Краткосрочные программы в дополнительном образовании детей. Краткосрочные дополнительные образовательные программы

Муниципальное автономное образовательное учреждение


2. Техника плетение на проволоке

Виды плетение петель, Параллельные петли, игольчатые плетение, круговая техника.

Практическое занятия. Плетение браслетов. «Цветков».


3.Цветки из бисера

Теоретические сведения. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления цветов: параллельное, петельное, игольчатое плетение, низание дугами. Комбинирование приёмов. Техника выполнения серединки, лепестков, чашелистиков, тычинок, листьев. Анализ моделей. Зарисовка схем.

Практическая работа. Выполнение отдельных элементов цветов. Сборка изделий: брошей, букета цветов. Составление композиций весенних, летних, осенних и зимних букетов. Подготовка основы декоративного панно: обтягивание картона тканью. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление цветами из бисера подарков и других предметов.


Итоговое занятия.

Этапы конструирования изделия. Требования, предьявлеяемые к изделию при конструировании, контроль качества изделий. Виды и композиция орнамента. Разработка эскиза композиций.

Практическое занятия.

Изготовление изделия на свободную тему. Отбор лучших работ кружковцев. Оформление итоговой выставки Подведение итогов.

Нормы оснащения:

При работе с бисером:

Для каждого обучающегося: Иглы, нитки капроновые, ножницы, цветной бисер, линейка, медная проволока (тонкая).

Обеспечение программы.

Инструменты:

Ножницы, рамка со стеклом для витража,


Материалы:

Краски по витражу; бисер, проволока,


Методическое обеспечение.

Сегодня педагогический уровень должен иметь всю методическую оснащенность для проведения занятий в соответствии с требованиями и методическими установками . В перечень учебное - методического обеспечения входит учебная методическая литература для учащихся и преподавателей, отдельный кабинет для ведения групповых и индивидуальных занятий. Всё оборудование должно соответствовать данному предмету, ножницы, проволока, рамка со стеклом и т.д.

Методическая литература имеется для каждой возрастной категорией предусмотренной учебной программой.

ЛИТЕРАТУРА

1. « Бисероплетение» М..,1997

2. Рисунок. Обнинск, издательство «Титул»

3. Живопись. Обнинск, издательство «Титул»

4. . Рукоделие.

5. Журнал «Лена рукоделье».

6.енечки и бисер СПб, 1998.

8.Ю.Давыдова. 2005г.

9., . Студия декоративно- прикладного творчества Издание2008г.

10. . Народное декоративно -прикладное искусство. М,1984г.

11.Журнал «Лена рукоделия»

12.. Рукоделие..

13. Роспись по стеклу.

Плеханова Елена Александровна
Должность: педагог дополнительного
Учебное заведение: МАУ ДО "Центр детского творчества г. Аткарска Саратовской области"
Населённый пункт: Аткарск, Саратовская область
Наименование материала: учебная программа
Тема: Краткосрочная образовательная программа «Музыкальная мозаика»
Дата публикации: 13.06.2018
Раздел: дополнительное образование

Краткосрочная образовательная программа

«Музыкальная мозаика»

Плеханова Е.А.

Г. Аткарск Саратовской области.

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа

«Музыкальная

является

краткосрочной

дополнительной

образовательной

программой художественно направленности и реализуется в Центре

детского творчества города Аткарска Саратовской области.

программе

показана

возможность

органичного

сочетания разных

музыкальной

деятельности:

восприятия,

исполнительства,

творчества

сочинения

исследовательской

деятельности

музыкального

искусства

популяризации.

По признаку – общеразвивающая.

Новизна программы «Музыкальная мозаика» заключается в том, что она позволяет

удовлетворить познавательные интересы обучающихся во всех областях музыкального

искусства, как в сфере академической музыки, так и массовой культуры. Музыкальное

просвещение детей и подростков через создание условий для целостного восприятия и

понимания ими музыки – современная тенденция, отражающая новизну программы.

Актуальность Программа представляет собой образовательный маршрут освоения

ребенком единого музыкального комплекса, органичного

его способности целостного

переживания музыкального произведения.

Педагогическая целесообразность.

программе

используются формы и методы

работы, обеспечивающие музыкальное просвещение детей и подростков 6–14 лет без

предварительного

предварительной

музыкальной

подготовки;

позволяющие им заниматься с небольшой временной загруженностью, без развернутых

домашних заданий.

Программа обеспечивает каждому обучающемуся возможность “делать не то, что

получится”,

выраженный терапевтический

характер.

Программа реализуется в рамках ФГОС в учреждении дополнительного образования.

Путь развития группы, сформированной на основе ДОЛ ЦДТ, зависит во многом от задач,

стоящих перед сообществом детей, педагогов: формирование уникальной специализации,

построение траектории творческого развития коллектива.

Целью

является

развитие

творческой

активности

(подростка),

самоопределение, творческое самовыражение в области музыкального искусства.

Задачи

Воспитательные

предоставить ребенку возможности общения – межличностного и специального

профессионального;

Воспитать готовность презентовать итог деятельности как уникальный сотворческий

Развивающие

обогатить

эмоциональный

обучающихся,

эмоционально-волевые

качества

коммуникативные

способствующие

социальной

самореализации

музыкальные

технические

сольного

Обучающие

различные

музыкальной

деятельности:

слушание,

исполнение,

сочинение, изучение;

научить применять полученные знания и умения при анализе, обсуждении музыки,

аргументировать собственное мнение по проблеме;

организовывать

самостоятельную

использовать

современные

технологи; стремится к расширению кругозора;

Отличительная особенность программы «Музыкальная мозаика»заключается в том, что

она представляет собой единый

музыкальный комплекс, основанный на целостности

музыкального

восприятия,

переживания,

исполнения

изучения

музыкального

произведения.

Программа

взаимопроникающих блоков:

теоретического,

исторического и практического, которые реализуются последовательно, синхронно или

самостоятельно, в зависимости задач, стоящих перед группой.

Образовательный

строится сообразно

возрастным

особенностям,

становящимся интересам к различным стилям, эпохам, методам и приемам продуктивной

деятельности, творческим пристрастиям и способам презентации продуктов творчества.

Также данную программу отличает отсутствие профессиональной установки, акцент

художественный

результат,

освоения

музыкального

пространства,

программу

привлекательной

подростков.

Отличительной особенностью программы является и гуманистические подходы к

реализации программы, которые проявляются в доброжелательной атмосфере на занятиях,

эмоционально

насыщенной

обстановке

творчества. Ключ к созданию ситуации успеха,

способствующей максимальной личной самореализации воспитанника, состоит в развитии

изнутри, «самотворчестве», а не навязывание «готового ответа».

Программа

«Музыкальная

мозаика»,

охватывая

разнообразные

музыкальной

деятельности, обращаясь к разным пластам музыкального искусства, позволяет каждому

ребенку свободно

образовательный

интересов

индивидуальных данных.

Программа предназначена для детей школьного возраста: 6-14 лет .

Младший школьный возраст , начало систематического школьного обучения – время

активного раскрытия индивидуальных особенностей ребенка, развития его специальных

музыкальных

способностей.

Предоставление

возможности

освоения

музыкального

пространства через различные виды музыкальной деятельности позволяет наиболее полно

музыкальность

познавательные

интересы

Каждый ребенок по-своему музыкален. Раскрытие его индивидуальных способностей

позволяют любому обучающемуся по программе «Музыкальная мозаика», независимо от

его успехов в школе, быть успешным, полезным, уникальным в творчестве.

Музыкальные занятия позволяют использовать богатый потенциал эмоциональной

подвижности ребенка и в то же время способствуют формированию произвольности

мышления, памяти, внимания.

Особенности

формирования

музыкального

восприятия

младшего

среднему):

фрагментарности,

эпизодичности

единичных

признаков

музыкального произведения к большей систематизации, охвату предмета по нескольким

признакам; перенос внимания от исполнительских (темп, динамика, тембр, артикуляция) к

мелодико-ритмическим средствам выразительности; переход от копирования и повторения

к осмысленному выражению, от освоения музыкального языка к освоению музыкальной

процессы

возникновением

качественных

образований

рефлексии,

дифференцированного

восприятия,

переходом

мышления

наглядно-образного к абстрактно-логическому.

формирующееся

в подростковый

абстрактное,

теоретическое

мышление позволяет включать в работу новые виды деятельности, например,становление

нового уровня самосознания выражается в стремлении понять себя, свою неповторимость.

Возможность

деятельности,

творческом

коллективе

привлекательными занятия по данной программе для подростков. Формирующиеся в этот

межличностные

отношения,

стремление

сверстниками

способствуют

эффективной

творческими

проектами.

отчуждения

подростка

взрослых

важнейшая

молодежной

субкультуры остается актуальной темой для совместной работы (диалога).

Формы и режим занятий. Основу учебного процесса составляют групповые занятия

(8-15 человек). В период подготовки особенно сложных проектов – исследовательских,

сценических, комплексных – возможна индивидуальная работа, занятия в малых группах

уменьшением

одновременного

обучающихся

занятиях

соответствии

уставом ЦДТ до 3-5 человек); а также объединение групп для проведения совместных

мероприятий: коллективных творческих дел, общих сборов, репетиций, выступлений (до

30 обучающихся одномоментно).

Программа реализуется следующим образом: 2 раза в неделю по 1 часу.

Результатом

образовательной

программе

«Музыкальная

мозаика»

является

развитие

творческой

активности

(подростка),

самоопределение,

творческое самовыражение.

развивается

познавательная

активность,

происходит

обогащение

эмоционального

обучающихся,

развиваются

эмоционально-волевые

качества,

коммуникативные

экспрессия,

способствующие

социальной

самореализации

ребенка.

(подросток)

осваивает

различные

музыкальной

деятельности:

слушание, исполнение, сочинение, изучение; у него развиваются музыкальные умения и

технические

сольного

коллективного,

вокального

приобретается

сценического

исполнения.

Развивается

эстетическая потребность через

приобщение к музыкальной культуре. Обучающийся

активно участвует в подготовке и проведении праздника, дела, проекта, несет личную

ответственность в общем деле.

осознает

целостность,

уникальный

коллектив,

действующий

пространстве ЦДТ и школы.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

концертное выступление, музыкальный праздник, спектакль, выставка эскизов (рисунков,

костюмов, реквизита, акции.

проверки

результатов:

наблюдение,

ребенком,

родителями,

сравнительное

сопоставление

сформированности

музыкальных

заполнение карты развития, сценические выступления.

Оценивается

развития

музыкальных

способностей,

сформированности

музыкальных

динамике);

мелодического,

Та к ж е оцениваются

результаты концертного

выступления,

качество

выполнения заданий, усвоения полученных знаний, уровень самостоятельной работы,

степень участия ребенка в творческих делах, богатство средств выразительности, умение

самостоятельно сделать выбор, навык публичного выступления.

Образовательная программа «Музыкальная мозаика» опосредованно направлена на

развитие

интонационного

аналитического

Развитие

интонационного

(правополушарного), связано с выразительным, образным компонентом восприятия.

программе

помогают

развивать

потребностно-

мотивационную

обусловлено

включенностью

творческую

деятельность под руководством педагога.

Программа

взаимопроникающих блоков:

теоретического

музыки»), исторического («Музыка в мире») и практического («Погружение»), которые

реализуются последовательно, синхронно или самостоятельно, в зависимости от задач,

стоящих перед группой. Подобное деление основано на постепенном включении в работу

различных видов деятельности и необходимо для планирования, систематизации и анализа

деятельности.

Блок

«Погружение»

направлен

практическое

освоение

музыкального

пространства. Постижение единства музыки, движения и слова внутри себя и в своих

проявлениях,

удовольствие,

получаемое

единения.

Воспитание

отзывчивости на музыкальное произведение, эмоциональное обогащение – важнейшие

задачи блока «Погружение».

Блок

«Музыка

мире»

предполагает

изучение

многообразия

направлений, стилей, жанров музыки различных эпох, национальных, авторских школ,

творческого пути композиторов, музыкальных произведений.

На занятиях используется разнообразный материал: музыка авторской традиции и

устное коллективное творчество (фольклор), академическая музыка и массовая культура

(джаз, поп, рок, песни бардов и т.д.), концертная, обиходная, прикладная, функциональная

Методы: рассказ, беседа, лекция, дискуссия, творческая встреча, прослушивание,

исполнение,

научно-поисковая

деятельность,

компьютере,

доклад, выступление.

Блок

«Мир

музыки»

предполагает

теоретическое

осмысление,

освоение

музыкального пространства, знакомство с элементами музыкального языка, музыкальной

В зависимости от состава и направленности группы, возможно изучение нотной

Ожидаемые результаты

По итогам обучения.

Благодаря совместной творческой деятельности группа осознает себя как целостность,

уникальный коллектив, вписанный в пространства школы и ЦДТ.

необходимыми

совместного

исполнения

музыки знаниями:

строение произведения в форме песни, его звуковысотные, темповые и ритмические

особенности; навыками: хорового, ансамблевого исполнения музыкального произведения;

коллективного сценического выступления; осваивает различные способы прослушивания

музыки; имеет представление о культуре праздника.

Ребенок, осваивая индивидуальную роль в музыкальном спектакле, осознает личную

ответственность в общем деле. Совершается переход от концертных коллективных форм к

индивидуальному творчеству, что дает ребенку право выбора собственного музыкального

II-1. Учебно-тематический план

Погружение

Мир музыки

Вводное занятие

«Я пою». Вокальное исполнение

Музыкальный праздник

Музыка в мире

«Настроение». Музыкорисование

Итоговое занятие

IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Отличительная

особенность

программы

«Музыкальная

мозаика»

целостность

восприятия и понимания предмета музыки и творческой деятельности. Поэтому методы ,

приемы, используемые педагогом, прежде

всего, затрагивают эмоциональную сферу

личности, позволяя ребенку полнее воспринимать, понимать и музыку.

Релаксация под музыку – психическое и соматическое расслабление. Используется

классическая музыка, или звуки природы.

Прослушивание (в записи и в живом исполнении) с конкретно поставленной задачей,

где музыкальное произведение - пластического воплощения, обсуждения.

Музыкорисование – перенесение (нехудожественное) потока музыки на бумагу “здесь

сейчас”,

включает

расслабление

динамическое

реагирование,

Художественное

рисование

способствует

активизации зрительных образов и представлений, развитию воображения.

Музицирование.

коллективное,

включает

скороговорки,

речитация,

проговаривание,

звукоподражание,

декламация,

импровизация, упражнения, разучивание музыкальных произведений, игры.

Групповое музицирование эффективно использует эмоциональные ресурсы, позволяет

ощутить себя включенным в целое, дает право свободного входа и выхода из действия,

анонимной

следовательно,

безопасной

самореализации,

предоставляет

возможность установить контакт с помощью музыкального сопереживания. В подобной

коллективной деятельности возрастает роль старших участников, так как активизация

действий ребенка происходит через подражание лидеру. Сольное исполнение помогает

осознать

ответственность,

продемонстрировать

индивидуальные музыкальные качества.

Движение.

всевозможные

ритмические

проявления

музыкальный

инструмент),

дыхательные

упражнения,

импровизация

пантомима, жестикуляция, мимика, хореографические упражнения, танец. Выполнение

заданий может сопровождаться пением.

Сценические выступления.

Выступления

концерта,

театрализованного

представления,

праздников

народного календаря.

Исследовательские формы и методы.

Анализ специальной литературы, музыкальных произведений.

Между различными видами музыкальной деятельности не существует четкой грани.

объединяет

нескольких

анализаторов

(слуховых,

зрительных,

осязательных), любые музыкальные проявления имеют моторную основу. Вся работа

организма ориентирована на комплексное функционирование.

Структура занятия

Объединение

различным.

Многовариантность

музыкальной

регуляции

соответствует

трехфазовой модели.

Вводная часть – установление коммуникации по так называемому изо-принципу, т.е.

подобное к подобному. Подбор музыки происходит сообразно вкусам и эмоциональному

состоянию группы детей на данный момент, с однотипным неконтрастным характером,

постоянным набором средств музыкальной выразительности. В одной и той же группе

может проходить с различным тонусом. Приемы: пассивное или активное прослушивание,

слияние с ритмом музыки в движении.

конфронтация,

отреагирование.

активная

подвижными играми. Этот этап может включать релаксацию для детей с повышенной

активностью. Используется контрастная по содержанию и средствам выразительности

третьего

наивысшее

напряжение.

заключительном

достигается

закрепляется

положительное

состояние.

Дидактическое обеспечение программы.

Инструментарий:

инструменты

(барабаны,

погремушки,

трещотки,

маракасы, бубны и т. д.), фортепиано.

Оборудование, дидактический материал: мягкие игрушки, предметы для рисования

(мелки, карандаши, краски, бумага), фонотека, компьютер.

V. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

HOMO MUSICUS: Альманах музыкальной психологии` 95. / Сост. Старчеус М.С –

Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. – М.,1997.

Великие мюзиклы мира: популярная энциклопедия. – М., 2002.

Воспитательная система ДТДиЮ. -Петрозаводск, 2003.

Выготский Л. Психология искусства. – М.,1987.

Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. – М.,1993.

Кирнарская Д.К. Музыкальное восприятие. – М.,1997.

Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей: Популярное пособие для

родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996.

Леонтьева О. Карл Орф. – М.1984.

10. Матейова З., Машура С. Музыкотерапия при заикании. – Киев, 1984.

11. Музыкальная психология: Хрестоматия. / Сост. М.С. Старчеус. – М.1992.

12. Музыкальное

воспитание

Составитель

редактор

Л.А.Баренбойм. – М.,1983.

Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. – М.,1972.

В настоящее время опытно-поисковая деятельность педагогов дополнительного образования должна быть сосредоточена на создании особого рода образовательных программ - краткосрочных, реализуемых как в самих учреждениях дополнительного образования детей, так и в условиях все более набирающей силу системы дополнительного образования детей на базе общеобразовательных школ.

Наличие в районном образовательном пространстве пакета таких программ - насущное веяние нашего времени. Что это означает практически? По существу современный педагог дополнительного образования, адекватно реагирующий на реформирование системы общего образования в России, должен приобрести относительно новый для себя спектр методико-практических умений и навыков, обеспечивающих ему как минимум способность модифицировать свою многоуровневую (долгосрочную) программу, либо создавать принципиально новую - краткосрочную.

Действительно, осуществляемое ныне интенсивное реформирование российской образовательной системы, переход ее на качественно новые образовательные стандарты сопряжен с умением педагога создавать социально востребованные дополнительные образовательные программы краткосрочного действия. Более легкий вариант прочтения этого государственного задания предполагает целенаправленное преобразование уже имеющихся (многоуровневых) программ в программы краткосрочные, мобильно реагирующие на ситуативно обнаруживающийся социальный заказ. В этой связи мы и провели в предшествующем учебном году в Новосибирской области на базе Чулымского дома детского творчества межрайонный конкурс краткосрочных дополнительных образовательных программ. А сегодня приглашаем вас к участию в региональном конкурсе краткосрочных образовательных программ дополнительного образования детей .

Все вы хорошо знаете, что современные учреждения дополнительного образования детей своей деятельностью создают специфическую образовательную среду, для которой характерна вариативность предоставляемых образовательных услуг, причем вариативность, задаваемая как содержанием программ, так и формой их практической реализации. В педагогически целесообразно организованной среде дополнительного образования гораздо полнее, чем в школьной урочной системе традиционных учебных занятий, реализуется основной принцип маркетингового подхода: образование (услуга) подстраивается под способности и интересы детей (потребителей), на основе чего как раз и должна создаваться творческая, эмоционально привлекательная для детей, подростков и старшеклассников среда, способствующая их креативной самореализации.

Появление школ полного дня также можно рассматривать как одну из специфических форм выполнения социального консолидированного заказа общества учреждениям общего и дополнительного образования. Отличительной особенностью школы такого типа является возможность в рамках одного конкретного образовательного учреждения наиболее масштабно интегрировать дополнительное образование в общее, на системно-целевой основе решать в едином комплексе не только образовательные, но и воспитательные и даже оздоровительные задачи. Краткосрочные дополнительные образовательные программы, реализуемые в модели школы полного дня, обязательно имеют специфику возникающей при этом атмосферы общения, особенности проектируемых задач, учебного содержания, способов оценки прогнозируемых предметных, надпредметных и личностных результатов.

line-height:150%;">· выстроить систему взаимодействия школы и учреждений дополнительного образования детей,

line-height:150%;">· сконцентрировать свою деятельность в рамках задач освоения новых образовательных стандартов.

Внеурочная деятельность, впервые введенная в унифицированный стандарт, предъявляет качественно иные требования как к деятельности школы, так и деятельности учреждения дополнительного образования детей. Эти задачи важно особым образом объединить. На наш взгляд, разработка и реализация краткосрочных образовательных программ - оптимальная на сегодняшний день точка соприкосновения двух указанных субъектов - равноправных партнеров - для обеспечения целостного образовательного процесса. 10 академических часов в неделю, запланированные на внеурочную деятельность, дополнительные учебные занятия, могут проводить не только учителя общеобразовательного учреждения, но и другие преподаватели, в том числе и педагоги дополнительного образования. Возникающая, таким образом, межсистемная интеграция может придать новое качество всему образовательному процессу. Но в чем это новое качество будет выражаться? В каких диагностически регистрируемых результатах? Краткие мысли об этой проблеме хотелось бы обнаружить в тексте вашего конкурсного программного материала.

Ключевым, наиболее важным психологическим условием создания нового поколения вариативных краткосрочных дополнительных образовательных программ, с нашей точки зрения, является искреннее стремление творчески работающих педагогов идти в ногу со временем, не останавливаться на достигнутом, постоянно совершенствовать свой профессиональный опыт, быть всегда социально востребованными и полезными.

Принимая в расчет обнаруженные нами в межрайонном варианте конкурса наиболее типичные методические ошибки, обратим ваше внимание на следующие обязательные требования к содержанию качественно оформленных краткосрочных дополнительных образовательных программ:

П ояснительная записка в обязательном порядке должна раскрывать:

  • содержательно-смысловую сторону образовательной программы, ее новизну, то есть указание на ведущее социально-педагогическое (либо учебно-дидактическое) противоречие, которое составитель данной краткосрочной образовательной программы попытался в своей опытно-поисковой работе разрешить;
  • цели и задачи образовательной программы, которые представилось возможным реально воплотить в жизнь в рамках установленного краткосрочного периода времени;
  • основные этапы, которые определяют логику системной организации образовательного (учебно-воспитательного) процесса, задают темп движения к проектируемому образовательному (личностному, предметному и надпредметному) результату;
  • ожидаемые, поддающиеся эмпирической (диагностической) проверке результаты;
  • формы и способы интеграции данной краткосрочной образовательной программы в общешкольное образовательное пространство (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т. д.) 11.0pt;line-height:150%;Times New Roman">.

Желательно, чтобы сам конкурсант четко и ясно указал какие требования (в дополнение к общеобязательным, предельно широко ориентированным, по существу дела - открытым - требованиям нового образовательного стандарта) им были взяты за основу при составлении данной краткосрочной программы той или иной предметной направленности. Например, квалификационные требования на какой-либо спортивный разряд, требования определенного уровня всероссийских художественных смотров, фестивалей, конкурсов, олимпиад, соревнований, выставок и т. п. В системной, методически обоснованной сопряженности таких требований, как ни в какой другой опытно-поисковой работе, обнаруживает себя самое высокое профессиональное мастерство педагога дополнительного образования. Жюри конкурса будет приветствовать такие попытки.

line-height:150%">

line-height:150%">Нельзя, конечно, исключать и возможность использования для нужд частичной модификации предоставляемой на конкурс краткосрочной программы чьей-либо иной, ранее опубликованной образовательной программы. Обязательным моментом в таком случае является указание на первоисточник - работу того автора, который вами был избран для преобразующего методико-поискового действия, при этом следует обязательно определить, что нового, в отличие от данного информационно-методического источника, вы самостоятельно внесли в содержание и текст конкурсной краткосрочной дополнительной образовательной программы.

Говоря об актуальности разработанной вами программно-методической продукции, следует обратить внимание на имеющиеся у вас в наличии условия и предпосылки для ее успешной реализации: материально-технические, организационно-педагогические, информационно-методические и личностно-психологические. Цель программы должна быть сформулирована таким образом, чтобы на ее основе можно было фактически определить и зарегистрировать указанными методами положительные перемены, которые произойдут в эмоциональной, когнитивной и поведенческой сферах личности детей за промежуток времени, отведенный вами для реализации данной программы (например, 6, 12, 24, 36, 72 и более учебных часов).

Наконец, сформированное вами тематическое содержание краткосрочной образовательной программы предельно кратко изложите именно в той последовательности, которая соответствует изначально избранной вами структуре учебно-тематического плана. Совокупность ключевых слов, понятий и терминов, включенных в текст, раскрывающий программное содержание каждой из выделенных учебных тем, должна с убедительной силой и полнотой характеризовать сущность рассматриваемого на учебных занятиях раздела учебного курса. Стиль изложения должен быть, по возможности, простым и ясным. Не рекомендуется использование витиеватых фраз, допускающих многозначное толкование, а также употребление пространных предложений со сложной структурой.

Организаторы конкурса приветствуют представление системы иллюстративно-методических приложений к краткосрочной образовательной программе дополнительного образования детей. В ней желательно отразить ваш собственный оригинальный опыт, ваш собственный инструментарий (схемы, алгоритмы, задания, памятки, советы и рекомендации), которые вы лично наработали в ходе практической апробации данной программы.

Предлагаем вам на примере модификации нескольких краткосрочных образовательных программ-победителей проведенного нами межрайонного варианта конкурса краткосрочных образовательных программ поупражняться в выведении их отличительных особенностей от программ многоуровневого (долгосрочного) типа.

line-height:115%;Times New Roman">Приложение line-height:115%;Times New Roman">

Карта основных отличительных особенностей многоуровневой (долгосрочной) образовательной программы от программы краткосрочного типа

text-align:justify">На примере образовательной программы творческого объединения «Золушка» Чулымского ДДТ Новосибирской области (педагог дополнительного образования второй квалификационной категории О. В. Эмурсалиева - дипломант II степени межрайонного конкурса краткосрочных образовательных программ дополнительного образования детей)

Параметры выявления отличительных

особенностей


Переформулировка теоретико-методических идей в

практико-ориентированные вопросы


Многоуровневая (долгосрочная)

образовательная программа


Краткосрочная

образовательная программа


90%;">1. Тематические

90%;">отличия


90%;">Каковы тематические отличия образовательной программы многоуровневого (долгосрочного) типа от программы краткосрочной? Какие темы были исключены, изменены? Что введено нового? И почему?


90%;">Последовательное движение к достижению выдвинутых целевых задач с учетом индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся


90%;">Краткосрочная образовательная программа была создана с целью усиленного обучения детей рукоделию. Учебный план был сокращен, были выбраны основные темы: «Вышивка», «Вязание крючком», «Швейное дело», «Красивые вещи своими руками»


90%;">2. Концептуальный психолого-педаго-

90%;">гический подход


90%;">В чем конкретно выражаются изменения в ходе целеполагания? Каким способом цели были переформулированы?


90%;">Ведущая цель многоуровневой (долгосрочной) образовательной программы одна: дети начинают обучение с азов и заканчивают его изготовлением более сложных изделий


90%;">Краткосрочная программа изначально предназначена для детей, уже имеющих некоторые навыки в рукоделии. Обучение по программе завершается изготовлением простейших изделий


90%;">различий


90%;">Чем отличается техника и технология работы в рамках разноуровневой (долгосрочной) программы от краткосрочной?


Text-align:center;line-height:90%;">Различий в технике и технологии между программами нет


90%;">4. Ожидаемые результаты


90%;">В чем заключены существенные отличия ожидаемых результатов по сравниваемым типам образовательных программ?


90%;">По окончании срока реализации данного типа образовательной программы выпускник объединения способен самостоятельно изготовить (сшитое им, либо связанное) изделие, выполненное последовательно, из урока в урок, в соответствии с основополагающей, универсальной технологией


90%;">По окончании срока реализации краткосрочной образовательной программы выпускник может выполнять только относительно несложные швейные и вязаные изделия, соответствующие требованиям к запланированному результату обучения. Но в воспитательном плане он мотивирован на перспективу своего дальнейшего развития в этой предметно-практической сфере деятельности

Романова Ольга Геннадьевна

«Краткосрочная дополнительная образовательная программа профильного отряда «Играя познаем» Возраст детей –7 - 12 лет Срок реализации – 1 месяц...»

Краткосрочная дополнительная образовательная

программа профильного отряда

«Играя познаем»

Возраст детей –7 - 12 лет

Срок реализации – 1 месяц

Составитель:

Горбунова Ольга Юрьевна,

педагог дополнительного образования

МБОУДОД «ГЦИР»

Тольятти

Паспорт образовательной программы

Название программы Краткосрочная дополнительная образовательная

программа летнего профильного отряда «Играя познаем»

Учреждение, МБОУДОД ЦДОДД «Гуманитарный центр реализующее программу интеллектуального развития» городского округа Тольятти Адрес: 445012, Тольятти, ул. Коммунистическая, 87А, т. 76-98-94, 76-90-56 Составитель программы Горбунова Ольга Юрьевна, педагог дополнительного образования МБОУДОД «ГЦИР Аннотация Программа «Играя познаем» реализуется в летний период.

Она рассчитана на младших школьников и направлена на и формирование их познавательных интересов, укрепление здоровья и организацию досуга в летние каникулы.

Основной идеей, объединяющей как содержание каждого отдельного дня, так и курса в целом, является погружение детей в ситуацию совместной игры, когда выполнение игрового условия, полноценное проживание игры обеспечивает не только удовольствие, но и развитие, совершенствование навыков, качеств, способностей Год разработки 2014 г.

программы Кем и когда утверждена На основании решения педагогического совета. Протокол программа № 4 от 15 мая 2014 г.



Программа принята к На основании решения методического совета. Протокол реализации в новом № 4 от 12.05.2015 г.

учебном году Направленность социально-педагогическая программы Направление (вид) игровая деятельность деятельности Вид программы по авторская степени авторства Охват детей по возрастам 7-12 лет разновозрастные группы Вид программы по предметная способу организации содержания Срок реализации 1 месяц программы Вид программы в учрежденческий зависимости от территориальных особенностей

Рецензенты программы:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Краткосрочная дополнительная образовательная программа «Играя познам» социальнопедагогической направленности является неотъемлемой частью образовательной программы МБОУДОД «Гуманитарный центр интеллектуального развития» г.о.Тольятти и дает возможность организовать познавательный досуг детей 7-14 лет в летний период на базе школьного лагеря дневного пребывания.

Многие дети посещают летние пришкольные лагеря и площадки. Помимо присмотра, такая площадка должна обеспечивать детей интересной и содержательной деятельностью. В течение учебного года у детей накоплена определенная усталость, снижена мотивация к обучению. Хорошая погода и масса объективных отвлекающих факторов также накладывают определенные ограничения как на отбор содержания работы, так и на характер и методы обучения в целом. Для решения этой проблемы основной формой работы была выбрана игра, которая вместила в себя как образовательное, так и развивающее и воспитательное содержание.

Основной идеей, объединяющей как содержание каждого отдельного дня, так и курса в целом, является погружение детей в ситуацию совместной игры, когда выполнение игрового условия, полноценное проживание игры обеспечивает не только удовольствие, но и развитие, совершенствование навыков, качеств, способностей.

Цель программы - обеспечить содержательный и полезный досуг детей в летнем лагере дневного пребывания.

Задачи работы:

Способствовать развитию ценных качеств личности детей, характеристик 1.

познавательных процессов.

Обучить детей новым играм, в высокой степени способствующим развитию в 2.

досуговой деятельности.

Обеспечить эмоциональный комфорт и интерес детей, занимающихся по программе.

Способствовать актуализации, систематизации, обогащению знаний детей в 4.

некоторых (тематических) областях действительности.

Способствовать формированию дружеских связей, развитию детского коллектива.

Организационные основы программы Программа создана для обеспечения познавательного досуга детей в лагере дневного пребывания. Срок реализации программы – одна лагерная смена (18 дней).

Предполагаются ежедневные занятия с детьми по 2 часа. Таким образом, общее количество часов по программе составляет 36 часов.

Порядок формирования группы: Группа формируется по добровольному принципу из обучающихся разных возрастов, посещающих школьный лагерь дневного пребывания.

Наполняемость группы – до 18 человек.

Возраст обучающихся: от 7 до 12 лет. Предполагается функционирование разновозрастного отряда.

Начало и завершение занятий согласуется с администрацией лагеря дневного пребывания, на базе которого работает отряд.

Режим занятий – пять раз в неделю по 2 часа. Недельная нагрузка на ребенка – 10 часов.

Формы и методы занятий В реализации программы используются различные формы: игра, тренинг, соревнование, викторина, самостоятельная работа, творческая работа и др.

Методы: используются различные методы, которые могут быть условно сгруппированы по источнику познания:

Словесные (устное изложение, беседа, рассказ, сказка);

Наглядные (примеры, образцы, иллюстрации и демонстрации);

Практические (игры, упражнения, этюды, творческие работы, рисование и др.).

Организационные формы работы: фронтальная (тренинговый формат), в подгруппах.

Планируемые результаты освоения программы:

В результате освоения программы «Играя познаем» учащиеся должны приобрести следующие знания и умения, получить опыт:

актуализировать, систематизировать, приобрести некоторые знания и представления об эмоциях, этикете, креативности и т.д.;

познакомиться с новыми играми и упражнениями, которыми можно разнообразить свой досуг;

совершенствовать отдельные характеристики познавательных процессов – внимания, памяти, мышления, воображения;

получить опыт эмоционального общения со сверстниками.

Оценка результатов освоения программы производится в форме включенного педагогического наблюдения на занятиях и анализа результатов игр-соревнований.

Подведение итогов реализации программы Подведение итогов работы по программе и оценка результатов ее освоения производится в следующих формах:

Рефлексивные задания и упражнения на припоминание – чему мы научились, что мы делали.

Выставление самим себе оценок за работу в смене по критериям.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

–  –  –

Раздел 1. Вводные занятия Тема 1.1. Вводные занятия. Знакомство.

Теория. Правила техники безопасности на занятиях.

Практика. Игры на знакомство, запоминание имени, изучение друг друга. Подвижная игра на сплоченность, формирование группы.

Теория. Как мы можем развиваться с помощью игры.

Практика. Викторина «Обо всем на свете», выполнение заданий на скорость мышления.

Раздел 2. Сундук сокровищ Тема 2.

1. Кроссворды и ребусы.

Теория. Правила составления кроссвордов. Правила составления ребусов.

Практика. Командное составление кроссвордов по известным сказкам. Командное составление ребусов о природе родного края. Игра «Красная книга»: составление и презентация кроссворда и ребуса о животном, рассказ о нем (с использованием справочной литературы). Составление книги, подготовка иллюстраций.

Тема 2.2.

Сундук сокровищ: шифрование и кодирование.

Теория. Шифрование и кодирование.

Практика. Игра «Сундук сокровищ»: составление и разгадывание шифров и карт. Поиск сокровищ.

Тема 2.3.

Игры на листе бумаги.

Теория. Правила игр на листе бумаги.

Практика. Обучение и игры «Крестики- нолики», «Морской бой», «Треугольники», «Дострой слово» и т.д. Проведение чемпионатов по этим видам игр.

Тема 2.4.

Приключения Карика и Вали.

Тема 2.5.

Необитаемый остров.

Практика. Командная игра на развитие креативности и общения. Список пяти необходимых вещей – дискуссия. Из чего построить дом, как добыть огонь….

Шифрованное письмо о помощи. «За» и «против» проживания на необитаемом острове – кто больше. Спортивное мини- соревнование.

Раздел 3. Вопрос на засыпку Тема 3.

1. Командные игры-викторины.

Теория. Правила викторин: вопрос-ответ.

Практика. Выполнение заданий, самостоятельное составление заданий (с использованием справочной литературы) по различным темам: русский язык, литературные произведения и герои, правила этикета, математика. Придумываем и инсценируем ситуации. Решаем современные и старинные задачи. Презентация и «обыгрывание» арифметических действий.

Тема 3.2.

Такая занимательная физика.

Теория. Мир вокруг нас.

Практика. Выполнение (по командам) элементарных опытов и объяснение их. Поиск физических явлений и объектов в окружающем. Креативность – как можно было бы применять это явление в хозяйстве будущего.

Тема 3.3.

История и достопримечательности города Тольятти.

Теория. История и достопримечательности города Тольятти.

Практика. Проводится в форме «интеллектуального хоккея» (дети коллективно готовят вопросы, задают на скорость). Составление рейтинга самого известного, красивого, чистого и т.д. места города.

Тема 3.4.

Прогулки с динозаврами.

Теория. Далекое прошлое планеты Земли.

Практика. Несколько человек готовят заранее рассказы и иллюстрации о природе, видах динозавров, вымирании и проч. Слушатели задают вопросы. Игра на креативность «Если совместить клубок (книгу, стол) и динозавра, то получится….». Изготовление динозавра из листа бумаги методом обрывания, выставка.

Тема 3.5.

Вопрос на засыпку.

Теория. Работа в команде.

Практика. Командная игра по формату телепередачи «Своя игра», «Кто хочет стать миллионером», «Умники и умницы».

Раздел 4. Итоговые занятия Тема 4.

1. Итоговые занятия.

Прощание.

Рефлексивные задания и упражнения на припоминание – чему мы научились, что мы делали. Написание друг другу шифрованных писем с пожеланиями. Выставление самим себе оценок за работу в смене по критериям.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Литература для педагога:

Афанасьев, С.П. Триста творческих конкурсов. / С.П. Афанасьев, С.В. Коморин. – М. :

Методический центр «Вариант», 1997. – 112 с.

Коваленко, В.И. Младшие школьники после уроков: 750 развивающих игр, упражнений, 2.

физкультминуток.. / В.И. Коваленко. – М. : Эксмо, 2007. – 336 с.

Куприянов, Б.В. Организация и методика проведения игр с подростками / Б.В.

Куприянов, М.И. Рожков, И.И. Фришман. - М. : Владос, 2001. – 215 с.

Майерс, Б. Интеллектуальные игры. Логические игры для детей / Бернар Майерс. – М. :

Эксмо-Пресс, 2013. – 80 с. – (Логические игры).

Никитин, Б.П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры / Б.П. Никитин – М. :

Просвещение, 1990. – 160 с.

Попова, Е.Н. Вообрази себе: Поиграем – помечтаем: книга для развития воображения. / 6.

Е.Н. Попова, И.Ю. Матюгин, Е.И. Чакаберия. – Волгоград: Учитель, 2001. – 76 с. – (Школа развития памяти и воображения).

Шарыгин, И.Ф. Уроки дедушки Гаврилы, или Развивающие каникулы /И. Ф. Шарыгин М. : Дрофа, 2009. - 156 с.

Шаульская, Н.А. Поиграем в эрудитов? Идеи для школьных викторин и олимпиад. / 8.

Н.А.Шаульская. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 224 с. – (Серия «Здравствуй, школа!»).

Шаульская, Н.А. Вопросы умникам и умницам для начальной школы. / Н.А. Шаульская. Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. - 288 с. – (Серия «Здравствуй, школа!»).

Шмаков, С.А. От игры к самовоспитанию: Сборник игр - коррекций./ С.А. Шмаков, Н.Я.

Безбородова. – М. : Новая школа, 1995. – 80 с.

Интернет-ресурсы http://summercamp.ru/index - МетодВики сайт для вожатых.

http://tak-to-ent.net/load/121-1-0-1249 Игры в летнем лагере.

http://www.trepsy.net/ психологические упражнения для тренингов.

Дидактические и наглядные материалы для учащихся:

Подборка книг, картинок, репродукций, иллюстрирующих теоретический материал 1.

Медиапрезентации по темам занятий.

Материалы для проведения викторин и игр-соревнований «Своя игра», «Кто хочет 3.

стать миллионером», «Умники и умницы».

Карточки с заданиями.

Материально-техническое обеспечение

1) Игровая комната, оборудованная столами, стульями, шкафами. Требования к помещению: для реализации программы необходимо достаточно большое помещение.

Пространство будет неоднократно перестраиваться – должна быть возможность сдвинуть парты, выстроить стулья в круг.

2) Оборудование и материалы, необходимые для реализации программы:

2.1. мультимедийная проекционная установка;

2.2. цифровой фотоаппарат;

2.3. принтер черно-белый, цветной;

2.4. ксерокс;

2.5. магнитофон с записями музыки;

2.6. часы или секундомер.

3) Игровой реквизит для организации игр: настольные игры «Блоки Дьенеша», «Скраблз» и др., счетные палочки, прищепки, мячи разные для игр, клубок ниток, мягкие игрушки.

4) Материалы для творчества детей: акварель, гуашь, пастель, белая и цветная бумага и картон, клей, ватманы, набор карандашей, скотч бумажный, ножницы.

5). Канцелярские принадлежности: ручки, карандаши, маркеры, корректоры; бумага разных видов и формата (А1, А2, А3, А4, ватман, ксероксная); клей, ножницы, степлеры; файлы, папки, кнопки, мелки, магниты и др.

6). Сувенирная продукция для награждения лучших игроков, лучших команд в игровых чемпионатах и соревнованиях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, использованной при составлении программы

1. Афанасьев, С.П. Веселые каникулы: Настольная книга воспитателя. / С.П. Афанасьев. М. : АСТ - ПРЕСС КНИГА, 2004. – 288 с.

2. Афанасьев, С.П. Что делать с детьми в загородном лагере. / С.П. Афанасьев, С.В.

Коморин, А.И. Тимонин. – 3-е изд. – Кострома: ООО МЦ "Вариант", 2001. – 223 с.

3. Ах, лето! : Работа с детьми в летних загородных и пришкольных лагерях. / Авт., сост.

С.В. Савинова. – Волгоград: Учитель, 2003. - 77 с.

4. Байбородова, Л. В. Воспитательная работа в детском загородном лагере: Учебнометодическое пособие / Л.В. Байбородова, М.И. Рожков. – Ярославль: Академия развития, 2003. – 256 с.

5. Барышникова, Г. Б. Будни и праздники в детском оздоровительном лагере: настольная книга вожатого. / Г. Б. Барышникова. – Ярославль: Академия развития, 2007. – 192 с.

6. Бесова, М. А. Веслые игры для дружного отряда: праздники в загородном лагере / М. А.

Бесова. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 160 с. – (После уроков).

7. Буйлова Л.Н., Кленова Н.В., Постников А.С.. Методические рекомендации по подготовке авторских программ дополнительного образования детей [Электронный ресурс] / Дворец творчества детей и молодежи. В помощь педагогу. – Режим доступа: http://doto.ucoz.ru/metod/.

8. Детский оздоровительный лагерь: воспитательное пространство: Сборник статей в помощь организаторам летнего отдыха и оздоровления детей. / Сост. Г.С. Суховейко;

Под ред. Л.Н. Игнатьевой; Межрегиональная общественная организация «Содействие детскому отдыху». – М. : ЦГЛ, 2006. – 152 с.

9. Коваленко, В.И. Младшие школьники после уроков: 750 развивающих игр, упражнений, физкультминуток.. / В.И. Коваленко. – М. : Эксмо, 2007. – 336 с.

10. Летний оздоровительный лагерь: массовые мероприятия (театрализованные, тематические вечера, праздники, конкурсы, игры, викторины, спортивные состязания) / Сост. Л.И. Трепетунова – Волгоград: Учитель, 2005. – 280 с.

11. Летний оздоровительный лагерь: нормативно-правовая база (планирование, программа работы, должностные инструкции, обеспечение безопасности в пришкольных и загородных лагерях) / Сост. Е.А. Гурбина – Волгоград: Учитель, 2006. – 197 с.

12. Марфина, С.В. Летний лагерь от А до Я. / С.В.Марфина. – Ярославль: Академия развития, 2005. – 160 с. – (После уроков).

14. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 27 «О введении в действие санитарноэпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.4.1251-03» [Электронный ресурс] / Законодательство, судебная практика. Нормы, правила, стандарты России. – Режим доступа: http://www.kodeks.ru/noframe/aids?d&nd=901859071&prev Doc =901909220. педагогическом Директор школы методического совете _ объединения /Е.В. Петрова/ учителей Протокол № 1 Протокол № 1 Приказ № 26 о...» УТВЕРЖДАЮ: Педагогическим советом Заведую щая МБДОУ "ТОГУЧИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД № 2" МБДОУ "ТОГУЧИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД № 2" И.А.Шиповалова ""_20_г. ""20г. Протоко...»

«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Томский государственный педагогический университет" (ТГПУ) КЗ.А. 03 ПРОГРАММА КАНДИДАТСКОГО ЭКЗАМЕНА ОСНОВНАЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ 09.00.13 ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ, ФИЛОСОФИЯ КУЛЬУТРЫ...»

«Б.3.Б.10 "Психология физической культуры" Составитель аннотации: к.пс.н., доцент Бобылев Е.Л. Кафедра психологии Цели изучения Целями освоения дисциплины являются: дисциплины: показать будущим специалистам важность и содержание психологического аспекта в деятельности преподавателя физического в...»


Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам , мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Валентина Мокерова
Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Раз словечко, два словечко»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГУЛЬКЕВИЧСКИЙ РАЙОН

Принята на заседании УТВЕРЖДАЮ

методического совета Директор МБУДО ЦРТДиЮ

Протокол №___ ___Высоцкая И. В. «___» ___ 20 г Приказ от «___» ___ №__

КРАТКОСРОЧНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«Раз словечко , два словечко »

Срок реализации программы : 6 недель (18час)

Вид программы : модифицированная

педагог дополнительного образования

г. Гулькевичи, 2017г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Краткосрочная образовательная программа «Раз словечко , два словечко » социально-педагогической направленности способствует развитию познавательных, творческих и коммуникативных способностей учащихся и предназначена для организации познавательного досуга детей в летний период, развитию главной ценности образовательной деятельности – творческого мышления, формирования потребности владения языком, совершенствования речи и расширения знаний об окружающем мире.

Новизна программы заключается в сроках ее реализации (6 недель, практико-ориентированном подходе к организации учебно-воспитательного процесса. Программа «Раз словечко , два словечко » предоставляет возможность организовать познавательный досуг детей дошкольного возраста в летнее время. Занятия по программе способствуют формирование личностных качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью : любознательности, инициативности, творческого воображения, произвольности. Дают возможность, как закрепить ранее полученные знания в области, так и приобрести новые, формируют умение пользоваться ими на практике в различных ситуациях. Занятия строятся в игровой, занимательной форме с использованием речевых игр.

Актуальность определяется запросом со стороны родителей и их детей на программы раннего развития в летний период в учреждении дополнительного образования , а также наличием в учреждении необходимых материально-технических условий для реализации этих программ .

Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического изучения родного языка. В процессе решения проблемных ситуаций, выполнения игровых заданий каждый ребенок приобретает практические умения и навыки, опыт познания. При этом соблюдается комплексный подход к приобретению знаний, умений и навыков, к развитию и воспитанию детей.

Адресат программы . Программа разработана для детей 5,5-7 летнего возраста. Занятия могут посещать все желающие дети, как занимающиеся в объединении, так и вновь прибывшие, имеющие желание получить представление об элементарных навыках чтения, письма.

Объем программы : срок обучения - 6 недель, общее количество часов – 18, в неделю - 3 часа.

Форма обучения : очная

Режим занятий : 3 раза в неделю по 1 часу.

Особенности организации образовательного процесса. Занятия могут посещать дети без медицинского допуска. Программа реализуется в группах переменного состава. Дети могут приходить в любой день, входящий в расписание занятий. Каждое занятие представляет собой отдельный познавательно-воспитательный блок (начатая работа завершается на этом же занятии) . Программа предполагает использование различных видов игровой деятельности : имитационных игр и игр-упражнений с предметами, сюжетно-ролевых игр, игр с правилами, игр-упражнений с ориентировкой на определенные достижения, позволяет максимально комфортно и интересно для детей строить образовательный процесс. Занятия направлены на развитие общей культуры мышления , речи, моторики, творческих способностей детей, на воспитание у них самостоятельности, чувства ответственности, гуманных отношений в общении с товарищами и педагогом.

Занятия состоит из всех трех частей пяти разделов программы . На каждом занятии проводится динамическая пауза в форме подвижных игр и физкультминуток.

Цель программы : Развитие интереса и способностей к чтению через игровую деятельность.

Образовательные :

Приобретение знаний, умений и навыков учебной деятельности;

Развитие мотивации к учебной деятельности.

Продолжить знакомить детей с элементарными навыками чтения, письма;

Формировать умение применять полученные знания на практике в различных ситуациях;

Развивать речь, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения;

Формирование умений точно и ясно выражать свои мысли.

Личностные :

Развитие познавательной активности и умения устанавливать простейшие связи между явлениями окружающей жизни ребенка и развитие интереса познания;

Развивать личность ребенка, его дарование и способность путем

самостоятельного решения творческих и других задач;

Развивать коммуникативные способности детей на основе общения ;

Развитие познавательных способностей : логику мышления, речь, внимание, память, воображение;

Воспитывать самостоятельность, усидчивость, организованность, аккуратность, умение сотрудничать, коллективизм.

Метапредметные :

Развивать воображение, сообразительность, любознательность, волевые качества;

Формировать культуру общения друг с другом ;

Формировать умение организовать свое рабочее место, понимать учебную задачу и самостоятельно выполнять ее, контролировать и оценивать свои действия;

Формировать умение работать индивидуально и в группе : находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;

Формировать ценностного отношения к здоровому образу жизни.

Учебный план

п/п Тема Количество часов

Всего Теория Практика

1. Вводное занятие. Инструктаж

по технике безопасности. 1 0,5 0,5

2. Сказочная грамота 6 0,5 5,5

3. Развитие речи. 4 0,5 3,5

4. Веселый карандашик. 6 0,5 5,5

5. Итоговое занятие 1 1

Итого : 18 2 16

Раздел 1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

Теория. Знакомство с детским коллективом. Инструктаж по технике безопасности. Собеседование с детьми, выявление ранних знаний, умений, навыков.

Практика.

Упражнение «Телефон» . Игра «Давайте познакомимся» .

Экскурсия по центру.

Раздел 2. Сказочная грамота.

Теория. Знакомство с русскими народными сказками.

Практика. Чтение сказок : «Репка» , «Петушок и бобовое зернышко» , «Кошкин дом» , «Колосок» , беседа о прочитанном. Коллективное составление рассказа по картинкам. Пересказ сказки. Инсценировка сказки. Сочинение своей сказки. Ответы на вопросы.

Построение предложений. Составляем предложение с определенным словом .

Упражнение «Покажи букву» , «Какая это буква» , «Определи, где находится звук» , «Я называю звуки» .

Дидактические игры со словами : «Угадай первый звук в слове » , «Мама пошла в магазин» , «На что похожа буква» .

Игры с магнитной азбукой : «Чудесный мешочек» , «Какой буквы не стало» , «Сложи слово из букв магнитной азбуки»

Раздел 3. Развитие речи.

Теория. Составление описательного рассказа по теме : «Овощи» , «Фрукты» , «Животные» , «Транспорт» , «Профессии» . «Цветы» .

Практика : Просмотр и обсуждение короткометражного фильма «Улыбка природы» .

Игры : «Что растет на огороде?» , «Один - много» , «Скажи ласково» , «Назови одним словом » , «Продолжи ряд слов » , Слово наоборот », «Продолжи предложение» . «Отгадай загадки» .

Разучивание скороговорок.

Раздел 4. Веселый карандашик.

Теория. Готовим руку к письму. Правила безопасности при работе с письменными принадлежностями. Знакомство с правилами посадки при письме за столом. Положение тетради, ручки, карандаша. Постановка руки. Ориентировка на листке в клетку : рисование узоров по пунктирным линиям, штриховка, работа с трафаретом.

Практика : Графические упражнения. Упражнение в начертании наклонных линий.

Игровые задания. Обводы фруктов, овощей, транспорта, цветов их штриховка.

Рисование «бордюра» , «Заборчика» , «Домика» , «Зонтика» , «Кораблика» и др.

Путешествие в город мастеров : «Дорисуй узор» , «Закончи рисунок» , Весёлые прописи.

Упражнения с пальчиками : театр пальчиков рисование пальцем в воздухе.

Упражнения игра «Улитка» , «Чаби - чаляби» , «Поварята» .

Раздел 5. Итоговое занятие.

Практика : Конкурс «Самый, самый, самый…»

Условия реализации программы .

1. Материально-техническое обеспечение.

Для реализации программы требуется светлое , проветриваемое помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим нормам. Специальная мебель (столы и стулья) для учащихся, соответствующая 5 -7-летнему возрасту, шкафы для хранения дидактических пособий и учебных материалов, доска, магнитная доска с маркерами, наглядные пособия

Оборудование, инструменты и материалы, необходимые для реализации программы :

Письменные принадлежности для каждого ученика : ручка, простой карандаш, ластик, цветные карандаши;

Демонстрационные наглядные пособия.

Трафареты (овощи, фрукты, транспорт, цветы, листья деревьев) ;

Дидактический и наглядный материал по темам, дидактические игрушки. Наглядно-дидактические карточки.

Развивающие игры «Прочитай по первым буквам» , «Делим слова на склады » и др.

Техническое оснащение : компьютер, принтер, интернет, телевизор и DVD – проигрыватель.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов.

Фотоматериал, письменные отзывы учащихся и родителей, журнал учета работы педагога и посещаемости учащихся, письменный анализ педагога о реализации программы (количество детей, занимающихся в объединении, количество вновь прибывших детей, степень выполнения программ .

Список используемой литературы.

1. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада. ТЦ «Учитель» . Воронеж, 2005г.

2. Белая А. Е. Пальчиковые игры для развития дошкольников// АСТ -2008г. 3. Грищук Л. А. Школа дошкольников. Занимательные уроки. «Нева» . Москва «Олма – Пресс» , 2002 г. 4. Синицына Е. И. Умные пальчики //м. Лист, 2009г. 5. Швайко Г. С. «Игры и игровые упражнения по развитию речи» . Москва, 2006г. 6. Шапина О. Чистоговорки и скороговорки для развития речи. Москва, «Сова» , 2007г. 7. Фалькович Т. А, Барылкина Л. П. Развитие речи, подготовка к освоению письма. Москва «Вако» , 2005 г. 8. Сайкина Е. Г., Фирилева Ж. Е. Физкульт-привет минуткам и паузам! Санкт- Петербург «Детство-Пресс» , 2005 г.

9. Гербова В. В. «Развитие речи в детском саду» Изд. «Мозаика – синтез» , Москва,2014г. 10. Бардышева Т. Ю. «Пляшут мои ручки» Издание для развивающего обучения. Серия «Школа для дошколят»

Случайные статьи

Вверх