Кбм в полисе 0.70 какая скидка. Что такое кбм осаго

С 1 января 2017 года Российский союз автостраховщиков (РСА) совместно с Центральным Банком РФ вводит новую систему расчета скидок и надбавок для окончательного расчета стоимости полиса ОСАГО.

Новый , который будет введён с 2017 года, в первую очередь станет привязан к водителю, а не к автомобилю. Напомним, что в настоящий момент на территории России действует система коэффициентов бонус-малус, которая привязана к автомобилю и к водителю. В итоге по данным РСА около 20 процентов водителей не справедливо переплачивают за страховые полисы обязательной гражданской ответственности.



Например, ответственный и аккуратный водитель имеет . Но это не означает что итоговая стоимость полиса ОСАГО, при оформлении договора страхования будет снижена на этот коэффициент. Так как в настоящий момент полис ОСАГО привязан к транспортному средству, то если водитель с хорошей или за безаварийную езду вписан в полис владельца другого автомобиля и который попал по своей вине в ДТП, то максимальный коэффициент аккуратного водителя будет снижен.

С 1 января 2017 года планируется отвязать полис ОСАГО от автомобиля и привязать его к самому водителю. То есть для каждого водителя будет рассчитан индивидуальный коэффициент бонус-малус (КБМ), который не будет изменяться из-за аварийности другого водителя и автомобиля.

Классы убыточности для каждого водителя (КБМ-коэффициенты)



С нового года Российский союз автостраховщиков вводит 14 индивидуальных классов для водителей (от класса убыточности "М" до 13 класса).

Например, класс убыточности "М" имеет коэффициент 2,45. То есть если водитель часто попадает , нарушая правила дорожного движения, то ему может быть присвоен класс убыточности из-за частой аварийности с коэффициентом 2,45. Таким водителям полис обойдется почти в 2,5 раза дороже.

Сегодня эти классы убыточности привязаны к автомобилю, на котором ездит водитель. Напомним обязательного страхования гражданской ответственности при управлении автомобилем, всем водителям был присвоен класс под номером 1. Далее за безаварийную езду водителю начисляет скидка в размере 5 процентов. То есть каждый год коэффициент бонус малус снижается на 0,05 процентов. Таким образом, максимальная скидка за 10 лет безаварийной езды составляет 50 процентов (коэффициент 0,50).



Если же водитель независимо от накопленной скидки, то водитель получает на следующий период страхования повышающую надбавку за счет коэффициента 1,55. К сожалению, для того чтобы вернуть коэффициент бонус-малус к 1,0 необходимо, как минимум, проездить без аварий в течение 2 лет.

В настоящий момент . Например, не редкость, когда водитель являясь собственником автомобиля страхует свою ответственность приобретая полис для своего автомобиля, а также вписан в полисы других владельцев транспортных средств. В итоге один и тот же водитель может иметь разные КБМ-коэффициенты. Это напрямую зависит от того, сколько водителей вписаны в тот или иной полис и какой они и автомобили имеют КБМ.

Но с 1.01.2017 года планируется, что каждый водитель будет иметь свой личный КБМ по ОСАГО, который будет изменяться 1 раз в год 1 января 2017 года.



Напомним, что сейчас коэффициент бонус-малус изменяется после заключения договора страхования на новый срок. Отвязав от водителя автомобиль, . Кроме того, с нового года страховые компании лишаться самостоятельно рассчитывать коэффициент бонус-малус. В настоящий момент РСА готовит электронную онлайн систему, которая будет рассчитывать для каждого водителя индивидуальный коэффициент КБМ и передавать по запросу страховой компании для заключения договора страхования.

Передача права расчёта КБМ Российскому союзу автостраховщиков позволит избежать злоупотребления страховых компаний при заключении договоров страхования. Введение единой базы для расчета КБМ на сервере РСА позволит полностью прекратить злоупотребление при расчете стоимости полисов ОСАГО со стороны страховых компаний.

Насколько вырастет скидка по полису ОСАГО с 1 января 2017 года?



Согласно нововведению с 1 января 2017 года коэффициент КБМ будет рассчитываться индивидуально для каждого водителя без учета влияния автомобиля.

То есть если водитель вписан в чужую страховку, то будет рассчитан не средний коэффициент по двум страховкам, а более справедливый. То есть если водитель имеет коэффициент 0,5, то если он будет вписан в страховой полис другого собственника автомобиля, то водитель с максимальной скидкой не потеряет коэффициент и .

По данным РСА около 20 процентов водителей с 1 января получат скидку от 2 до 15 процентов, благодаря новой методике расчета окончательной стоимости полиса ОСАГО.

Подорожает полис ОСАГО без ограничения по количеству водителей?



К сожалению, новая система расчета коэффициента бонус-малус с 1 января 2017 года приведет к тому, что из-за отмены привязки стоимости полиса от автомобиля, стоимость полиса ОСАГО без ограничения допуска водителей к управлению существенно вырастет. Напомним, что сегодня без ограничения количества водителей, рассчитывается с применением коэффициента КБМ 1,80.

В итоге многие водители после неоднократного попадания по своей вине в аварию, понимая, что им грозит при заключении договора страхования на новый срок расчет стоимости полиса по коэффициенту 2,45, просто приобретают полис без ограничения допуска водителей к управлению ТС. Это значительно дешевле, чем расчет полиса по коэффициенту 2,45. Чтобы прекратить эту практику 1 января 2017 года для всех полисов ОСАГО без ограничения допуска водителей вводится коэффициент КБМ 2,45. Это конечно расстроит многих водителей, которые в последние годы приобретали полисы без ограничения количества водителей. Подорожание подобного полиса ОСАГО составит 13,6 процентов.

Будет ли переходный период после введения новой системы расчетов коэффициента бонус-малус?



Да, Российский союз автостраховщиков устанавливает, что после начала новой системы расчета коэффициента КБМ будет введен льготный переходный период. Например, для тех водителей, которые вписаны не в один полис ОСАГО и имеющие несколько видов коэффициентов бонус-малус, будет установлен (напомним, что в настоящий момент в 2016 году страховые компании рассчитывают средний коэффициент бонус-малус).

Так что для таких водителей стоимость полиса ОСАГО в 2017 году может снизиться.

Насколько подорожает стоимость полиса для юридических лиц и таксистов?



С 2017 года все юридические лица начнут платить за по среднему коэффициенту. Ведь сегодня все юридические компании покупают полис ОСАГО, стоимость которого рассчитывается индивидуально для каждого автомобиля. Но с 01.1.17 для юридических лиц будет рассчитываться среднее значение КБМ по всему автопарку, принадлежащему юр. лицу. Для тех компаний, который имеют большой автопарк это конечно приведет к существенному увеличению затрат на ежегодное страхование гражданской ответственности водителей транспортных средств.

Особенно не повезет крупным таксомоторным паркам, где часто машины по вине водителей. Ведь с нового года, если хотя бы один водитель попадет в ДТП, то в следующем, календарном периоде среднее значение КБМ для юридического лица (а значит для всего автопарка, принадлежащего компании) существенно вырастет.

Как вырастет стоимость полиса ОСАГО, если вписать в него водителя, который по своей вине в прошлом попадал в ДТП?



Согласно новым правилам с 1 января 2017 года, если владелец машины будет вписывать в полис несколько водителей, то расчет КБМ будет рассчитываться по водителю, который имеет худший коэффициент КБМ. Поэтому рекомендуем каждому владельцу автомобиля при оформлении полиса внимательно относиться к тому, кого он вписывает в полис ОСАГО, поскольку если вы впишите водителя с большим КБМ коэффициентом из-за его аварийности, то итоговая стоимость полиса ОСАГО может быть намного больше.

Сейчас на рынке обязательного автомобильного страхования в народе ОСАГО, творится просто «черти что». Если в 2007 – 2009 годах, как я помню, можно было легко и просто застраховаться, то сейчас ЭТО ПРОСТО НЕВОЗМУТИМО СЛОЖНО! Конечно, правительство старается навести порядок путем покупки электронного полиса, но работает, как оказывается это не во всех компаниях, хотя вроде как с 2017 года обяжут всех. Но для того чтобы застраховаться обычному рядовому водителю, нужно обязательно знать свой класс водителя или как его называют страховщики свой коэффициент бонус-малус (сокращенно КБМ). А вот с этим у 90% водителей складывается большая проблема! Хотя вроде бы как все элементарно! НО я решил вам рассказать, как его реально рассчитать самому. Информация очень полезная, так что читаем, добавляем в закладки …

Собственно что больше всего бесит. У меня была страховка ОСАГО в компании «ЖАСО», очень долго страховался в этой организации - имею безаварийный стаж, около 9 лет! Пролонгация полиса в этой компании, для таких водителей как я, происходила максимум за полчаса. ТО есть подъехал и оформился еще на год, быстро и удобно. Но вот вся проблема в том, что компания с 2016 года перестала заниматься страхованием именно по ОСАГО, а все дела передала в «СОГАЗ». Решил я позвонить туда, на что мне было сказано – сегодня вы уже не успеете (я звонил в 13.00), приезжайте с утра перед открытием за час, тогда возможно вы сможете застраховаться этот день! ОХРЕНЕТЬ! Типа очереди просто огромные – ЛЮДИ ПО ДВА ДНЯ СТОЯТ! И что самое обидное это практически в любой организации, без разницы куда звонить. Я мониторил рынок весь день

Электронное ОСАГО

«Ладно» - подумал я, сейчас же начали применять электронный полис ОСАГО. Я человек прогрессивный с интернетом на «ТЫ», думаю легко и просто застраховаться. Но не тут-то было, практически все компании, только пролонгируют ОСАГО через официальные сайты, а вот речь о том чтобы заказать новый, для вновь обратившегося – ТАКОГО НЕТ! Просто жесть какая-то. Обидно до глубины души.


Поэтому у меня возник такой вопрос – вот правительство повысило цены в два с лишним раза на ОСАГО, а реально стало еще хуже. Раньше в 2008 – 2009 годах, застраховаться проблем не было! Пришел и уже через полчаса у тебя полис на руках! Сейчас что изменилось ТО? Ответьте мне пожалуйста, и почему нет в законе никакой статьи которая обрисовывала бы строки оформления полиса, например не более 30 минут или в обязательном порядке через интернет. Получается это очередное ГИБДД, где можно ждать инспекторов до места аварии часами!!! Такое ощущение что - элементарную процедуру специально усложняют, ГДЕ КОНТРОЛЬ ВЛАСТИ???

Ладно, думаю с 1 января 2017 года, РЕАЛЬНО НАСТУПЯТ ПРОДАЖИ ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ! То есть как вижу это я – зашел на сайт, заполнил форму на сайте, рассчитался с карты или электронных денег и распечатал полис у себя дома! Если остановит инспектор ГИБДД, то проверка в базе «РСА» (Российский Союз Автостраховщиков) и если нет подделки, поедете дальше. ДУМАЮ, ЛЮДИ ПРОСТО СКАЖУТ СПАСИБО И УЙДУТ ЭТИ НЕ ОБОСНОВАННЫЕ ОГРОМНЫЕ ОЧЕРЕДИ!

А пока нет НОРМАЛЬНЫХ калькуляторов на сайтах компаний, давайте будем пользоваться калькулятором на сайте РСА, все же это контролирующая организация.

Как рассчитать ОСАГО?

Собственно все просто, заходим на сайт РСА и видим надпись «Калькулятор ОСАГО». Переходим и видим много не сложных полей. Таких как:

  • Владелец ТС
  • Тип ТС
  • Мощность двигателя
  • Срок договора
  • Период использования
  • Класс водителя
  • Несколько пунктов о регионе и городе
  • Далее информация о водителях, если два или три то вбиваем всех


Собственно внизу выходит сумма, которую вам нужно заплатить. НО ЗАПОМНИТЕ ЭТО РЕКОМЕНДУЕМАЯ БАЗОВАЯ СУММА, ТО ЕСТЬ СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ МОЖЕТ СВЕРХУ ДОКРУТИТЬ СВОИ ПРОЦЕНТЫ!

Вы даже можете распечатать расчет и обратиться с ним в страховую, но есть непонятный пункт - А ИМЕННО «КЛАСС ВОДИТЕЛЯ». Что это такое и откуда его брать? Давайте разбираться

Класс водителя ОСАГО на сайте РСА или КБМ

Собственно рассчитать этот класс водителя не сложно! А если говорить правильно, то это - коэффициент «Бонус-Малус» . Почему он так называется да все просто – если вы катаетесь год без аварий, то вам дают «Бонус» - 5% скидки на следующий год, а если попали в аварию (или две - три) то вас наказывают, увеличивая коэффициент страховки (это понятно «Малус»).

Теперь понеслась полезная информация для тех, кто не понимает, как его рассчитывать, смотрим вот эту табличку КБМ.


В ней всего 15 уровней, начинаются с «M», дальше от «0» до «13» включительно.

Собственно, если вы начинающий водитель - только что сдали на права, то для вас будет действовать самый максимальный КБМ, это нулевой уровень , коэффициент для вас будет 2,3! Просто вдумайтесь, то есть если ставка на ваш авто к примеру 4000 рублей, то вам нужно будет заплатить 4000 Х 2,3 = 9200 рублей.


Прокатались мы год, без аварий, вам присваивается «1» класс водителя. И если смотреть в таблицу, то КБМ будет равен - 1,55


Третий год безаварийного стажа – «3» класс водителя, КБМ – 1


Если будете соблюдать правила и кататься 15 лет без аварий, то максимальный класс водителя это «13», возможная скидка 50%! То есть вам КБМ – 0,5. Значит если базовый тариф на ваш авто, к примеру, 4000 рублей, вы заплатите всего 2000 рублей, не плохо правда?


Вот так и рассчитывается класс водителя, который характеризуется КБМ. Но что делать, если вы совершили аварию, причем по вашей вине?

Повышающий расчет

Тут также все просто, опять смотрим таблицу, здесь есть как повышающие, так и понижающие коэффициенты.

Предположим, что вы являетесь дисциплинированным водителем со стажем в 8 лет, ваш класс водителя «7» (ведь есть еще и нулевой уровень) значит, ваш КБМ равен – 0,8


НУ такое случается, вы попали в одну аварию, причем по вашей вине, то есть страховая компания выплачивала деньги за поврежденный автомобиль, не важно сильно поврежденный или просто «чиркнутый бампер», тогда на следующий год для вас будет действовать повышающий КБМ из таблицы это четвертый столбец (одна выплата) – вам присуждается «4» класс водителя. Если вы совершили две аварии за год, тогда пятый столбец – «2» класс, а вот если три и более аварий – присуждается штрафной КБМ, класс «M».


Что такое класс «M» - это штрафной индикатор, обычно так страховщики обозначают проблемных водителей, те кто постоянно бьет свои авто. Как видите у него самый большой коэффициент – 2,45


От себя скажу начинающим водителям (нулевой класс) очень сложно выбраться из этого уровня, то есть пока вы не умеете водить, есть большая вероятность, что вы чиркните какой-либо авто и угодите в штрафной «M» класс. Поэтому осторожность и еще раз осторожность.

Переход в другую компанию и КМБ

Многие переживают при переходе из одной компании в другую за свою скидку, правильнее нужно сказать за свой класс или показатель КМБ. Однако беспокоиться здесь не о чем. При переходе ваша бывшая компания должна вам предоставить ваш показатель КМБ. Если они уперлись и говорят что это якобы секретная информация, то ее можно узнать у представителей РСА (Российского Союза Автостраховщиков), ведь там сейчас должна храниться вся ваша страховая история.

Поэтому страхование при переходе в другую компанию должен начаться именно с показателя на конец предыдущего года. Допустим, вы ушли с «5» классом, значит должны и начать именно с него.

Кстати, сейчас на многих страховых полисах указывают ваш КБМ на конец периода, это также информация для нового страховщика.


Так для справки закон об ОСАГО начал работать с 1 июля 2003 года, так что те кто страхуется с этого года и являются безаварийными водителями запросто уже накопили на 50% скидки.

Правда только ваших слов для страховой будет не достаточно, нужно бумажное подтверждение, тут либо бывшая компания, либо старый полис ОСАГО (с отметками), либо информация от РСА.

Сейчас небольшое поясняющее видео, смотрим.

Каждому водителю о том, как узнать свой КБМ по ОСАГО, нужно задумываться еще до оформления самой страховки. Во-первых, стоит все же расшифровать эти загадочные буквы, чтобы понять, что они означают. Дело в том, что тарифы расценок на ОСАГО могут быть утверждены не самими страховщиками-кампаниями, а правительством страны. И чтобы узнать цену полисов, нужно базовый тариф умножить на ряд коэффициентов-поправок. Существует даже специальный калькулятор ОСАГО, размещенный на некоторых сайтах в интернете. Среди них и КБМ – коэффициент бонус-малус. Он предназначен для поощрения водителей, не попадающих в аварийные ситуации. И это резонно.

Почему человек, на протяжении многих лет всячески избегающий ДТП и старающийся ездить по правилам, должен платить столько же денег за страховку, сколько и тот, который постоянно влипает в разные дорожные истории? Также коэффициент призван и наказать оных водителей, по чьей вине случаются ДТП, методом повышения цены на данную страховку.

Как узнать свой КБМ по ОСАГО , и в одном, и в другом случае?


Класс страхователя и КБМ


Говоря о подобном коэффициенте и его вычислении, страховщики обычно склонны употреблять данный термин, вышеприведенный. От класса напрямую зависит и скидка на ОСАГО. К примеру, если водитель был застрахован впервые, то его класс – 3-й, а сам КБМ будет равен 1. Впоследствии, за каждый год безаварийной езды водитель при оформлении страховки получает скидку – в размере 5-и процентов. А коэффициент бонус-малус становится равным, соответственно, 0,95 (после года), 0,90 (после 2-х лет), 0,85 (после трех).

Причем, страховщики предусмотрели и минимальный порог сокращения оплаты за страхование – 50%. Это вполне резонно, так как некоторые водители всю свою жизнь предпочитают не нарушать правила дорожного движения и не попадать в аварии. Таким образом, у этих добропорядочных и ответственных граждан через определенное время скидки бы составляли 100%!

Так что максимальным КБМ считается 0,50. Чтобы достичь такого максимального результата, нужно «всего лишь» не попадаться в ДТП на протяжении 10 лет.



Потеря скидок и наказывающие наценки


Данные коэффициенты на скидки можно потерять в один миг, если вы в последующий страховой период попадаете в аварию или становитесь виновником дорожно-транспортного происшествия. Тогда все ваши накопительные скидки прогорают и КБМ снова становится равным единице. Если же вы начали страховаться не так уж давно, либо имеете в своем резерве скидку, весьма незначительную, то в случае не совсем осторожной езды и дорожных приключений с участием ГИБДД вам не только уберут скидку, но и повысят стоимость самого полиса на следующий отчетный период, как неблагонадежному водителю.

Что является, на взгляд многих добропорядочных поклонников руля, вполне резонным: ездишь плохо и с риском для себя и окружающих – заплати больше за страховку!

Сколько аварий происходит по вине недобросовестности и неумелости водителей? Так что, справедливость в этом смысле, при подписании документов на оплату, будет восстановлена, и вы просто заплатите большую сумму. Плохо только то, что справедливые весьма санкции будут применяться к нерадивым, если только пострадавший участник ДТП обратился за выплатой страховой суммы именно в вашу компанию.

Но случается, что (при незначительных повреждениях в особенности) он может махнуть рукой на страховую компенсацию именно от фирмы, а попытаться и получить ее от виновника случая по личной договоренности. Тогда и ГИБДД обычно не вызывается, и страховщики не фиксируют протоколы. Стороны расходятся довольные друг другом, а скидка ОСАГО (коэффициент бонус-малус) остается при своих показателях, так сказать, нетронутым.

Еще один важный момент : КБМ не учитывают при заключении страховки на прицеп. А если вы страхуете транспортное средство имеющее транзит или вы сами – гражданин иностранного государства, то вам его также не вычислят.

Таблица


Комментарии к таблице


Как уже было сказано, свой КБМ на следующий год страхования очень просто можно рассчитать по вышеприведенной таблице. В первой горизонтальной строчке – класс водителя на начало срока страхования, коэффициент КБМ, количество страховых выплат от 0 до 4-х и выше. Буква «м» означает максимальный коэффициент, который рассчитывается штрафникам.

Итак, рассмотрим пример (строчка в таблице выделена жирным шрифтом). Водителю в самый первый страховочный год присваивается 3-й класс (найдите цифру 3 в первом столбце). Соответственно, его КБМ (смотрим во 2-м столбике) будет соответствовать 1, и никоим образом не влиять на сумму страхового взноса. При вождении без ДТП (третий столбик – 0 страховых выплат вверху) ему будет присвоен 4-й класс.

И на следующий страховой год КБМ будет рассчитываться уже по 4-му классу (0,95, то есть скидка 5%). А вот, если водитель становится виновником дорожно-транспортного происшествия и будет осуществлена одна страховая выплата, то ему присваивается 2-й класс (КБМ – 1,4, то есть плюс 40%).

Если это произошло дважды и более раз за отчетный период, то КБМ становится максимально возможным – 2,45! А вот если пройдет еще один безаварийный год, то 3-й класс и право не переплачивать за страховку снова возвращается. В положительную сторону скидка идет до 13 класса. КБМ – 0,5, то есть скидка на страховочный полис составляет 50%. Но, если водитель с таким высоким присвоенным рангом попадает в ДТП, то его класс сразу понижается до 7-го, а коэффициент в следующем году страхования становится 0,8.


Несколько водителей


Интересно, а как узнать свой КБМ по ОСАГО, если список водителей машины состоит из нескольких лиц? Здесь при расчете не выводится среднее арифметическое, а берется за основу наибольший КБМ. Например, в ОСАГО записаны три водителя, у двоих из которых КБМ – 0,6 (скидка 40%). У третьего – 0,9 (скидка – 10%). КБМ общий для полиса будет составлять 0,9, то есть – минус 10% от стоимости. Кстати, чтобы не сломать голову при расчете коэффициентов, существуют специальные сайты (их несколько) где представлены калькуляторы вычисления КБМ.

Чтобы воспользоваться калькулятором и получить нужную информацию (обычно это занимает всего минуту), надо ввести соответствующие данные: ФИО водителя (водителей), нумерацию водительского удостоверения. Также можно и распечатать полученные данные для кампании-страховщика.

В настоящее время практически всем автовладельцам известно, что при расчете ОСАГО применяется, так называемый коэффициент бонус-малус («бонус-малус» переводится с латинского как «хороший-плохой») или Кбм. Некоторые попросту называют его «скидкой», забывая, что Кбм учитывает не только безубыточность (бонус), но и наличие выплат по вине страхователя (малус – штраф за неаккуратное вождение). Также при определении Кбм используется термин «Класс страхователя».

Кбм для каждого водителя – величина индивидуальная и зависит от его страховой истории. Для наглядности приведем таблицу, которая регламентирует определение Кбм и едина для всех страховых компаний. Она составлена таким образом, что зная класс каждого водителя при заключении , можно, в зависимости от числа произошедших по его вине в течение года ДТП, определить, какой Кбм он получит при страховании на следующий год.

Таблица 1. Класс бонус-малус.

таблица скроллится вправо
Начальный класс КБМ (по предыдущему договору) Значение КБМ Класс КБМ по новому договору по окончанию срока действия предыдущего договора, после
0 страховых выплат 1 страховой выплаты 2 страховых выплат 3 страховых выплат 4 и более страховых выплат

Когда водитель заключает договор автострахования ОСАГО впервые, ему присваивается 3 класс (Кбм= 1). Затем за каждый безаварийный год ему предоставляется 5%-ная скидка, а его класс увеличивается. Если же по его вине происходят аварии, «классность» понижается, а Кбм, соответственно, увеличивается.

  1. Страхователь имел Кбм=0,85 (6 класс, скидка 15%). По его вине произошло 1 ДТП, и пострадавшему была произведена выплата. На следующий год при заключении договора ОСАГО он будет иметь 4 класс и Кбм=0,95 (скидка 5%).
  2. Начинающий водитель с Кбм=1 стал в первый год вождения виновником ДТП. На второй год страхования он, вместо скидки в 5%, получает повышающий Кбм = 1,55. А если он снова попадет по своей вине в аварию, на третий год страхования полис ему будет рассчитываться с Кбм=2,45.

Из истории Кбм

С момента введения обязательной автогражданки в 2003 году и вплоть до 2008 года класс страхователя был «привязан» исключительно к транспортному средству. То есть когда водитель приобретал новый автомобиль и приходил оформлять полис ОСАГО, то он автоматически терял все свои скидки. Ситуация получалась абсурдная: понятие «страховая история» не существовало, и Кбм не выполнял своей основной функции – поощрять аккуратное вождение и стимулировать безаварийность «бонусами». В марте 2008 года все-таки был учтен опыт других стран и система «бонус-малус» кардинальным образом изменилась. С этого момента класс стал присваиваться каждому водителю в индивидуальном порядке, сохраняясь при покупке другого авто. И сейчас, если даже вписанный ранее в чужой полис водитель впервые становится автовладельцем, он имеет полное право рассчитывать на уже «заработанную» ранее скидку.

Как определить Кбм, если в полис ОСАГО вписано несколько водителей или страховка оформлена «без ограничения лиц, допущенных к управлению»?

Если в полис вписывается несколько человек, Кбм для расчета его стоимости берется по тому водителю, чей Кбм максимален. Поэтому, когда к компании солидных и опытных мастеров вождения дописывается водитель с небольшим стажем, нужно быть готовым, что страховка существенно увеличится в цене. Немногие понимают и еще один важный момент. В случае аварии Кбм повышается только у того, кто управлял автомобилем в момент ДТП, и был признан инспекторами ГИБДД виновным. Остальные, вписанные в страховку водители, благополучно сохраняют свои скидки. И если на следующий год виновника в полис не вписывать, общая скидка по нему станет, как и полагается, на 5% больше.

Если же страхователь оформляет договор на условии, что к управлению авто допущены любые водители, Кбм определяется по собственнику ТС. При этом неважно, кто собственник, это может быть и бабушка на деревне, в жизни не державшая в руках руля. Просто при «неограниченном» полисе ОСАГО больше ни к кому, кроме собственника для определения Кбм не «привяжешься». Страхователь – не в счет, потому что страхователь – это лицо, которое платит страховой компании деньги и определяет условия страхования.

Проблемы Кбм

Когда в Закон об ОСАГО были внесены изменения, касающиеся Кбм, в первый момент показалось, что обязательное автострахование в России стало более цивилизованным: добросовестность за рулем поощряется, недисциплинированность наказывается рублем. Все справедливо. Но оказалось, реальность далека от совершенства.

В теории все выглядит замечательно. Любой автовладелец в состоянии хотя бы приблизительно определить свой Кбм, основываясь на собственном опыте ОСАГО: количестве лет страхования, количестве страховых случаев и таблице, приведенной выше. А как быть сотрудникам компаний, страховым агентам и брокерам? Идеальной для определения Кбм может служить только та ситуация, когда водитель все годы (или хотя бы последние несколько лет) страховался в одной и той же компании, и в базе данных про него есть любая информация. Если же человек пришел из другой СК, с Кбм возникают проблемы.

С одной стороны все просто – по предыдущему полису всегда можно вычислить прошлогоднюю скидку и добавить еще 5%. Но где гарантия, что в предыдущей компании за водителя не было выплат? Поверить ему на слово? Несерьезно. До тех пор, пока страховые компании усиленно держат в секрете данные на своих страхователей и упорно не желают создавать единой базы данных, неразбериха с Кбм будет продолжаться. Даже злостному нарушителю правил дорожного движения, который то и дело доставляет кому-нибудь на дороге неприятности, ничего не стоит каждый год перебегать из одной компании в другую и с честными глазами требовать очередную скидку за безаварийность.

Описанная ситуация, конечно, крайность, но скрыть пару-тройку выплат труда никому сегодня не составляет. Благо, что страховщиков, занимающихся ОСАГО по-прежнему чересчур много, даже несмотря на то, что ежегодно рынок автострахования навсегда покидают десятки компаний. А бывает, что автовладелец и готов представить справку о безубыточности, справедливо претендуя на скидку, но, увы, его страховая компания лишилась лицензии. Другой страхователь даже не интересуется какими-то «бонус-малусами», покупает каждый год новое авто и страхуется в салоне, как в первый раз, ни на что не претендуя.

Еще одно нередкое явление – это, когда в полис вписан водитель со стажем, предположим, 6 лет, а общая скидка по страховке составляет 40%. Ну, очевидно, что никак не может быть у человека с таким стажем скидка 40%, максимум – 25%. А вот страхователей, имеющих 1 класс или самый низкий – М, совсем немного, хотя аварий на наших улицах происходит предостаточно. И все эти факты в совокупности именуются беспорядком.

Впрочем, в настоящее время серьезные страховые компании стали более жестко относиться к «пришлым» со стороны страхователям. Некоторые требую принести справку из предыдущей компании, что год был безаварийным, другие предоставляют скидку только, если страхователь дополнительно оформит ДСАГО, третьи придумывают еще какие-нибудь меры. Если же клиент не собирается идти за справкой, не хочет принудительное ДСАГО, не согласен страховаться без скидки, ему просто говорят «до свидания». Но такую политику ведут крупные компании. Мелкие страховщики, делающие ставку исключительно на ОСАГО (и в дальнейшем, как правило, разоряющиеся), готовы ухватиться за любого, и поэтому усиленно заманивают к себе клиентов максимальными скидками.

Еще надо заметить, что причина избегать по возможности повышающих коэффициентов кроется не только в российской привычке обманывать. Если бы страхование ОСАГО в нашей стране «работало» полноценно, без сбоев, задержек и постоянного занижения выплат, у страхователей не было бы повода относиться к страховщикам неуважительно.

В заключении

Из всего вышесказанного, очевидно, что система «бонус-малус» в нашей стране практически не выполняет возложенной на него Правительством задачи – более объективно оценивать степень риска и страховой тариф по ОСАГО. Человеческий фактор пока остается главным критерием определения Кбм для каждого конкретного водителя. Один клиент убедителен до невозможности, другой похож на мошенника. Одни агенты раздают скидки по поводу и без, лишь бы застраховать и получить комиссионное вознаграждение, другие, наоборот, делают вид, что понятия Кбм вообще не существует и усиленно «ловят» клиентов, не имеющих о нем представления. И так далее.

В настоящее время решение о создании Единой базы данных по ОСАГО, наконец-то, было принято законодательно, и к концу 2012 года страховые компании обязаны ввести в единую базу информацию обо всех своих клиентах. Если это будет реализовано, и с 2013 года общая для всех страховщиков база начнет функционировать. Возможно, тогда проблемы с определением Кбм навсегда уйдут в прошлое.

Случайные статьи

Вверх