Мне обязательно надо научиться литературное чтение 1. Чему я хочу научиться на уроке

  • Как ты учишь стихотворение? Опиши, используя словосочетания. Соблюдай последовательность действий:
    сначала медленно читаю произведение;
    представляю (мысленно) картину, которую описывает поэт;
    нахожу непонятные слова, ищу их значение в словаре;
    определяю главную мысль произведения;
    размышляю над тем, что хотел сказать автор, какое настроение он хотел передать;
    читаю стихотворение несколько раз, пытаюсь запомнить его наизусть;
    стараюсь определить паузы, логические ударения, тон и темп чтения.
    Что ты ещё считаешь важным и необходимым сделать, заучивая стихотворение наизусть?

Я сначала медленно читаю произведение; затем мысленно рисую (представляю) картину, которую описывает поэт; нахожу непонятные слова, ищу их значение в словаре; определяю главную мысль произведения; размышляю над тем, что хотел сказать автор, какое настроение он хотел передать; читаю стихотворение несколько раз, пытаюсь запомнить его наизусть; стараюсь определить паузы, логические ударения, тон и темп чтения.

Поделить стихотворение на строфы - четверостишия. Учить по четыре строки. Несколько раз рассказать выученное четверостишье, только затем перейти к следующему четверостишью и так далее. Закончив изучать последнюю строфу, ещё раз вслух с выражением прочитать весь стих, и затем также старательно рассказать его наизусть .

  • Прочитай ещё раз текст Я. Смоленского на с. 60 - 61 учебника. Запиши советы, которые могут тебе пригодиться. Дополни список своими советами.

Подготовить речевой аппарат к предстоящему мероприятию, потренироваться перед зеркалом, справиться с волнением.

  • Придумай свой рассказ об осенних листьях, используя словосочетания. Запиши его.

Осенью живой и зелёный лес превращается в жёлто-красное зарево. И каждый порыв ветра раздувает его, взметая вверх языки золотого пламени. Но это пламя не обжигает. Жёлтые и красные осенние листья уносят с собой лёгкие воздушные потоки, послушные ветру. Эти путешественники летают и кружатся, как птицы, совершающие сказочный полёт. А как только ветер стихает, они медленно и плавно опускаются на землю и тихо перешёптываются под ногами, вспоминая, как свободно летали в небе.

Дорогой читатель, здравствуй!

Да потому, что, читая, ты всегда можешь увидеть события и героев не такими, какими их изображают артисты, а такими, как нравится тебе самому. И самое интересное, что ты можешь представить себя на месте героя произведения, вместе с ним переживать, чувствовать, попадать в различные ситуации.

Независимо от того, любишь ты читать или нет, важно знать, понимаешь ли ты то, о чем читаешь или слушаешь. Буквы и слова, записанные в строчки, несут много информации. Иногда эта информация лежит на поверхности, а есть и такая, которая спрятана. Важно научиться отгадывать самые потаенные загадки текста, расшифровывать послание автора текста. Предлагаю следовать памятке.

  1. Следи, чтобы глаза двигались по строчке.
  2. Старайся не возвращаться к чтению прочитанного слова, если понял его.
  3. При чтении будь внимателен к каждому слову.
  4. Старайся понять, о чем читаешь.
  5. Читай ежедневно вслух и «про себя».

Правила «взрослого» чтения помогут научиться оценивать каждый шаг твоих действий, выявить успехи и недочеты в процессе чтения и их исправить.

Правила «взрослого» чтения

  1. Читая вслух каждое высказывание, выделяй в нем речевые звенья (синтагмы).
  2. В каждом речевом звене выделяй голосом ключевые слова.
  3. Между речевыми звеньями делай паузы.
  4. Самую длинную паузу делай в конце каждого высказывания.
  5. Обращай внимание на знаки препинания в середине и в конце высказывания.
  6. Правильно поставь ударение в каждом слове.
  7. Во время чтения не пропускай и не заменяй слова.
  8. Читай высказывание в соответствии с настроением героя, рассказчика или автора.

Подсказка!

«Речевое звено»целостная, смысловая и произносительная «единица» (кусочек) чтения, которая характеризуется интонационной определенностью и отграниченностью от других синтагм паузами.

Синтагма чаще всего представляет собой словосочетание, входящее в состав предложения (высказывания). Синтагма может быть равна всему предложению, может состоять из одного слова. Обрати внимание, каким образом одно речевое звено отграничивается от другого.

Веселый мальчишка / бежал по дороге к школе .

Для того, чтобы поделить текст на речевые звенья, необходимо поставить тактовое ударение в каждом речевом звене. Это значит, что следует выделить ключевые слова (т.е. найти самые важные слова в высказывании – это, как правило, то, о чем говорится и что говорится). Давайте зададим вопросы к нашему высказыванию, чтобы выделить ключевые слова.

Стоит рассуждать так. О ком говорится? О мальчишке! Это очень важно. Названное слово будет ключевым, его выделяем при чтении голосом, а в высказывании оно показано более жирным шрифтом.

После этого слова делается маленькая пауза, т. е. закончилось речевое звено. Во втором речевом звене снова ищем ключевое слово. Зададим вопрос: «Куда бежал мальчишка?» Бежал он к школе. Это выражение и будет ключевым в данном случае. выделяем его голосом.

Как быть с остальными словами? Надо стараться читать, присоединяя к каждому ключевому слову все слова, которые стоят рядом с ним. Но на эти слова следует делать не такое сильное ударение, как на ключевые. Тогда чтение получится плавным, осмысленным, а главное, интересным.

Еще раз перечитаем высказывание, соблюдая паузы, ставя тактовое ударение на ключевые слова. Читаем плавно, не торопясь.

Веселый мальчишка / бежал по дороге к школе .

Удачи! Удачи! Удачи!

Проект урока с использованием инновационных средств обучения

Конспект урока Харитоновой Л.Е , учителя начальных классов

МОУ Акатьевской ООШ Коломенского муниципального района

по предмету «Литературное чтение» 3 класс, УМК «Школа России»

Предмет : литературное чтение

Класс: 3

Раздел: “Собирай по ягодке – наберешь кузовок”?

Тема: А.П. Платонов “Цветок на земле”.

Цели урока:

1) Формировать навыки выразительного чтения и умение давать характеристику герою.

2) Развивать навык грамотной устной речи учащихся, ее обогащения за счет словарной работы и глубокого проникновения в значение слова; навыки смыслового и беглого чтения, умение работать с текстом, развивать эстетический вкус, творческое воображение, внимание, память.

3) Воспитывать чувства доброты и сострадания.

Планируемые результаты:

Личностные:

Умение

Проявлять интерес к содержанию прочитанного;

Осознать потребность в изучении темы;

Самостоятельно объяснять и определять свои чувства и ощущения, возникающие в результате рассуждения, обсуждения.

Метапредметные

Познавательные:

Умение

Ориентироваться в учебнике, учебном тексте;;

Отвечать на вопросы учителя, используя учебный текст;

Перерабатывать полученную информацию, обобщая её, пересказывать.

Регулятивные:

Умение:

Определять цель учебной деятельности;

Учиться высказывать свои гипотезы, обосновывать их;

Определять степень успешности выполнения своей работы и работы учащихся

Коммуникативные:

Умение:

Учиться слушать и слышать учителя и одноклассников, совместно обсуждать предложенную или выявленную проблему;

Сотрудничать, договариваться;

Конструировать небольшие устные речевые высказывания;

Доказывать свою точку зрения, подбирать аргументы для объяснения.

Предметные:

В познавательной сфере : познакомить с биографией и творчеством А.П. Платонова.

В ценностно – ориентированной сфере : бережное отношение к окружающей среде, воспитывать чувства доброты и сострадания.

Организация образовательного пространства.

Оборудование:

Традиционное:

  • загадка о цветах;
  • Портрет А.П. Платонова;
  • Картинки с изображением цветов;
  • Учебник Л.Ф. Климановой «Литературное чтение», 3 кл.. М: Просвещение, 20013.

Инновационное оборудование:

  • Интерактивная доска
  • Документ – камера
  • Компьютер;
  • Проектор;
  • Колонки;
  • презентация

Формы работы:

фронтальная (Ф)

Групповая (Г)

  • Индивидуальная(И)

Тип урока: Комбинированный урок.

Используемые учебники и учебные пособия: Л.Ф. Климанова "Литературное чтение" 3 класс. М: Просвещение, 2013. УМК «Школа России»

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1) Выразительное чтение отрывка о бабушке.

2) Краткий пересказ рассказа бабушки о Мите.

3) Рассказ о своей бабушке (прослушивание сочинения).

III. Речевая разминка.

1. Работа над пословицами и поговорками. (Работа с интерактивной доской – соедините начало и конец пословицы, объясните их смысл.)

1) И старость не страшна,(коли молодые помогут.)

2) Молодость летает пташкой,(а старость ползает черепашкой.)

3) Не обижай малого, (уважай старого – сам в почёте будешь.)

2. Работа над правильным выразительным чтением.

Прочитайте пословицы и поговорки выразительно, без ошибок.

IV. Работа с текстом до чтения.

Цель – развитие антиципации, т.е. умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации и группе ключевых слов.

Сегодня мы ознакомимся с рассказом А.П. Платонова “Цветок на земле”. Как вы понимаете название?

О чём, по-вашему, рассказ?

Кто герои рассказа?

Какие могут быть события в рассказе с таким названием?

2. Дети читают (про себя, затем вслух) ключевые слова, которые учитель заранее вычленяет из текста и записывает на доске.

Уточняют свои предположения о героях, теме, содержании.

- “Глаза жмурятся”. Как вы это понимаете? (Сужаются веки)

А “Глаза смежать”. Как это? (Закрывать)

V. Физкультминутка.

VI. Работа с текстом во время чтения.

Цель – достижение понимания текста на уровне содержания.

1) - Почему Афоне стало “скучно жить на свете”?

Сколько лет было деду Титу?

Сколько лет было Афоне?

От чего у деда глаза слабые стали?

2) - Как вы понимаете выражение “глаза смотрели равнодушно”? (Без интереса)

Расскажите: “Какой он есть” – дед Тит.

3) - Почему Афоне опять стало скучно жить на свете? (Ходил, не зная, что делать)

4) - Посмотрите внимательно на текст на следующей странице. Как называется такой вид текста? (Диалог)

Как вы думаете, кто с кем там говорит? Давайте прочитаем диалог по ролям.

Что же хотел узнать Афоня у деда, когда тот проснулся ненадолго?

А какие вопросы вы задаёте своим дедушкам?

5) - Как заснул Афоня возле деда?

Перечитайте ещё раз последнее предложение первого абзаца. Почему автор пишет, что грудь деда пахла тёплой землёю.

Как вы думаете, удастся ли Афоне разбудить деда?

6) - Зачем Афоня остановил часы? (Они баюкали деда)

Зачем же пошли дед с внуком наружу из избы? (“Белый свет пытать”)

Как вы это понимаете? (Изучать). Пытать – быть пытливым, любознательным.

Как вы думаете, узнает сейчас Афоня от своего деда “про всё”?

7) - Что значит осерчал?

О каком удивительном чуде узнал Афоня от своего деда?

Прочитайте эти главные слова в тексте.

Скажите, понял ли внук своего деда. Что главное?

А как это дедушка будет жить опять из своего праха?

Как вы думаете, чем займётся Афоня в поле?

8) - Что мы узнали о мальчике из этой части. Каков он?

Прочитайте первое предложение последнего абзаца. Как вы понимаете смысл таких слов? О чём подумал дед?

VII. Работа с текстом после чтения.

Цель – достижение понимания на уровне смысла (понимание основной мысли, подтекста – “чтение между строк”)

1. Определение главной мысли рассказа.

Определите, какая же главная мысль рассказа.

(Цветок этот – самый труженик, он из смерти работает жизнь. Люди – пахари, хлебу помогают расти. Труд делает жизнь, создаёт её.)

/Тема, идея/

2. Восстановление содержания рассказа по деформированному плану (Работа с документ –камерой)

Расставьте номера по порядку, пользуйтесь текстом.

  • На печи рядом с дедом.
  • Скучно Афоне жить на свете.
  • Дед Тит.
  • Опять скучно жить на свете.
  • Пошли “белый свет пытать”.
  • Цветок – труженик, он из смерти работает жизнь…
  • Проснулся ненадолго.
  • Гребешок для деда.

Прочитайте план.

3. Беседа по содержанию текста в целом.

Понравился ли вам рассказ? Чем?

Повторное, выборочное чтение. Ответ на вопрос: в чём совпали и в чём не совпали первоначальные предположения о теме, о содержании текста, развитии событий, о героях.

VIII. Знакомство с биографией писателя.

1. Беседа с детьми о личности писателя. (Просмотр презентации использование проектора, доски.)

Андрей Платонович Платонов (настоящая фамилия Климентов) родился 1 сентября 1899 года в Ямской Слободе, предместье Воронежа.

Его отец был паровозный машинист. С 1906 по 1914 г. Андрей учился в церковно-приходской школе и городском училище.

Как старший в семье из 11 детей, с 14 лет начал работать. В 1919 начал писать стихи и прозу.

Платонов унаследовал от отца любовь к технике и “потной работе”, преклонение перед поэзией паровозов и иных машин и мастерством человека - рукодельца, от матери, “дочери часового мастера”, глубоко верующей женщины, - понимание души русского православного люда, высокий идеализм христианского мироотношения.

С 1939 года стал писать для детей. Среди них сборник рассказов “Июльская гроза” (1940), в который вошли “Ещё – мама”, “Железная старуха”, “Сухой хлеб”, “Неизвестный цветок”, “Цветок на земле”, “Солдатское сердце” и т.д.

С октября 1942 года и до конца войны Платонов – фронтовой корреспондент газеты “Красная звезда”. Работать Андрей Платонович не переставал до конца. Он скончался 5 января 1951 года в Москве.

IX. Итог урока.

Почему рассказ назван “Цветок на земле”?

Чему научил вас этот рассказ?

Почему этот рассказ отнесли к этой теме “Собирай по ягодке – наберешь кузовок”?

X. Оценки.

XI. Домашнее задание.

Выберите эпизоды, описывающие дедушку, и подготовьте выразительное чтение этих эпизодов.

Подготовьте текст – описание своего дедушки и запишите в тетрадь.


Литературное чтение.

Пояснительная записка.

Основная цель уроков литературного чтения в начальных классах – помочь ребёнку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной литературы как искусства художественного слова; обогатить читательский опыт.

Развитие читателя предполагает формирование такой деятельности, когда он способен воспринимать текст (слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча изучать текст или только знакомиться с ним); понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональные отношения); воссоздавать в своём воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и, наконец, воспроизводить текст, т.е. уметь рассказывать его в разных вариантах – подробно, сжато, выборочно, творчески с изменением ситуации. Эти компоненты необходимы для осуществления правильной читательской деятельности. Чтобы ребёнок стал полноценным читателем, важно создать условия для формирования читательской деятельности. Главное – организация читательского пространства, подбор материала для чтения.

Следующее условие – овладение элементарными литературными представлениями и знаниями. Круг минимальных литературоведческих понятий вводится не для того, чтобы воспитать в начальной школе «минилитературоведов» (С.В. Михалков), а для того, чтобы помочь ребёнку разобраться в мире детской литературы, научиться осознанно, читать и чувствовать художественное произведение, испытывать удовольствие от чтения.

Важнейшим условием литературного образования младших школьников является освоение культуры речи, что достигается их участием в основных видах речевой деятельности: слушании, чтении, говорении, письме.

Итак, основными образовательными линиями курса «Литературное чтение» являются следующие:

1. Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания учащимися текста и специфики его литературной формы. Выявление точки зрения писателя, формирование позиции читателя.

2. Система работы над навыками чтения.

3. Включение учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения.

4. Формирование литературоведческих представлений, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова.

5. Расширение круга чтения учащихся, создание «литературного пространства», соответствующего возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся.

Следует обратить внимание ещё на один специфический для начальной школы аспект литературного чтения. Чтение является речевой деятельностью, а, следовательно, оно связано со знанием структуры текста как речевой единицы. Но нужно помнить, что, обучая чтению, мы работаем на литературном материале и организуем, целостное восприятие произведения в единстве его содержания и формы, образного, логического, эмоционального его начал. Эти аспекты деятельности не следует путать. Поэтому в программе разделы «Работа с текстом» и «Восприятие художественного произведения» разведены, каждый имеет своё содержание.

Данный курс литературного чтения построен с учётом следующих концептуальных положений:

Изучение должно обеспечивать развитие личности ребёнка, формирование его интеллекта и общей культуры;

В результате обучения развивается читательская деятельность школьников, а также формируются компоненты учебной деятельности;

Характерной чертой программы является «нерасчленённость» и «переплетённость» чтения произведения и работы с книгой. При изучении произведений одного жанра или темы постоянно идёт обучение работе с учебной, художественной и справочной детской книгой, развивается интерес к самостоятельному чтению и книге. В программе не выделяются уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых решаются комплексно все задачи литературного образования младших школьников.

Программа и учебные материалы решают вопросы эмоционального, творческого, литературного и читательского развития ребенка, а также нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка – и труд, и творчество, новое открытие, и удовольствие, и самовоспитание.

Специфическими особенностями литературного чтения в начальной школе являются следующие:

1. Сочетания работы над собственно чтением, техническими навыками и читательскими умениями.

2. Работы над текстом как речеведческой единицей и над литературным произведением как искусством слово с учетом его специфической структуры и жанровых особенностей.

3. Одновременная работа над языком произведения и речью детей.

4. Сочетания работы над произведением и детской книгой как особым объектом изучения.

5. Использование знаний о тексте как особо единице, различение художественного и научно-познавательного произведения.

6. Формирование литературоведческих представлений, обеспечивающих полноценное восприятие произведения и книги, ориентировку в мире книг.

7. Освоение литературных произведений в сочетании с творческой деятельностью учащихся, развития их

На начальном этапе (1-2 классы) используются тематический и жанрово-тематический принципы с включением некоторых представлений о читаемых произведениях (детском фольклоре, сказки, стихотворной и прозаической речи), об их авторах

На основном этапе (3-4 классы) главным принципом является художественно-эстетический. Он используется при отборе произведений, вошедших в «золотой фонд» классической детской литературы, произведений народного творчества и современных детских писателей, как России, так и зарубежья.

В программе осуществлен принцип эмоционально-эстетического восприятия произведения. Он предполагает воздействие книги на эмоционально-чувственную сферу начинающего читателя, развития у него эмоциональной отзывчивости на литературное произведение, возникновение переживаний, эмоций и чувств.

Кроме указанных принципов, учтены и общепедагогические принципы построения процесса обучения: системности, преемственности, перспективности.

Как осуществляется обучение литературному чтению?

В первом классе проводятся уроки литературного слушания и работы детской книгой. Они проходят в тот период, когда дети еще самостоятельно не читают, и поддерживают их интерес к чтению и книге.

Во втором классе ученики уже умеют читать вслух целыми словами, правильно воспринимают содержание и форму читаемого произведения и книги, различают доступные им жанры, знают имена детских писателей, авторов книг и отдельных произведений.

В третьем классе формирование читателя продолжается уже на более сложных, но доступных текстах, углубляются литературные познания ученика, обогащается его читательский опыт. Читательское развитие школьника приобретает большую глубину, а чтение становится более самостоятельным. Между учеником, книгой, автором складываются определенные отношения, вызывающие у третьеклассников личные симпатии и предпочтения.

В четвертом классе расширяется круг детского чтения. Учащиеся знакомятся с новыми жанрами (баллада, миф, предание, очерк, легенда), новыми именами писатели и поэтов. Продолжается работа над структурой художественного произведения (компонентами сюжета) и сравнением произведений разных жанров. Усложняются и сами произведения.

Во 2-4 классах проводятся уроки обучения работе с книгой (учебной, художественной, справочной) в рамках каждого изучаемого раздела. Программа включает следующие основные рубрики: круг чтения, примерная тематика, жанровое разнообразие произведений, ориентировка в литературоведческих терминах, навык чтения, восприятие литературного произведения, творческая деятельность. Кроме того, в программе определены основные требования к знаниям, умениям и навыкам каждого класса, а также межпредметные связи.

Развитие навыка чтения.

Развитие навыка чтения идет от формирования громко-речевой формы (чтение вслух) до чтения молча. Овладение чтением на первом году обучения предполагает формирование целостных(синтетических) приемов чтения слов(чтение целыми словами), интонационное объединение слов в словосочетания и предложения, увеличение скорости чтения на втором году обучения и постепенное введение чтения молча. В 3-4 классах - наращивание скорости чтения молча и использование приемов выразительного чтения. Учитывая разный темп обучаемости детей, необходимо организовать индивидуальную работу как с теми, кто пришел в школу хорошо читающими, так и с кто отстает в овладении процессом чтения. Для этого в средствах обучения представлены задания разной степени сложности.

Развитие восприятия произведения.

Характер и полнота восприятия произведения зависит от читательского опыта, сформированности умения воссоздать словесные образы, соответствующие авторскому замыслу.

В 1 классе, пока у детей отсутствует навык чтения. Произведение воспринимается только на слух. Поэтому авторы предусматривают уроки литературного слушания.

Во 2 классе уроки слушания включены в учебник под рубрикой «Послушай». Такая структура определяется тем, что многие дети владеют навыком чтения более 30 слов в минуту, что позволяет им включиться в самостоятельную работу с текстом. Уже во втором классе вводится аналитическое чтение (выстраивание цепочки событий, выделение героев и их поступков).

В 3-4 классах начинается собственно литературное чтение школьника в полном объёме. Учитель даёт установку на восприятие жанра произведения, особенности его композиции и языка. Чтение организуется по законам восприятия литературного произведения: 1 уровень – первичное восприятие; 2 уровень – полноценное восприятие на уровне понимания главной мысли.

Развитие литературоведческих представлений и понятий.

В 1-2 классах учащиеся практически знакомятся с жанрами и темами произведений, узнают основные признаки сказки, стихотворения, рассказа. Накапливаются представления школьников об авторах различных произведений.

В 3-4 классах вводятся литературоведческие понятия, выделяются особенности произведений разных жанров, расширяется круг детского чтения, в соответствии с этим усложняются произведения и увеличивается доля литературных терминов.

Развитие речевых умений.

В программе обращается внимание на развитие умения «видеть» слово в тексте, наблюдать за его значением (в контексте произведения), выявлять оттенки значений, понимать, почему данное слово (а не другое) отобрал автор, как оно характеризует героя и выражает отношение автора. Далее важно научить детей не только замечать и понимать слово, но и различать его переносное, образное значение, а затем использовать в собственной речи слова и выражения.

Развивается один из основных видов речевой деятельности – говорение. Практическое знакомство с диалогом и монологом. Формулирование высказываний о своём отношении к произведениям, героям и их поступкам. Обучение пересказам и рассказыванию, чтению наизусть.

Развитие творческой деятельности.

Трудно добиться хорошего уровня литературного развития, если постоянно не включать учащихся в самостоятельную творческую деятельность. Необходимо вводить такие виды работы с произведением, чтобы ребёнок мог внести элементы своего творчества, выразить своё отношение к героям. Для этого программа предлагает использовать выделение и сравнение отдельных эпизодов произведения.

Методы и приёмы, используемые на уроках литературного чтения, имеют широкий спектр: комментирование, интерпретация, анализ содержания и формы, выразительное чтение и драматизация произведения. Широко привлекаются практические действия учащихся, изобразительная деятельность, игровые приёмы, а также письмо и различные формы устной речи.

Все творческие работы проводятся в классе под руководством учителя, так как носят обучающий характер.

1 класс (132 часа/ 136 часов ).

Литературное чтение. Уроки слушания.

Круг чтения. Произведения устного народного творчества русского и других народов: сказки, песни, малые жанры фольклора; сравнение тем произведений фольклора разных народов. Основная сюжетная линия. Стихотворные произведения русских и зарубежных поэтов – классиков века, произведения детских поэтов и писателей, раскрывающие разнообразие тематики, жанров, национальные особенности литературы. Научно-познавательная книга. Юмористические произведения. Эмоциональное состояние слушателя.

Примерная тематика. Произведения фольклора и авторские произведения о Родине, о детях, о человеке и его отношении к другим людям, животным, природе; о дружбе, правде, добре и зле. Определение темы текста сначала с помощью учителя, а затем самостоятельно.

Жанровое разнообразие. Сказки (народные и авторские), рассказы, стихотворения, загадки, скороговорки, потешки, шутки, пословицы, считалки.

Ориентировка в литературоведческеих понятиях. Произведения фольклора, фольклор, чтение, сказка, загадка, пословица, поговорка, потешка, стихотворение,

Восприятие литературного произведения. Восприятие учебного текста: цель, осмысление системы заданий. Эмоциональная отзывчивость, понимание эмоционального настроения литературного произведения, нахождение сходств и различий в настроении литературных героев. Обоснование суждений «нравится – не нравится». Элементарная оценка эмоциональных состояний героев, сравнение действий и поступков героев. Умение узнавать произведения разных жанров (стихи, рассказы, сказки, произведения малого фольклора).

Творческая деятельность. Проявление интереса к словесному творчеству, участие в коллективном сочинительстве небольших сказок и историй. Разыгрывание небольших литературных произведений, чтение текста по ролям, участие в театрализованных играх. Сочинение историй с литературными героями. Рассказывание небольших сказок и историй от лица героев.

Навык чтения. Плавное чтение слогами и целыми словами со скоростью соответствующей индивидуальным возможностям учащихся. Выразительное чтение, с интонациями, соответствующими знакам препинания. Чтение наизусть небольших стихотворений, отрывков (2-3 предложения).

Работа с текстом. Практическое отличие текста от набора предложений. Выделение абзацев, смысловых частей под руководством учителя. Знание структуры текста: начало текста, концовка, умение видеть последовательность событий. Озаглавливание текста (подбор заголовка). Антиципация заголовка: предположение, о чём будет говориться в тексте. Цель и назначение заглавия произведения. Составление схематического или картинного плана под руководством учителя.

Читательские умения:

Различать стихотворение, сказку, рассказ, загадку, пословицу, потешку;

Определять примерную тему книги по обложке и иллюстрациям;

Узнавать изученные произведения по отрывкам из них;

Находить в тексте слова, подтверждающие характеристику героев и их поступки; - знать элементы книги: обложка, иллюстрация, оглавление;

Различать книги по темам детского чтения.

Межпредметные связи:

С уроками письма: составление и запись предложение и мини-текстов (рассказов, сказок) о героях литературных произведений;

С уроками изобразительного искусства: иллюстрирование отдельных эпизодов и небольших произведений; рассматривание и сравнение иллюстраций разных художников к одной и той же книге;

С уроками труда: изготовление книг-самоделок, групповые творческие работы.

Культура речевого общения.

Диалог: правила речевого общения, вежливость- первое правило общения, правила постановки вопросов, выражение чувств при постановке вопросов.

Монолог: определение главной мысли высказывания на заданную тему, структура высказывания, презентация высказывания окружающим. : подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы...

  • Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» 2 б класс

    Рабочая программа

    И запросами обучающихся и их родителей. Основная цель уроков литературного чтения во 2 классе - помочь ребенку стать читателем : подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной дет­ской литературы как...

  • Программа начального общего образования начальная

    Программа

    Содержания» календарно-тематического планирования. Основная цель уроков литературного чтения в начальных классах помочь ребенку стать читателем : подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства...

  • Рабочая программа по русскому языку разработана на основе Программы Министерства образования рф: Начальное общее образование, авторских программ В.

    Рабочая программа

    Считается объективно оправданным и целесообразным. Основная цель уроков литературного чтения во 2 классе - помочь ребенку стать читателем : подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной дет­ской литературы как...

  • Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Формирование регулятивных УУД на уроках литературного чтения Шешукова Лариса Александровна, учитель начальных классов МКОУ Лицей №9 г. Слободского 2015

    «Регулятивный – направляющий, вносящий порядок, планомерность во что-нибудь. Регулятивность – свойство регулятивного» (Л. П. Крысин «Толковый словарь иноязычных слов»)

    Предмет «Литературное чтение» наряду с личностным развитием ученика обеспечивает формирование регулятивных универсальных учебных действий учащихся: - при изучении раздела учебника; - на уроке; - при выполнении отдельного задания.

    УУД формируются и отрабатываются поэтапно 1 класс Осуществлять действие по образцу и заданному правилу, принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя, принимать и понимать алгоритм выполнения заданий

    УУД формируются и отрабатываются поэтапно 2 класс Принимать алгоритм выполнения учебной задачи, участвовать в обсуждении плана выполнения заданий

    УУД формируются и отрабатываются поэтапно 3 класс Принимать учебную задачу, отбирать способы ее решения 4 класс Осознавать этапы организации учебной работы, принимать и сохранять учебную задачу, планировать ее реализацию и способы выполнения

    Формирование умения работать с учебником и рабочей тетрадью

    Виды регулятивных УУД (по А. Г. Асмолову) целеполагание планирование прогнозирование контроль коррекция своих действий оценка элементы волевой саморегуляции

    Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно) Все ли слова тебе знакомы? Что ты будешь делать, если тебе встретилось незнакомое слово? Подумай, как ты будешь читать это стихотворение? Объясни. Обдумай последовательность подготовки к чтению рассказа по ролям.

    Планирование (определение последовательности действий) Как пересказать рассказ по рисунку: назвать, кто изображен; определить, какой текст соответствует иллюстрации; найти главные, самые важные слова; разделить текст на части; озаглавить части, составить план. Ты уже знаешь, что такое сжатый пересказ. Если бы тебя попросили рассказать кратко, о чем этот рассказ, или кратко передать его содержание, то как бы ты построил свой ответ? Что нужно сделать, чтобы получить сжатый пересказ: определить основную мысль произведения, выделить смысловые части, озаглавить их?

    Прогнозирование (предвосхищение результата) Технология продуктивного чтения перед чтением текста Прочитай фамилию автора и заголовок стихотворения. Подумай, о чем это стихотворение? Подтверди ответ словами из текста. Прочитай заголовок произведения. Почему оно так названо? Объясни. Ты сейчас будешь читать сказку, содержание которой тебе знакомо. Ее рассказал для детей известный писатель Е. Чарушин. Угадай, как называется эта сказка.

    Прогнозирование (предвосхищение результата) Технология продуктивного чтения во время чтения текста Подумай, почему дальше тебе предлагается прочитать именно это произведение? Подумай, что произойдет в сказке дальше. Прочитай продолжение сказки и сравни со своим предположением. Можно ли, глядя на иллюстрацию к сказке, понять, чем она закончится?

    Прогнозирование (предвосхищение результата) Технология продуктивного чтения после чтения текста Придумай продолжение истории. Что могло бы произойти дальше? Составь план своего рассказа. Запиши его. Подтвердились ли твои предположения о том, чем завершится текст?

    Контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном) Назови сказки по иллюстрациям. Проверь свой ответ по учебнику. Разделите текст на части. Выделите основную мысль каждой части, озаглавьте ее. Это будет план. Сравните его с планом, который дан в Рабочей тетради. Рассмотри рисунки. Вспомни название этой сказки. Восстанови последовательность событий сказки. Проверь свой ответ в Рабочей тетради.

    Коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия) Давай подведем итог того, что ты уже знаешь и умеешь. Выбери правильные для себя ответы, отметь их. Подумай, чему тебе еще необходимо научиться. Допиши то, что ты считаешь для себя важным. Запиши, чему ты еще научился? Научился ли ты работать в паре?

    Оценка (осознание качества и уровня усвоения) Прочитай текст про себя. Определи, сколько времени тебе понадобилось. Понял ли ты, в чем смысл рассказа? На какие вопросы тебе удалось ответить самостоятельно, а на какие - с помощью одноклассников и учителя? Составьте план событий сказки и перескажите ее по плану. Оцените, как вам удался каждый этап работы. Вспомни сюжет сказки и восстанови события. Расставь иллюстрации в нужном порядке. Как ты проверишь себя?

    Саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию для преодоления препятствий) Прочитай стихотворения и попробуй их запомнить. Какой герой тебе больше всего нравится и почему? Роль какого героя ты хотел бы играть? Кем бы хотел быть? Как бы ты поступил в этой ситуации?

    1. Что нужно было сделать? 2. Удалось ли сделать? 3. Все правильно или есть недочеты? 4. Сделал сам или с чьей-то помощью? 5. Как мы отличаем «5», «4», «3»? 6. Какую поставишь себе отметку? Самооценка диалог с учеником (по И. И. Кремлевой)

    В учебно-методическом пособии рассматриваются теоретические и практические вопросы формирования УУД младших школьников на уроках литературного чтения. Дается характеристика УУД, для становления которых значимы уроки литературного чтения. Приведены примеры заданий, нацеленных на развитие личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий учащихся. Представлены конспекты уроков литературного чтения с поэтапным указанием формируемых УУД


    Случайные статьи

    Вверх