долгое время GM занимал лидирующие позиции, сегодня компания выбыла из тройки лидеров. Предприятия компании находятся в более чем 120 странах мира.

Российский рынок корпорация начала осваивать еще с 1992 года, а в 2008 году произошло открытие сборочного завода в Санкт-Петербурге (район Шушары), с производственной мощностью 60 000 автомобилей ежегодно. Еще одним козырем в совместном сотрудничестве с Россией является партнерство с автопроизводителем ОАО «АВТОВАЗ».

Годовой доход компании оценивается в 166,38 млрд долларов. Организация обеспечивает рабочими местами 225 000 человек. Самым большим акционером считается Министерство финансов США.

Volkswagen на третьем месте

Компания была основана в 1934 году. А в буквальном переводе её название означает «Народный автомобиль» («Volks-Wagen»). Место и год рождения обязывали к сотрудничеству с нацистским правительством, однако до массового производства разработок так и не дошло в связи с большими военными заказами государства.

Популярность и признание автомобили концерна Volkswagen получили уже позже, что позволило организации подняться в рейтинг самых крупных производителей этого вида транспорта.

Кроме того, Volkswagen AG постоянно делает необходимые инвестиции: в декабре 2009 года приобретается 49,9%-ная доля акций Porsche за 3,9 миллиарда евро. Чуть раньше, в 2007 году, российская дочерняя компания «Фольксваген Груп Рус» начинает производство бренда Skoda на предприятии в Калуге (производственная мощность - 150 000 единиц автотранспорта в год).

Сейчас на предприятиях концерна с годовым доходом 240,34 млрд долларов трудится 626 715 человек. 56,6 % акций - в руках у Porsche Automobil Holding SE.

Как доставить до места назначения купленный автомобиль? Можно воспользоваться услугами транспортной компании.

Серебряный призер: Daimler из Германии

История создания организации начинается с 1886 года и связана с патентом на трехколесную повозку с бензиновым двигателем. А уже в 1926 году случилось слияние Benz & Cie и Daimler Motoren Gesellschaft, итогом чего стал союз Daimler-Benz AG.

Непосредственно в концерн компания объединилась только в 1998 году, изменив название на DaimlerChrysler AG. Но уже с 2007 года компания стала носить свое современное название.

Сегодня концерн занимается выпуском автомобилей разного типа тоннажа. Еще одной характерной продукцией корпорации являются автобусы.

Доход компании за 2016 год составил 169,54 млрд долларов. В работе концерна занято 284488 человек, трудящихся на сборочных предприятиях в 17 странах мира. Организация владеет 11%-ной долей акций российского ОАО «КАМАЗ».

Вместе с тем именно в отношении этой компании возник крупный коррупционный скандал: в 2010 году Министерство юстиции Соединенных Штатов выдвинуло обвинение о подкупе отвечающих за закуп лиц в 22 странах мира (в том числе, и России). Руководство организации согласилось с обвинениями.

Держатели акций концерна:

  • Aabar Investments (арабский инвестиционный фонд с 9,1%);
  • Германия — 39,9%;
  • другие страны Европы — 32,3%;
  • США — 21,2%;
  • прочие страны — 7,5%.

Первое место за японцами: Toyota Motor

Начав свою деятельность в 1937 году, сегодня Япония стала самой большой автомобилестроительной компанией мира. Написанное на катакане «Тоёта» (トヨタ) стало считаться более удачным вариантом названия, чем первоначальный вариант наименования, ведь оно содержало в себе 8 черт, что, по поверию, должно было приносить удачу. В отношении компании это высокое ожидание целиком оправдало себя. Особенно быстрыми темпами организация стала развиваться в 60-х годах прошлого века.

Сегодня в организации занято 348 877 сотрудников, которые трудятся на предприятиях компании по всему миру. Общая сумма годового дохода за 2016 год составила 249,9 млрд долларов. Компания выпускает автомобили брендов «Toyota» (Тойота), «Лексус» (Lexus), «Дайхатсу» (Daihatsu).

Основными владельцами считаются The Master Trust Bank of Japan и Toyota Industries Corporation.

Итак, создание автомобилей является одной из ведущих отраслей экономики каждого развитого государства. Это может привести к другой проблеме - рынок пресыщается автомобилями. И здесь есть выход: одновременно снизить издержки производства и провести расширение модельного ряда продукции.

Ростовский Международный Институт Экономики

Северо-Кавказская Академия Государственной Службы

КУРСОВАЯ РАБОТА

Подготовил

Студент 2 курса 2 группы

Баян Артём Сергеевич

Преподаватель

доцент Харченко Иван Семёнович

г.Ростов-на-Дону

1. Введение 3

2. Мировая автопромышленность сегодня 6

2.1. «Большая тройка» 12

2.3 Азиатский рынок легковых автомобилей 21

2.4 Россия 23

3. «Зелёные автомобили – миф или реальность?! 25

4. Перспективы развития отрасли 27

Источники информации 28

Введение.

Значение автомобильной промышленности и перспективы её развития определяются тем, какое место занимает автотранспорт в транспортно-энергетической инфраструктуре, и его общей ролью в национальной экономике той или иной страны. Так, заместитель министра промышленности, науки и технологий Сергей Митин заметил, что страны-лидеры автомобилестроения занимают первые позиции и в мировой экономике; автомобильная отрасль прямым образом влияет на технический прогресс и лучше многих статистических выкладок говорит о платежеспособности населения, а значит и об уровне жизни. Автомобильная промышленность, являясь, с одной стороны, крупным потребителем материальных, трудовых и финансовых ресурсов, а с другой – одним из основных производителей промышленной продукции, играет важную роль в развитии общественного производства и экономики страны в целом.

По сочетанию конструкционно-технологической сложности каждого изделия с массовыми масштабами производства автомобилестроение не имеет аналогов среди других отраслей современного машиностроения. С этой особенностью связана высокая степень концентрации капиталов в автомобильном производстве, а также быстрое сокращение числа фирм – самостоятельных продуцентов.

Вышеуказанные факторы обусловили обострение конкурентной борьбы между мировыми автомобильными компаниями за сохранение своей доли на внутреннем рынке и расширение экспортной торговли. В условиях такой жёсткой конкуренции некоторые государства принимают ряд мер, ограничивающих влияние крупных зарубежных компаний на внутренний автомобильный рынок.

Развитые страны во многом зависят от автомобилестроения, так как авто-ТНК этих стран играют очень большую роль в их экономике.

В настоящее время в автомобильной промышленности продолжается процесс изменения региональной структуры, начало которого было очевидно в 80-х годах. Это процесс включает в себя как перераспределение доли между ведущими центрами капиталистического производства, так и возрастание доли экономически развивающихся стран, в которых под влиянием крупных мировых автомобильных компаний происходит интенсивное развитие автомобильного производства.

Можно считать завершившимся процесс формирования максимально возможных автоматизированных заводов, на которых труд человека упрощен или автоматизирован, а на большей части конвейерной линии операции выполняются роботами. Исключения составляют лишь устаревшие заводы стран третьего мира, а также мелкосерийные и штучные производства, в которых ручной труд является традицией и очень ценится.

Для современного автомобильного мира также характерна высокая степень специализации. Существует целый ряд крупнейших корпораций, специализирующихся на выпуске конкретных деталей и блоков автомобилей (моторы, трансмиссии, покрышки, глушители, автоприборы ит.д.). Такое разделение труда было вызвано борьбой за максимальную оптимизацию использования имеющихся средств и достижения максимальных технических и эксплуатационных показателей продукции.

Другой важной чертой автомобилестроения является внутренняя и межфирменная кооперация. В настоящее время нет ни одной крупной автомобилестроительной компании, которая не имела бы межфирменных соглашений о взаимных поставках отдельных компонентов, а также совместной разработке или выпуске продукции. Однако, следует отметить, что существуют мелкие компании, которые в меньшей степени вовлечены в этот процесс.

В условиях рыночной, открытой, нестабильной экономической конъюнктуры, характерной практически для всех стран значительно усилилось влияние экспорта продукции на обеспечение прочного экономического положения той или иной компании.

Усиливается прцесс концентрации сил в автомобилестроительной отрасли. Согласно исследованию кредитно-финансового института HypoVereinsbank , из пяти с половиной тысяч поставщиков отрасли к 2010 году в мире останется меньше половины, а из пятнадцати крупных автомобильных концернов – не более десяти. В ближайшее десятилетие автомобилестроение особенно активно будет развиваться в странах Азии, Восточной Европы и Южной Америки (т.е. не сформировавшихся в автомобильном понятии рынках). Согласно прогнозам экспертов, ежегодный рост отрасли в этих регионах составит 7,5%. Лучшие шансы на выживание будут иметь те компании, которые создадут в этих частях планеты собственные производственные мощности.

Согласно HypoVereinsbank , годовой оборот мировой автомобилестроительной отрасли составляет сегодня 2 триллиона 450 миллиардов евро.

Мировая автопромышленность сегодня .

К новому веку автомобильная промышленность вышла с тремя ясно выраженными районами концентрации: рынок Северной Америки, Европейская зона и Азия, включающая в себя, прежде всего, Японию и Корею.

В прошлом году во всем мире было реализовано 56,8 млн. новых легковых автомобилей. Самым ёмким по-прежнему остаётся автомобильный рынок США. По итогам 2001 года там было продано более 17,2 миллионов новых легковых автомобилей, что составляет около 30% от мировых объёмов продаж. Япония и Южная Корея находятся на втором месте по продажам автомобилей – 10 млн или 17,5% мирового рынка. Европа находится на третьем месте. Там реализовано около 9 млн машин (16% от мирового объёма). Россия обосновалась в конце длинного списка стран с результатом 1 миллион 200 тысяч новых автомобилей или 0,2%.

Следует отметить, что каждому из указанных рынков присущи свои отличительные черты! Производители в настоящее время просто должны изучать потребительские вкусы и предпочтения, при этом использую все достижения прогресса. Иначе потенциальный покупатель просто купит нужный ему автомобиль у конкурента! Можно выделить следующие характерные особенности легковых автомобилей тех или иных производителей.

Для американских производителей конца прошлого столетия был присущ гигантизм: машины были очень большими как внутри, так и снаружи! Особенно ужасающе и непривычно для европейцев или японцев казались американские внедорожники (джипы). Оснащенные большими двигателями (до 6.0 литров рабочего объема) они были крайне неэкономичными и в основном не использовались по назначению (для бездорожья). Сейчас американские авто выглядят немного иначе, хотя самая популярная машина – пикап FordF-series. И половина всех проданных в Америке машин – пикапы, внедорожники или минивены. Также популярными являются большие седаны представительского класса. С технической точки зрения, мечта американца – это автомобиль с большим двигателем, автоматической коробкой передач, с расположенным на рулевой колонке селектором большим багажником и множеством «подстаканников» - круглых ёмкостей, вкоторые можно поставить баночку Кока-колы.

Европейские автомобили отличаются своей сдержанностью и внешне очень традиционны. Машины европейских производителей имеют точное деление по классам и все классы, начиная с микролитражных автомобилей до представительских седанов, хорошо производятся в Европе. Европейские автомобили отличаются большей сдержанностью в размерах, чем американские: меньшие габариты, менее объёмные двигатели и менее просторные салоны. Машины, оснащённые автоматическими трансмиссиями, занимают около половины всех проданных. Салоны евроавтомобилей чаще имеют отделку кожей и деревом, а также хорошо продуманны с точки зрения эргономики. Широкой гаммой представлены автомобили меньших классов, а также большие седаны. Большое внимание уделяется экономичности и экологичности покупаемого автомобиля. А также важным критерием при выборе авто для европейца являются его ходовые качества: ценятся управляемость и комфорт.

Азиатские автомобили тоже отличает свой «азиатский» дизайн. Они чаще имеют узкие или маленький фары и сглаженные линии кузова. «Японцы» очень хороши с технической точки зрения. И по предлагаемым опциям японский автомобиль для внутреннего рынка может выиграть у американского или европейского. Экологичность и экономичность ставиться здесь тоже во главу угла. Очень популярны в Японии и других азиатских странах маленькие и средние автомобили, а также спортивные машины, основой для которых чаще всего являются серийные седаны. Большое внимание уделяется моторам и ходовым качествам автомобилей, которые должны удовлетворять любителей активной езды, которые выбирают автомобили только с ручной коробкой передач!

Все эти традиции и предпочтения должны быть обязательно учтены производителями для того, чтобы их автомобили имели успех у покупателей. И действительно проводятся многочисленные исследования в этой области для создания автомобилей под конкретный автомобильный рынок или даже страну! С учётом всех данных, а также опыта на рынок производители выпускают именно те машины, которые ждут потребители. И в этом заключается успех! Так заполняются рынки несколькими удачными моделями.

Однако есть исключения – так называемые «мировые автомобили», которые разрабатываются с целью быть продаваемыми на всех континентах. Несколько последних примеров таких автомобилей – VWNewBeetle и Mini – которые были построены с оглядкой на дизайн конкретных автомобилей середины прошлого века. В данном случае ностальгический фактор сыграл огромную роль. Хотя с технической точки зрения эти автомобили современны, но не идеальны. Сейчас они хорошо продаются и в Европе и в Америке.

Не будет лишним отметить, что автомобильные «идеологии» разных рынков оказали друг на друга сильное влияние, сделали автомобили более «интернациональными». Когда производитель готовит к выпуску на рынок автомобиля, то он в основном рассчитывает на две-три страны, в которых он будет продаваться. Следовательно, для хороших продаж и получения хорошей прибыли автомобиль должен сочетать в себе пристрастия и предпочтения людей, живущих в этих странах.

Некоторые фирмы производят автомобили для конкретной категории людей. Учитываются такие показатели, как доход, положение в обществе, возраст и стиль жизни.

В нынешних условиях острейшей конкурентной борьбы ни одна большая фирма не может себе позволить выпускать близкие по классу автомобили на разной технической базе, т.к. разработка принципиально новой машины обходится производителю очень дорого и требует больших затрат времени. Это, в конечном счёте, влияет на своевременность появления нового автомобиля в продаже и на его цену. Поэтому крупные автозаводы стараются занять промежуточные ниши между основными моделями, производя небольшую модернизацию и изменяя внешность. Тем более, что в последнее время автомобили «нестандартных» размеров и классов пользуются неплохим спросом.

Один из примеров – это построение разных автомобилей концерном Фольксваген. На так называемой базе GolfIV было построено семь автомобилей, которые выпускались примерно в одно и то же время (VWGolfIV, AudiA3, SkodaOctavia, AudiTT, SeatToledo…). В итоге выиграл и производитель и потребитель: Фольксваген получил прибыль, так как был представлен на рынке большим числом автомобилей, близких по классу; потребитель выбрал хороший автомобиль себе по душе, заплатив разумную цену.

Автопроизводители за последние несколько лет представили огромное количество трансмиссий в разных вариантах, а также новые двигатели. Появилось множество альтернатив автоматическим коробкам передач: разновидности вариаторов (здесь преуспели японцы), различные секвентальные коробки передач и т.д. Всё это делается для привлечения всё большего количества покупателей, демонстрирую им все преимущества новых деталей. Одним из эволюционных движений вперёд стало появление двигателя с распределённым впрыском топлива, которые запатентовала фирма Mitsubishi. Авто с такими двигателями стали намного динамичнее, экономичнее и отвечают строжайшим экологическим требованиям. Спустя несколько лет после появления такого двигателя у Мицубиси, все крупные автофирмы имеют в своём арсенале такие двигатели.

Огромные деньги тратят мировые автопроизводители на разработку новых автомобилей, в том числе и на их дизайн. Современные автомобили – это не просто средства передвижения, но и предметы, которые должны вызывать приятные ощущения у людей. Подчас эти самые «средства передвижения» становятся просто произведением дизайнерского искусства. За этим стоит многолетняя работа крупных дизайн-центров, в которых трудятся десятки и сотни дизайнеров из разных стран. Кроме всего прочего дизайн нового автомобиля должен нести в себе «фамильные черты». То есть совершенно новая машина должна сохранить отличительные черты предыдущих поколений. Авто должно быть легко узнаваемо, чтобы потребитель мог с уверенностью сказать, что это BMW или, скажем, Honda.

Новейший дизайн-центр ED 2 фирмы Toyota был открыт в мае 2000 года. Территория, на которой он расположен – 40 гектаров. Причём строили его сами же японцы. На барже из Японии прибыло всё оборудование и тяжёлая техника вместе со строительствами. И дизайн-центр был сдан под ключ через год и обошёлся Тойоте примерно в $13 млн. Причём этот японский автогигант уже имеет один дизайн-центр в Брюсселе. Зачем же понадобился ещё один? Владимир Пирожков, один из дизайнеров, говорит, что работать в новом здании лучше – он расположен на Лазурном берегу.

Главным же местом, на котором производители могут показать свои последние разработки и достижения является выставка. В настоящее время проводится около дюжины выставок международного масштаба и намного больше региональных автошоу. Выставки служат для производителей важным источником информации: представляя свои концепт кары, пробные и предсерийные образцы они могут собрать пожелания и нарекания посетителей, т.е. потенциальных покупателей. Так же на выставке можно увидеть своих конкурентов и их будущие автомобили и сравнить со своими. В то же время, выставив на подиум будущий автомобиль, которого ещё нет в продаже можно «подогреть» к нему спрос, т.е. выставка – это отличное место рекламы!

Детройтское моторшоу, Женевский, Парижский автосалон – вот наиболее крупные и значимые автомобильные выставки. Эти выставки обходятся недёшево фирмам-организаторам и автомобильным компаниям, которые выставляют на них свои автомобили. Так, например, Детройтское автомобильное шоу 2001 года обошлось организаторам в 350 миллионов долларов и собрало под своими сводами более 8000 журналистов и около миллиона посетителей.

«Большая тройка»

Именно автогиганты, входящие в «Большую тройку» контролируют большую часть американского рынка автомобилей и являются крупнейшими ТНК в мире. Ford, DaimlerChrysler, GeneralMotors – три концерна, образующие большую тройку. Однако, этими производителями контролируются и другие фирмы. Часть фирм куплена полностью, другие же частично являются самостоятельными. Так, например, компании Даймлер-Бенц и Крайслер объединились, став единой корпорацией. И теперь под руководством DC выпускаются автомобили таких марок, как Mercedes, Chrysler, Jeep и Dodge.

К концу столетия фирмы «большой тройки» подошли в интернациональном составе. Действительно, сочетая в своём составе фирмы разных стран, культур и стратегий рыночной борьбы, можно смело «сражаться» с другими крупными производителями.

GeneralMotors является самым крупным автомобильным гигантом: годовой выпуск автомобилей превышает 6 миллионов. В его состав входят как коренные американские компании: Chevrolet, Pontiac, Buick, Saturn, Cadillac; так и европейские: Opel, Vauxhall, Saab. Кроме того GM принадлежит 20% акций компании Subaru и 49% Isuzu, чем обуславливается влияние на восток. Исудзу уже 10 лет является одним из поставщиков двигателей на машины Опель и Сааб того же Дженерал Моторс. А вот влияние GM на Субару пока незаметно, наверное доля американского капитала пока ещё мала.

Второй по величине автоконцерн Ford – тоже американский. В состав этой ТНК входят фирмы AstonMartin, Jaguar, Lincoln, Mercury, Volvo и Mazda. Здесь тоже виден многонациональный состав. Общий объём выпуска концерна около 4,6 млн. легковых автомобилей. Основная часть автомобилей марки Форд (более 2 млн.), и Мазды (почти 1 млн.).

Замыкает тройку лидеров американского автопрома концерн DaimlerChrysler (DC) с ежегодным выпуском 3,55 млн. автомобилей. Однако в мировой таблице лидерства он занимает шестую строчку, пропустив вперёд Volkswagen (VW) и Toyota. Объединение двух гигантов: Мерседес и Крайслер, которое прошло в 2001 году стало одним из главных событий последнего десятилетия. Из «большой тройки» только Крайслер долгое время оставался чистой американской компанией, имея в своём распоряжении марки Dodge, Jeep и Chrysler. Теперь имея в своём распоряжении такого лидера в классе престижных автомобилей как Мерседес можно смело выпускать автомобили, которые ранее были закрыты для Крайслера. Это объединение положительно влияет и с технической, и с тактической стороны на обе компании.

В настоящее время автомобили Мерседес, Джип, Додж и Крайслер продаются через единую дилерскую сеть и обслуживаются едиными техническими службами. Грамотная стратегия даёт финансовые выгоды.

В 2001 году в США было реализовано 17,2 млн. новых легковых автомобилей, внедорожников и пикапов. Общее количество зарегистрированных автомобилей превышает 200 млн. Правило «одна семья – один автомобиль», действующее, например, в России в США не распространено. Американцы считают необходимым иметь два-три автомобиля в семье. С этими показателями Америка является автомобильной державой №1, подтверждая своё лидерство.

«Большая тройка» контролирует 62,7% рынка США, 36% рынка Бразилии, 28% Европы и 10% Азии. Таким образом, влияние американских ТНК распространяется на большую часть планеты и играет большую роль в социально-экономических процессах.

General Motors -1,1%
Ford -5,8%
DaimlerChrysler -9,6%

Таблица 1. Изменение объёмов продаж автомобилей «большой тройки» в 2001 году на рынке США.

Однако, контролировать американский рынок становится всё труднее из-за массированного наступления крупных иностранных и средних производителей. Ещё в 1996 году доля Американских компаний на «своём» рынке была более 72%. Главным образом отечественные производители были «биты» в классе люксовых автомобилей. Имея в своём распоряжении такие марки, как Кадиллак и Линкольн, американцы уступили за последние 10 лет большую часть этого сегмента рынка европейским маркам Мерседес-Бенц, БМВ и японскому Лексус.

Таблица 2. Лидеры продаж автомобилей класса «люкс» в США в 1999 году.

Потери понесённые американскими производителями исчисляются десятками миллионами долларов. Идёт острейшая конкурентная борьба, в ходе которой используются все возможные способы и методы. И в первую очередь иностранные производители сделали ставку на качество.

Американское издание ConsumerReports, занимающееся исследованиями автомобильного рынка, опубликовала рейтинг надёжности автомобилей. Результаты таковы: в течение первого года эксплуатации на 100 японских автомобилей зафиксировано 15 серьёзных неисправностей; у европейских машин – 23 поломки, у американских – 24. В десятку самых надёжных автомобилей вошли 4 машины компании Toyota, по две – от компаний BMW и Honda, и по одной - от Volkswagen и Subaru.

Однако в Америке всё также популярны «чистокровные» американские внедорожники и пикапы. Это доказывает, что лидером продаж 2001 года стал пикап FordF-series.

Таблица 4. Внедорожники, минивэны и пикапы на рынке США в 2001 году.

Японские марки на сегодняшний день контролируют около 25% автомобильного рынка США. Такой успех стал следствием грамматной политики европейских и японских компаний. Так, например, Компании Toyota, Nissan и Honda специально для американского рынка создали такие брэнды как Lexus, Infiniti и Acura соответственно для завоевания части покупателей. Это дало им ряд преимуществ.

Во-первых, у этих имён не было определённого имиджа (кроме того, который японцы хотели показать в рекламной кампании), следовательно, у покупателей возникало чувство любопытства.

Во-вторых, для патриотично настроенных американцев табличка с надписью “MadeinUSA” играла огромную роль. Ведь заводы этих зарубежных фирм находились в Штатах, несмотря на то, что они управлялись из Японии.

И в-третьих, вышеупомянутые фирмы пришли на американский рынок с очень хорошим товаром: «люксовые» автомобили были очень высокого качества (по сравнению с отечественными), отвечали всем требованиям и пристрастиям местных жителей и продавались по очень привлекательным ценам.

Однако, заводы, расположенные на территории США дают и американцам ряд преимуществ: хорошие рабочие места, дополнительные поступления в бюджет и увеличение ВВП. В итоге: выигрывает потребитель.

Американская компания R. L. Polk & Co., которая занимается исследованиями автомобильного рынка, опубликовала результаты опроса, проведенного на Детройтском автосалоне 2002 года. Вопрос «Автомобиль какого типа вам нужен?» был задан 5870 посетителям выставки. Результаты таковы: 27% предпочли внедорожники, 15% - легковые автомобили среднего класса, еще 15% - спорткары, 11% - престижные седаны, другие 11% - пикапы, а за компактные легковые автомобили высказалось лишь 7% респондентов.

По этим результатам можно предположить, что таблица популярности останется та же, однако спрос на пикапы может снизиться.

Европейские производители представлены главным образом концерном Volkswagen, в который входят Audi, Skoda, Seat, Lamborghini, Bentley и Bugatti; концерн PSA (Peugeot и Citroen); FiatAuto (AlfaRomeo, Maserati, Lancia) и BMW. Существуют также Ferrari, Lotus и Porcshe, которые являются неотъемлемой частью Европы, но продажи этих марок автомобилей незначительны.

Концерн VW проводит политику унификации своих автомобилей и сокращение платформ, о чём было сказано ранее. Это позволяет проводить более гибкую ценовую политику, однако существуют и некоторые недовольства среди потенциальных клиентов. Ведь унификации подвергаются как двигатели и детали подвески, отчего машины становятся похожими при езде, так и элементы салона, из-за чего возникает смятение. Порой, узнать в какой машине ты сидишь, Фольксваген или Шкода, помогает лишь знак фирмы на руле. И это, на мой взгляд, является отрицательным направлением в политике концерна. Потому что в цивилизованных странах всё больше людей стремятся быть индивидуальными и выделиться из толпы, в том числе и иметь эксклюзивный автомобиль.

Марка VW считается производителем относительно дешёвых «народных» автомобилей, занимая во многих классах «ценовые» ниши. Модельный ряд Фольксвагена начинается с модели Lupo, класса А по европейской классификации легковых автомобилей и заканчивается моделью Passat (класс D). Цены на автомобили начинаются с отметки менее $10 тыс. и заканчиваются цифрой $38 тыс. Таким образом, автомобили удовлетворяют потребности большей части населения Европы. Однако в начале 2002 года был показан новый флагман фирмы VW модель Phaeton. Эта машина будет выпускаться с конца 2002 года и продаваться по ценам от $50 тыс. до $65 тыс. и позиционироваться в классе F. Её конкурентами будет элита европейского автомобилестроения: AudiA8, MercedesS-klasse, BMW 7-series, которые значительно дороже.

Как сказал глава концерна VW Фердинанд Пьех: «Если Мерседес давит на нас снизу, то мы надавим на него сверху». Этим он хотел сказать, что низкие по классу автомобили Мерседес стали конкурировать с автомобилями Фольксваген, чего не было раньше. Поэтому было принято решение конкурировать в новом, более высоком для себя классе. Главным козырем остаётся цена и качество.

Однако, остаётся свободным класс Е, который не занят концерном Фольксваген. И, можно предположить, что вскоре появится автомобиль, который сможет заполнить пустующее пространство. Скорее всего, он будет построен на базе Фаэтона.

Компания БМВ выпустила в 2001 году почти 900 тыс. автомобилей. Два года назад компания выпустила внедорожник – первый в своей истории. Тем самым продажи увеличились на 10%. Идеология фирмы осталась прежней: она выпускает машины для любителей активной езды – мощные, быстрые, со стремительным обликом и в то же время по-немецки качественные. Именно этим менеджеры компании удерживают своих клиентов.

Сейчас БМВ имеет права на выпуск модели Mini завода с таким же названием. Такое решение было принято при продаже этого завода руководством БМВ. Разработка этой машины велась в то время, когда компания Mini принадлежала баварской компании. Успех модели был очевиден, и поэтому было не разумно продавать её вместе с заводом, после того как были сделаны большие вложения.

Менеджеры БМВ оказались правы – продажи MiniOne и MiniCooper идут великолепно как в Старом свете, так и в Америке: в этом году они достигнут отметки 100 тыс. автомобилей.

Рынок Германии по-прежнему остаётся самым ёмким, а значительная часть населения (755.000 человек) занята в автомобильной или смежных отраслях. В 2000 году оборот отрасли составил 431 миллиард марок, а количество произведённых автомобилей перешло отметку в 5 млн. , около 3,5 млн. было реализовано за рубежом, главным образом в Северной Америке.

Францию представляет концерн PSA и не входящая в него компания Renault (Рено). PSA объединяет в себе двух крупных производителей – Пежо и Ситроен. Объём выпуска первого составляет 500 тыс. авто, а второго – вдвое больше. Эти два завода работают главным образом на потребности европейского рынка, выпуская относительно дешёвые и небольшие автомобили. Объединение этих фирм было необходимо, т.к. Рено является лидером во французском автомобилестроении, производя более 1,5 млн. авто в год. Два последних автомобиля, представленные фирмой оказались слишком революционного и авангардного дизайна. Поэтому продажи не столь удачны.

Два года назад Рено объединилось с другим мощным японским концерном – Ниссан. Теперь японские автомобили, имеющие неплохой спрос в странах Европейского Союза, получат дополнительные преимущества и увеличат свои продажи. А европейские Рено смогут освоиться на новом для себя рынке в Японии. Кроме того, французы смогут воспользоваться построенной дилерской сетью Ниссан в США, заметно на этом сэкономив. Сотрудничество будет происходить также в технической области.

Итальянский FiatAuto является практически единственным производителем этой страны. В него также входят AlfaRomeo и Maserati, выпуск автомобилей последней фирмой незначителен.

Европа – это рынок, на котором доля новых автомобилей с дизельными двигателями столь высока – 33%. Это связано, прежде всего, с повышением экологичности и снижением стоимости выпускаемых дизелей. К тому же они не уступают по динамическим характеристикам бензиновым моторам, а расход топлива значительно ниже. Выгода потребителя очевидна.

Азиатский рынок легковых автомобилей.

Азиатский рынок существенно отличается от американского или европейского рядом принципов. Можно даже выделить азиатский рынок, как «государство в государстве», которое живёт по своим, независящим от внешних воздействий правилам. Японский автопром имеет строгое разделение модельного ряда на автомобили для внутреннего и внешнего рынков. Те машины, которые продаются в Японии, возможно, никогда не сможет увидеть и купить американец или немец. Эти машины намного совершеннее тех, которые идут на экспорт. Во многом это обусловлено менталитетом японцев и жёсткими требованиями внутреннего рынка в области экологии, экономии и стиля. Новые модели появляются чаще. Если на западе модельный ряд фирмы-автопроизводителя обновляется каждые 5-7 лет, то японцы и корейцы обновляют модели для внутреннего рынка через 3-4 года.

Крупнейшим японским производителем является Toyota, который производит свыше 4,4 млн. автомобилей в год на заводах, расположенных в разных частях света, и занимает четвёртое место в мире.

Модельный ряд Тойоты очень разнообразен и широк. Машины этой фирмы всегда отличались широким набором стандартного и дополнительного оборудования, конкурентной ценой, высоким техническим уровнем и не снижающимся качеством.

Автомобилями самого высокого класса занимается отделение Lexus, основным рынком сбыта которого является США.

Компания Daihatsu, принадлежащая Тойоте, специализируется на выпуске малолитражных и дешёвых автомобилей, которые очень популярны в Японии и Южной Корее.

На внутренний рынок Японии Тойота поставляет 3,1 млн. легковых автомобилей и является лидером в этой области.

Вторым по величине концерном Японии является Nissan, который недавно объединился с французской компанией Renault. Объёмы продаж в Японии составляют 1,4 млн. машин, второй показатель после Тойоты.

Ниссан тоже очень известен своими доброкачественными автомобилями в Европе, а в Америке больше известно отделение Infiniti, занимающиеся реализацией машин высшего класса.

Хонда – третий по объёму выпуска автомобильный завод в Японии. Ежегодно выпускается 1,2 млн. автомобилей Хонда. Эта фирма известна большими достижениями в производстве бензиновых двигателей, а также разработками автомобилей, использующими в качестве топлива природный газ и солнечную энергию.

Хонда тоже имеет подразделение, занимающееся выпуском высококлассных автомобилей, преимущественно для американского рынка.

Компания Митсубиси является крупнейшим ТНК, который объединяет в себе не только производство автомобилей. Однако, более двадцати процентов автомобильной компании MitsubishiMotors принадлежит американо-европейскому концерну DaimlerChryslerAG. Председателем совета директоров компании Митсубиси был выбран представитель от концерна DC. Скорее всего, дальнейшая интеграция этих компаний будет продолжаться.

Нельзя не отметить, что компания Suzuki, специализирующаяся на выпуске небольших автомобилей и ежегодно производящая 1,8 млн. машин (11-ое место в мире) остаются полностью самостоятельной. Ни японские, ни западные компании не смогли взять под контроль столь успешную компанию.

Корейское автомобилестроение представлено тремя компаниями: Hyindai, Daewoo и Kia. Эти компании широко известны за пределами своей страны: они хорошо продаются в западной Европе (в том числе и России), где имеют свои заводы, а также увеличивают продажи в Америке. Из более чем 3 млн. собранных в 1999 году автомобилей на экспорт ушли больше половины.

Самый крупный из них – Hyindai, выпуск которого превышает 1 млн. автомобилей. Это в основном маломощные и дешёвые автомобили для широких слоёв населения.

Россия.

На сегодняшний день на территории СНГ находятся 18 крупных автомобильных заводов и автосборочных предприятий. Из них 8 выпускают импортные автомобили.

В 2001 году российскими производителями было выпущено 1.186.600 легковых автомобилей, что на 4% больше, чем в 2000 году. Основная часть выпущенных машин – продукция АвтоВАЗа – 767.000 автомобилей.

Наиболее популярными иномарками в России по итогам 2001 года являются автомобили относительно дешёвые (до $15000). Причём наметилась тенденция к увеличению доли импортных автомобилей, собранных на совместных предприятиях на территории России. Это понятно – «местные» машины по качеству сборки лишь немногим уступают импортным, но они заметно дешевле. Так например крупный завод в Узбекистане (УзДэуАвто) смог продать через дилерскую сеть около 10000 авто, что составляет около 13% всего рынка.

Однако также очень популярны и более дорогие машины, покупка которых скорее обусловлена престижом и громким именем марки, нежели реальной потребностью. Более 20% всех новых купленных автомобилей стоили своим покупателям свыше $30000. Mercedes-Benz в 2001 году вошла в первую десятку компаний, реализовав 3806 машин (5%). А такие компании как BMW, Audi и Volvo оказались соответственно на 12, 13 и 14 местах по итогам 2001 года.

По последним заявлениям правительства в 2003 году будут существенно повышены пошлины на импорт поддержанных автомобилей импортного производства. Это вызвало широкое недовольство народных масс, так как значительная часть автомобилистов используют поддержанные иномарки, предпочитая их новым отечественным авто. С одной стороны такие меры могут увеличить продажи новых отечественных машин, а с другой стороны смогут ли российские заводы поднять качество выпускаемой продукции?

«Зелёные» автомобили – миф или реальность?!

Экологически чистый автомобиль, который не причиняет вреда окружающей среде – вот мечта каждого правительства и активиста объединения Greenpeace. Однако, этот же автомобиль должен удовлетворять потребности простого водителя – быть динамичным, удобным в эксплуатации и относительно дешёвым. С такими проблемами сейчас сталкиваются создатели экологически чистых автомобилей, но решение так и не найдено. Существует несколько направлений, по которым развивается проектирование «зелёных» автомобилей.

Первым направлением является использование электродвигателей. Такие автомобили уже существуют во всём мире. Однако, они используются в качестве альтернативы двигателям внутреннего сгорания: автомобили для гольфа, троллейбусы и другие микро автомобили. Пока электрический двигатель не может сравниться с обычным по своим потребительским характеристикам, но является абсолютно «чистым» для окружающей природы.

Вторым направлением является использование двигателя, работающего на смеси газов, который выбрасывает в атмосферу CO 2 . Однако, такой автомобиль обходится очень дорого, требует специального обслуживания и технология не совершенна.

В данный момент наибольшее внимание уделяется автомобилям с гибридными двигателями. Принцип работы таков: маломощный двигатель внутреннего сгорания работает совместно с генератором, вырабатывая электричество для электромотора, который в свою очередь приводит в движение колёса автомобиля. Либо другой вариант: одна ось автомобиля приводится в движение обычным двигателем, а при необходимости дополнительной нагрузки другая ось будет двигаться за счёт электромоторов. Такие автомобили сейчас выпускаются серийно, однако не очень популярны.

Ведутся работы по созданию сверх экономичных машин. Лидер в этой области концерн Volkswagen. Уже выпускается модель Lupo, которая расходует менее трёх литров дизельного топлива на 100 километров пути. Совсем недавно был показан широкой аудитории концептуальный автомобиль с расходом топлива менее 1л/100 км. Он рассчитан на двух человек и набирает максимальную скорость 120 км/ч. Работы в этом направлении будут, несомненно, продолжены и такой автомобиль вскоре появиться в продаже.

О каких-либо революционных открытиях в ближайшее время говорить пока не приходится. Но работы ведутся. И та фирма, которая первой сделает экологически чистый автомобиль доступным, несомненно, будет считаться лидером.

Перспективы развития отрасли.

Можно предположить, что рост автомобилестроения в ближайшие 3-5 лет останется на уровне 5-10 процентов. Серьёзных изменений в структуре производства и продаж произойти не должно. Тенденция к строительству заводов в развивающихся странах и «странах третьего мира» будет усиливаться. Новые рынки сбыта будут предметом конкурентной борьбы между основными гигантами мировой автопромышленности.

Как уже говорилось во введении, усилится процесс концентрации сил. Одним из критериев к объединению является разность культур, выпускаемых автомобилей. Т.е. станут создаваться совместные предприятия, учредителями которых станут компании из разных стран и континентов. Возможен следующий сценарий развития ситуации:

Концерн GeneralMotors окончательно возьмёт под свой контроль марки Isuzu и Subaru, которыми сейчас владеет частично.

DaimlerChrysler завершит своё объединение с Mitsubishi, став таким образом немецко-американо-японской корпорацией.

Одна из азиатских компаний (Suzuki или Daewoo) примкнёт к европейскому гиганту Volkswagen.

Возможно европейское сотрудничество двух концернов PSA и FiatAuto для укрепления своих позиций на внутреннем рынке.

Вероятно, вдали от слияний и интеграций в ближайшее время останутся Ford, Toyota и BMW.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ.

2. Журнал «Эксперт» №42, 2001 год.

3. Автомобильные компании стран Западной Европы. НИИНавтопром. М., 1982.

4. Автомобильные компании Америки и Японии. НИИНавтопром. М., 1982.

5. В.И. Бутов. Экономическая и социальная география зарубежного мира и России. М., 1998.

6. Электронная энциклопедия «Кругоссвет». КМ., 2000.

8. Информационный мультипортал Кирилл и Мефодий (www.km.ru).

Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2

Описание слайда:

Слайд 3

Описание слайда:

Слайд 4

Описание слайда:

Слайд 5

Описание слайда:

Слайд 6

Описание слайда:

Слайд 7

Описание слайда:

Слайд 8

Описание слайда:

Слайд 9

Описание слайда:

Слайд 10

Описание слайда:

2. Volkswagen Group (фольцваген) Volkswagen Group является немецкой многонациональной автомобильной компанией со штаб-квартирой в Вольфсбурге, Нижняя Саксония, Германия. Она является производителем легковых и грузовых автомобилей, мотоциклов, двигателей и турбомашин. Volkswagen означает "народный автомобиль" на немецком языке. В настоящее время ее лозунг "Das Auto" ("Автомобиль"). Компания имеет свои представительства в примерно 150 странах мира и управляет 100 производственными мощностями в 27 странах. Активы компании оцениваются в $ 446 920 000 000, 572 800 сотрудников компании работают в разных странах мира. Рыночная стоимость: $ 119 100 000 000 Продажи: $ 261 600 000 000 Прибыль: $ 12 000 000 000

Слайд 11

Описание слайда:

Слайд 12

Описание слайда:

4. BMW Group(БМВ груп) Bayerische Motoren Werke AG является немецкой компанией по производству автомобилей, мотоциклов и двигателей. Она была основана в 1916 году, штаб-квартира расположена в Мюнхене, Бавария, Германия. Деятельность BMW осуществляется в более чем 150 странах, и координируются из здания "с четырьмя цилиндрами" в Мюнхене. BMW Group производит мотоциклы под маркой Motorrad. Она также производит мини-автомобилей и элитные автомобили Rolls-Royce. Компания имеет 10 научно-исследовательские центров, 4 из которых находятся в Германии, 3 в США и по 1 в Австрии, Японии и Китае. В настоящее время концерн BMW Group управляет 28 производственными мощностями в 13 странах. Эта глобальная сеть производства является основой роста для BMW. Концерн BMW Group в настоящее время имеет филиалы по продажам автомобилей в 34 странах мира. В ней занято 110 351 человек, активы оцениваются в $ 190 660 000 000 Рыночная стоимость: $ 83 400 000 000 Продажи: $ 101 000 000 000 Прибыль: $ 7 400 000 000

Слайд 13

Описание слайда:

Слайд 14

Описание слайда:

Слайд 15

Описание слайда:

Слайд 16

Описание слайда:

Слайд 17

Описание слайда:

Слайд 18

Описание слайда:

Случайные статьи

Вверх