Психолого-педагогические основы интенсивного обучения иностранным языкам в условиях средней общеобразовательной школы. Интенсивные методы обучения Интенсивное обучение

Учебный процесс (процесс обучения) - это очень сложный процесс объективной действительности, уступающий, быть может, только процессам воспитания и развития, составной частью которых он является. Он включает большое количество разнообразных связей и отношений множества факторов различного порядка и различной природы (см. рис. 1).

Рисунок 1

Проблемами обучения и образования занимается часть педагогики - дидактика. Ее основными категориями являются преподавание, учение, обучение, образование, знания, умения, навыки, а также цель, содержание, организация, виды, формы, методы, средства, результаты обучения .

Методы обучения - система последовательных, взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие их умственных сил и способностей, овладение средствами самообразования и самообучения .

В дидактике можно встретить такое понятие, как тип или методическая система обучения. Под типом (методической системой) обучения понимается общая направленность обучения. Если, например, целью обучения является усвоение фактов или описание явлений, то ведущим психологическим механизмом будет ассоциация, а основными видами деятельности - восприятие, осмысление, запоминание и воспроизведение. Соответствующими методами обучения выступают изложение, чтение, воспроизводящая беседа, просмотр иллюстраций. В совокупности получается система объяснительно-иллюстративного, воспроизводящего обучения.

Существует множество методических систем, одной из самых древних является догматическое обучение. Оно соответствует ремесленному типу организационной культуры. Сложившийся в средневековье вид церковно-религиозного обучения через слушание, чтение, механическое запоминание и дословное воспроизведение текста. В настоящее время догматическое обучение имеет место при запоминании фактов, заучивании текстов, причем их осмысление не является обязательным. Элементы такого обучения используются при заучивании фактов, имен, дат, коэффициентов, формул без вывода, иностранных слов, некоторых символов. Конечно, элементы осмысления, установления ассоциативных связей неизбежно присутствуют, но основное внимание уделяется заучиванию, точному воспроизведению.

Близкими к догматическому обучению являются современные методические системы: гипнопедии (обучение во сне), релаксопедии (обучение в состоянии расслабления, освобождение от сковывающих условностей) и суггестопедии (обучение с помощью внушения), которые относят к интенсивному обучению .

Интенсивные методы обучения - группа методов обучения иностранному языку, ведущая свое начало от разработанного в 60-е гг. болгарским ученым Г. Лозановым суггестопедического метода и включающая следующие методы: метод активизации резервных возможностей обучаемого (Г.А. Китайгородская), эмоционально-смысловой метод (И.Ю. Шехтер), метод ускоренного обучения взрослых (Л.Ш. Гегечкори), метод погружения (А. С. Плесневич), суггестокибернетический интегральный метод ускоренного обучения взрослых (В.В. Петрусинский), ритмопедия (Г.М. Бурденюк), гипнопедия (Э.М. Сировский), курс речевого поведения (А.А. Акишина), «экспресс-метод» (И. Давыдова) и др. .

В их основе лежат следующие методические принципы:

Принцип коллективного взаимодействия. Этот принцип связывает цели обучения и воспитания, характеризует средства, способы и условия единого учебно-воспитательного процесса. Групповое обучение способствует возникновению у личности дополнительных социально-психологических стимулов к учению, поддерживает в учебном коллективе такую психологическую атмосферу, в которой обучаемые получают возможности для удовлетворения весьма важных социально-психологических потребностей людей: признание, уважение, внимание со стороны окружающих. Все это дополнительно стимулирует познавательную активность учащихся. В условиях коллективной совместной деятельности образуется общий фонд информации об изучаемом предмете, в который каждый учащийся привносит свой вклад, а пользуются им все вместе. Основным «средством» овладения предметом становится, таким образом, общение с партнерами по группе.

Принцип личностно-ориентированного общения. В общении каждый обучаемый является как воздействующим, так и подвергаемым воздействию. В этих условиях процесс фор-мирования личности обусловлен отношением человека к человеку, их общением. Владение языком - это, прежде всего, способность участвовать в реальном общении. Система понятий, в которой может быть описано обще-ние, включает понятие «роли». Общение превращается в творческий, лично мотивированный процесс. В этом случае учащийся не имитирует деятельность, но «владеет» мотивом деятельности, т. е. совершает мотивированные речевые поступки. Личностно-речевое общение - это основа построения учебно-познавательного процесса в интенсивном обучении иностранным языкам.

Принцип ролевой организации учебно-воспитательного процесса. Ролевое общение - это одновременно и игровая, и учебная, и речевая деятельность. Если с позиции учащегося ролевое общение - игра, то с пози-ции преподавателя - это основная форма организации учебного процесса. В соответствии с идеей, основным учебным текстом для обучаемых является полилог, а участ-никами описанных в нем действий сами учащиеся. Таким образом, реализуется один из приемов метода недирективной регуляции поведения учащего-ся в группе.

Принцип концентрированности в организации учебного материала и учебного процесса. Этот принцип характеризует не только качественную, но и количественную специфику интенсивного общения. Данная специфика проявляется в различных аспектах: концентрированность учебных ситуаций, занятий, концентрированность учебного материала, связанная с его объемом и распределением в курсе обучения. Большой объем учебного материала, особенно на начальном этапе обучения, дает возможность уже на первом занятии организовать ситуации, максимально приближенные к реальному общению. Это создает высокую мотивацию учения, как бы приближая результат обучения к его началу. Концентрированность в организации учебного материала влечет за собой специфическую организацию учебного процесса, которая проявляется, в частности, в высокой «плотности общения», разнообра-зии видов и форм работы и др. В условиях большого объема учебного материала эффективными оказываются: а) сюжетное построение курса и отдельных микроциклов; б) сюжетная организация занятий и их фрагментов; в) построение учебных текстов как модели речевого поведения в определенных ситуациях и т.п.

Принцип полифункциональности упражнений. Этот принцип отражает специфику системы упражнений в методе ак-тивизации. Языковой навык, сформированный в неречевых условиях, не-прочен и не способен к переносу. Поэтому продуктивен подход к обучению, при котором осуществляется одновременное и параллельное овладение языковым материалом и речевой деятельностью .

Основной целью интенсивных методов обучения, как и других методов обучения на современном этапе развития образования, - реализация коммуникативного подхода в обучении иностранному языку, т.е. обучение коммуникативной компетенции (способности устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми), но в условиях жесткого лимита времени.

Отсюда вытекают следующие определения интенсивного обучения:

«Интенсивное обучение иностранному языку - обучение, направленное в основном на овладение общением на изучаемом языке, опирающееся на не используемые в обычном обучении психологические резервы личности и деятельности учащихся» - Г.А.Китайгородская .

«Интенсивное обучение - это не просто эффективное обучение, а такое, при котором достигается максимум эффективности за минимально возможное учебное время, при минимальных затратах усилий учащегося и учителя». - В.М.Блинов, В.В.Краевский .

За последние годы достигнуты многообещающие результаты в практике интенсивного обучения иностранным языкам самого различного контингента учащихся. Интенсивные методы осмысливаются как оптимальная реализация некоторых прогрессивных тенденций в общей педагогике и психологии, в частности, в контексте проблем воспитывающей роли процессов обучения. Интенсивное обучение предложило методике реалистический и последовательный подход к овладению иноязычной речью как к социально-психологической проблеме, с одной стороны, и как к управляемой речевой деятельности, с другой. Этот подход обусловлен и общественно-историческими закономерностями, которые определили новые цели обучения: если раньше обучение иностранному языку сводилось к изучению языка как системе, то теперь главной целью обучения выдвинуто овладение учащимися иноязычной речью.

Современная коммуникативная лингвистика ставит перед методикой новые задачи, из которых главной является овладение языком, как средством коммуникации. Требуется переход от обучения языку как набору форм и средств к интегральному усвоению учащимися языка .

На практике интенсивное обучение давно уже сложилось и воспринимается большинством педагогов как специфическая система обучения, отличная по ряду параметров от методов обучения иностранным языкам, используемых в настоящее время. В ее рамках разработаны новые принципы отбора и организации речевого и языкового материала, из которых ведущими являются деятельностный, личностно-ролевой, ситуативно-тематический. Создана новая, динамическая модель обучения и управления коммуникативно-учебной деятельностью обучаемых.

Управляемое овладение обучаемыми иноязычной речью представляет собой моделирование ими в иноязычной речевой практике процессов порождения, смыслового восприятия и коммуникативного взаимодействия речевых высказываний и формирование соответствующих механизмов.

Однако все еще не ясен вопрос, какие признаки интенсивного обучения определяют его специфику. Можно найти достаточное количество определений интенсивности и интенсификации обучения , но в них нет определенной четкости и однозначных исходных критериев. Иными словами, при каких условиях мы имеем право говорить об интенсивном обучении? Помимо теоретического значения ответ на этот вопрос имеет и практическое значение. Дело в том, что в последние годы на базе опыта интенсивного обучения создан и применяется ряд конкретных методик, скорее подходящих под понятие интенсификации обучения, чем под понятие собственно интенсивного обучения. Наконец, имеется ряд методик, специфических по задачам и используемым средствам, но частично реализующих принципы, положенные в основу интенсивного обучения в различных его разновидностях.

Проанализируем, прежде всего, общий характер критериев, по которым должно быть определено содержание понятия интенсивное обучение. Очевидно, что первый критерий -- характер контингента учащихся не имеет прямого отношения к содержанию этого понятия. Практически различными формами интенсивного обучения, по крайней мере, в эксперименте, сейчас охватываются самые различные категории обучаемых. Всех их можно объединить в три основных типа: обучение довузовское, вузовское и послевузовское. Соответственно меняются основные организационные формы обучения. Второй критерий, по которому обычно определяют интенсивное обучение, это его сроки. Типично отождествление интенсивного обучения с краткосрочным, что соответствует иногда формальной стороне данного понятия, но не раскрывает его. Равным образом едва ли приемлемы определения, связанные с концентрацией часов и временной изолированностью курса обучения, т. е. его относительной автономностью и т. д.

Цель интенсивного обучения -- в минимальный срок достичь усвоения максимального объема учебного материала. Так сформулированная цель и используемые для ее достижения методические приемы определяют целесообразность относительно большой концентрации учебных часов. Содержание интенсивного обучения -- овладение комплексом навыков и умений, достаточных и необходимых для эффективного осуществления деятельности в конкретной области, а также овладение языковым материалом, обеспечивающим формирование, развитие и использование этих навыков и умений. Однако в данном определении затронута лишь одна сторона интенсивного обучения -- его обучающая функция. На самом же деле, интенсивное обучение, как и любая полноценная методическая система, выступает и в своей воспитывающей функции. Важнейшая особенность интенсивного обучения заключается в органическом единстве этих двух функций на разных уровнях, вплоть до конкретных методических приемов. Можно сказать, что в интенсивном обучении воспитательная сторона включает в себя обучающую функцию, а обучающая -- функцию воспитания. В сущности, таковы требования к любой методической системе; однако, в настоящее время именно в интенсивном обучении такое органическое единство осуществляется наиболее последовательно.

Итак, под интенсивным обучением иностранному языку мы понимаем обучение, направленное в основном на овладение общением на изучаемом языке, опирающееся на не используемые в обычном обучении психологические резервы личности и деятельности учащихся, в особенности -- на управление социально-психологическими процессами в группе и управление общением преподавателя с учащимися и учащихся между собой, и обычно осуществляемое в сжатые сроки .

Исходя из основной цели интенсивного обучения -- в кратчайший срок овладеть умениями иноязычного общения, можно выделить два основных характеризующих его фактора:

  • 1) минимально необходимый срок обучения для достижения цели (будущая речевая деятельность) при максимально необходимом (для этой цели) объеме учебного материала и соответствующей его организации;
  • 2) максимальное использование всех резервов личности обучаемого, достигаемое в условиях особого взаимодействия в учебной группе при творческом воздействии личности преподавателя .

Первый фактор четко связывает характер обучения с его конкретной целью. Например, если цель -- достижение уровня повседневного общения можно ограничиться начальным этапом обучения (базовый словарь до 2500 лексических единиц, нормативная грамматика устной речи). Как показывает опыт, при соответствующей организации учебного процесса для усвоения такого объема материала требуется не менее 120 академических часов.

Второй фактор предполагает создание в аудитории особого психологического «микроклимата», доверительных отношений между преподавателем и учебным коллективом, внутри учебного коллектива, между преподавателем и каждым обучаемым в отдельности. Важнейшее значение для максимального использования творческих резервов личности обучаемого имеют высокий эмоциональный тонус аудиторий, эмоциональное ее вовлечение, сопереживание в процессе учебной деятельности. Обеспечение эмоциональности обучения и создание благоприятной учебной атмосферы -- одно из существенных условий, влияющих на уровень активности учебной деятельности учащихся . Другой предпосылкой активизации резервов личности обучаемого является знание преподавателем всех факторов, обусловливающих процесс речевого общения, механизмом общения и умение управлять ими.

Такое понимание интенсивного обучения наиболее адекватно отражает перспективное направление, которое выкристаллизовывается в последних исследованиях отечественной педагогической психологии .

Сегодня интенсивное обучение может быть представлено в виде опытной модели дальнейшего развития методики. Воздейственность такого обучения уже во многом ощущается в массовой практике преподавания иностранных языков -- в оформлении коммуникативно-ситуативного подхода, в создании коммуникативных учебников, в использовании элементов театральной системы К. С. Станиславского, в обучении иноязычному общению и т. п.

Интенсивное обучение затронуло ряд актуальных проблем преподавания иностранных языков и привлекло внимание к новым аспектам методики в целом.

Когда приходит время учить английский, начинаешь выбирать, сравнивать, сомневаться…

Какой курс окажется самым эффективным: индивидуальный или групповой, стандартный или ускоренный курс … Нам ничего другого не остается, кроме, как облегчить вашу участь и провести сравнительный анализ на тему: «Что выбрать - стандартный курс английского или интенсив ».

Сначала поговорим о схожести этих двух программ в школе British Skylines .

Обе авторские методики разработаны специально тля тех, кто хочет не только выучить английский. Если вы думать, говорить на нем, тогда вам к нам! Какой бы курс вы не выбрали, мы поможем вам снять языковые «зажимы». На занятиях мы отрабатываем правильное произношение и развиваем навыки коммуникации. Ведь мы, преподаватели, сами через все это прошли. Когда-то всему этому учились мы, а теперь хотим передать все секреты успешного изучения и своим студентам.

Обучение, как стандартного курса, так и интенсива происходит по определенным уникальным направлениям. Тeam-teaching (на занятии работает 2 преподавателя).

Speaking Focus (занятия с максимальными разговорными навыками). Active Scenario

(занятия с ролевыми постановками).

Количество студентов в группах от 5 до 9 студентов. Проверено опытом: именно т акая веселая компания позволяет не только уделить внимание каждому, а и создать живую обстановку, подобно той, с которой вы встретитесь в будущем.

В чем же разница между интенсивом и стандартным обучением .

Для начала, готовьтесь к каждодневному и беспрерывному изучению и проговариванию новых английских слов. Выбирая этот курс, у вас не будет такой сладкой возможности отдохнуть денек - другой - третий. Бесспорно, при интенсивном курсе английского , студент за очень короткое время получает огромный поток информации.

Фишка British Skylines в том, благодаря нашей уникальной методике, этот поток не рассеивается в отдаленных уголках вашего подсознания, а концентрируется в поочередную и крепкую цепочку знаний. Вы должны подготовить себя к тому, что кроме каждодневных занятий в школе, вы будете делать домашние задания. Увы и ах, без этого важного звена, система малоэффективна. А если и даст плоды, то не в с такой силой, какая нужна для идеального знания английского. Другой вопрос - наши «хомворки» вовсе не нудные, а интересные и познавательные.

Стоимость программы «английский интенсив »

1 месяц обучения - 3 000 грн;

3 месяца обучения — 6 000 грн.

Стоимость стандартного группового обучения :

(Допишите сами, я не нашла на сайте.)

Конечно же, не так трудно учить язык, когда ты располагаешь временем, когда школьные знания годами подкрепляешь… В идеальном варианте подкрепить знания практикой в языковой среде. Но у всех ли есть деньги и возможности уехать за границу, чтобы усовершенствовать лексику и отточить произношение? Если вы, вдруг не сын или дочь министра, депутата или крупного бизнесмена - не нужно рыдать! В том или ином случае, все наши программы эффективны. И при вашем желании вы будет знать английский на отлично! Не верите на слово, что вместе с British Skylines можно легко учить язык? Правильно! Приходите, и убедитесь в этом сами!

В данном вопросе мы рассмотрим открытые системы интенсивного обучения. В основе интенсивного обучения лежат инновационные технологии, которые следует рассматривать как инструмент, с помощью которого новая технология может быть открыта для широкого круга людей. Для разработки инновационных технологий существует ряд принципов, которые основаны на системных требованиях интенсивного обучения. Рассмотрим их более подробно:

– принцип целостности технологии, который представляет дидактическую систему;

– принцип воспроизводимости технологии в конкретной среде, которая позволяет достичь поставленной цели;

– принцип нелинейности педагогических структур и приобретение тех факторов, которые непосредственно влияют на механизмы самоорганизации и саморегуляции педагогических систем;

– принцип потенциальной избыточности учебной информации, которая позволяет создать оптимальные условия для формирования обобщенных знаний. Для более глубокого и полного применения этих принципов в реализации учебного процесса используют открытые системы интенсивного обучения. Такие системы дают учащимся возможность выбрать подходящую технологию обучения и разработать индивидуальный план программы формирования и актуализации личности. Для реализации синтеза открытых систем интенсивного обучения необходимо соблюдать ряд условий. Рассмотрим эти условия более подробно:

– всесторонний учет характеристик педагогической среды, в которой будет происходить процесс обучения;

– соблюдение принципа адаптации процесса обучения к личности каждого учащегося;

– ускорение индивидуального освоения учащимися общенаучных и специальных знаний, умений и навыков, которое осуществляется благодаря проектированию «логического конструкта» дисциплины, в котором даны базовые знания в свернутом виде.

Рассмотрим алгоритм проектирования обобщенного логического конструкта дисциплины:

– составление алгоритма взаимосвязей элементов содержания для выделения базисных понятий;

– проектирование базисных знаний в графической, символической или иной форме;

– систематизация модели базисных знаний для более четкого формирования знаний и выделения общих понятий и системных связей между ними;

– создание основных структур познавательной деятельности, которые характеризуют данную область научного знания;

– создание системы частных задач, которые будут использоваться для решения типовых задач. Усвоение знаний той или иной дисциплины требует от учащегося познавательной деятельности, которая будет адекватна принципам структурирования, а именно:

– выделение общих отношений, ключевых понятий, идей данной области знаний;

– моделирование этих отношений;

– осваивание процедуры перехода от общего к частному, от объекта к модели и наоборот.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что разработка и синтез открытых систем интенсивного обучения являются одним из самых перспективных направлений развития образовательных технологий, которые способствуют не только интенсификации обучения, но и самоорганизации, формированию и самоактуализации личности.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В последние годы понятие «компьютерные технологии» стало вытеснять понятие «информационные технологии», хотя все информационные технологии связаны с компьютерным обучением. Для их реализации требуется:

– создать технические условия, систему компьютерных технологий, телекоммуникационных систем, которые будут обеспечивать выполнение требуемых условий;

– создать базу для производства в рамках международного разделения труда национальных конкурентоспособных информационных технологий и ресурсов;

– обеспечить первоочередное развитие опережающего производства информации и знаний;

– сформировать комплексное внедрение информационных технологий в науку, культуру и т. д.

Для создания перехода на информационные технологии международные образовательные учреждения разрабатывают новые направления деятельности:

– совершенствуют базовые знания учащихся, студентов среднеспециальныхучебных заведений, вузов по информатике и новым информационным технологиям;

– проходит переподготовка преподавателей в области новых информационных технологий обучения;

– происходит информатизация обучения и воспитания;

– разрабатывается программа оснащения образовательных учреждений техническими средствами информатизации;

– создается новая информационная сфера и постепенно внедряется в сферу учреждения образования;

– выполняется программа создания на основе новых информационных технологий обучения единой системы дистанционного образования в России.

В современном мире стоит вопрос о внедрении России в мировую информационную систему и об обеспечении доступа к современным информационным супермагистралям, международным банкам данных в области образования, науки, промышленности, культуры, здравоохранения.

Интернет был создан в США в 70-е гг., и сейчас это система, состоящая из схем адресов и распределительных знаков, которая получила широкое распространение среди высших школ и научно-исследовательских учреждений. Изначально Интернет был необходим для обмена информацией между учеными, а также для общения студентов различных учебных учреждений. Сейчас же учащиеся могут использовать мультимедийные возможности Интернета.

Гипертекстовые системы в компьютерных технологиях – это одна из составляющих информационных технологий, которая применяется для разработок справочных систем, систем коллективного принятия решения, систем электронной документации, диагностики. Применение гипертекстовых систем привело к новой ступени использования информационных технологий в образовании – это создание электронных книг, электронных энциклопедий.

С 1995 г. в России существует система дистанционного образования, которая дополняет очную и заочную формы обучения.

Таким образом, информационные технологии способствуют образованию единого образовательного пространства в рамках всего общества. Информационные технологии оказывают воздействие на личность, которое способствует развитию саморегуляции, стимулирует познавательную деятельность учащихся; следствием всего вышесказанного является повышение эффективности учебного процесса.

ИННОВАЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

В настоящее время встала проблема смены образовательной парадигмы.

Существующее противоречие современной системы образования заключается в противоречии между быстрым темпом формирования знаний, которые необходимо получить учащемуся, и ограничениями возможностей усвоения этого материала каждым учащимся индивидуально. Следствием этого противоречия является отказ от абсолютного образовательного идеала, который заключается во всесторонне развитой личности, и переход к новому идеалу – максимальному развитию способностей человека к саморегуляции и самообразованию.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что на первом месте в инновационном обучении стоит развитие способностей на основе образования и самообразования.

Основные черты новой парадигмы образования образует фундаментальность, которая направлена наряду с целостностью и направленностью на удовлетворение интересов личности.

Для сравнения приведем формулу образования 1960-80-х гг. и современную. В 1960-70-е гг. формула образования заключалась в следующем: «Знать все о немногом и немного обо всем». В наше время мы видим небольшие изменения и формула образования звучит так: «Знать о сущности всего, чтобы познать новую сущность». Сущность формулы осталась прежней, а вот задачи уже ставятся другие.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что цель современного учащегося, особенно студента, заключается в познании сущности, т. е. сути множества дисциплин и большого обилия информации в каждой дисциплине.

Сущностный подход предполагает синтез естественных, гуманитарных, технических наук.

Сущностный подход подразумевает системный, синергетический подход, который означает, что все преподаватели должны действовать в одном направлении развития способностей учащихся, в ходе которого формируются системные знания с установлением межпредметных связей и целостных представлений.

Акмеологический подход тесно связан с сущностным подходом.

Акмеология – новая область научного знания, объектом которой является человек в динамике его саморазвития, самосовершенствования, самоопределения. Предметом акмеологии является творческий потенциал учащегося, закономерности и условия достижения человеком каких-либо результатов, развитие творческого потенциала, вершины самореализации. Задачей акмеологии является научить обучаемого работать профессионально в области своей деятельности. Работать профессионально – значит работать без срывов, грубых ошибок, промахов.

Сущность данного подхода заключается в изучении человека в динамике его развития, саморазвития, самосовершенствования, самоопределения в различныхжизненных сферах.

У всех учащихся необходимо выработать привычку саморазвития, самосовершенствования, самоконтроля, так как это основной фактор достижения в акмео-логическом подходе.

Подведем итог. Инновационное образование заключается в личностном подходе, фундаментальности образования, творческом начале, сущностном и акмеологическом подходах, синтезе двух культур, использовании новейших информационных технологий, а главное, в профессионализме.

Случайные статьи

Вверх