Гдр социализм, который мы потеряли. Импортные автомобили в ссср: модели польши и гдр Заводы гдр

Сегодняшний мой пост посвящен музею, который на мой взгляд является самым интересным дрезденским музеем несмотря на то, что о его существовании не знают даже многие дрезденцы, а туристы тут и вовсе редкость. Причина этого проста - музей находится в 10 километрах от центра города и совершенно никак не рекламируется в местах массового скопления туристов. А ведь этот музей является самым крупным и самым интересным в Германии среди музеев, посвященных Германской Демократической Республике. На четырех этажах собраны около 40 000 экспонатов канувшего в лету государства, среди которых 140 транспортных средств, произведенных в ГДР. Уверен, после моих постов с этого места, многие включат этот музей в список мест, рекомендованных к посещению. Лично я тут был два раза и уверен, что это были не последние мои визиты. Ну а тем, кто жил в ГДР музей строго рекомендуется к посещению.

Репортаж с музея будет в трех частях, сегодня первая.

01. Несмотря на то, что музей находится в десяти километрах от центра города, добраться сюда очень легко даже при помощи общественного транспорта - сюда ходит из центра четвертый трамвай, остановка которого находится прямо напротив входа в музей. Музейная экспозиция расположена в типовом ГДР-овском здании 70-х годов, в котором раньше размещалось предприятие VEB Kraftwerksanlagenbau.

02. Рядом со входом в музей выставлен Wartburg 311, производившийся в ГДР с 1955 по 1965 год.

03. В холле гостей приветствует половинка трабанта - автомобиля-символа ГДР.

04. Музейная касса выполнена в виде кабины "Щуки " - знаменитого дрезденского трамвая.

Миновав кассы, посетители поднимаются на лифте сразу на четвертый этаж и начинают обзор музея сверху вниз. Экспозиция четвертого этажа посвящена государственным институциям ГДР от школы до почты и армии.

05. Первое, что видит посетитель, выйдя из лифта - миниатюру дрезденской улицы 1960-х годов прошлого века.

06. Из этой миниатюры я не без удивления узнал, что в Дрездене был троллейбус, который просуществовал с 1947 по 1975 годы.

07. За этой миниатюрой находится куда более крупная модель дрезденских улиц и городских объектов.

08. В оба мои визита доступа сюда не было, мир миниатюр можно было рассматривать лишь через окно.

09. В уголку что-то мастерил моделист. Видимо, эта часть музея доступна посетителям лишь в определенные дни.

11. Значки, медали, знаки различия.

12. В следующей комнате находится школьный класс.

13. Тут собрано очень много школьных артефактов.

14. Учебники. Человеку, учившемуся в ГДР-овской школе, есть от чего пустить слезу ностальгии в этой комнате.

15. Листок для расписания уроков с приветом от солдат Народной армии.

16. Бюст вождя рядом с движком внутреннего сгорания.

17. А это уже соседняя комната с почтовым отделением. На фото периодика времен ГДР.

18. Компьютер на столе почтового работника, произведенный на дрезденском предприятии Robotron.

19. У меня дома тоже есть вымпел с символом советско-немецкой дружбы, как на вымпеле справа.

20. Политическая карта Германии.

21. А вот содержимое этой витрины вызвало у меня приступ ностальгии. Ведь у меня в детстве была тоже железная дорога фирмы PIKO с точно таким же паровозом и такими же пассажирскими вагонами, только их расцветка была красно-белой.

22. Такой же паровоз с тендером был и у меня, правда проработал он недолго, так как мне стало интересно, за счет чего он ездит, и я слегка выпотрошил ему внутренности, чтобы понять принцип работы. Принцип так и не понял, а собрать обратно не смог, с тех пор поезда приходилось передвигать вручную.

23. Еще коробки от игрушечных поездов PIKO.

24. Сахар в кубиках для немецких авиалиний Interflug. Помню, похожий сахар был в постсоветских поездах, может и до сих пор есть, сто лет не ездил на них.

25. Спускаюсь на третий этаж. Этот этаж более интересен, его тематика охватывает такие сферы, как быт, отдых, спорт и культура в ГДР.

26. В одном из первых помещений на третьем этаже посетителей встречает ГДР-овская мебельная стенка с домашней библиотекой, характерной для того времени.

27. Рабочий кабинет инженера.

28. Конструкторское бюро 1980-х годов. По телевизору показывают падение Берлинской стены.

29. Кульман с чертежами панельных многоэтажек.

30. Несколько исторических фотографий. На этом снимке изображен центр Дрездена в 1960-е годы. Почти все здания, изображенные на фото, до сих пор на своих местах. Сохранилась даже светящаяся вывеска на фасаде здания с изображенным бокалом.

31. А это фотография района панельных многоэтажек Марцан, что в Берлине. Район в настоящее время знаменит тем, что в нем обитает много выходцев из постсоветского пространства, часть которых никогда не покидает пределы района, так как в нем есть все необходимое для жизни и знание немецкого языка тут совершенно не требуется.

32. Тема следующей экспозиции "Отдых", тут все предельно ясно.

33. Экспозиция "Спорт".

35. Еще музыкальная аппаратура.

36. Фотоаппараты. Их тут просто огромное количество.

37.

38. Видеокамеры.

39. Фильмоскопы. В детстве у меня тоже был подобный аппарат, только советского производства.

40. Коридоры этажей музея оформлены историческими фотографиями и артефактами из ГДР.

41. Уголок моделиста-конструктора.

42. Различные аппараты для воспроизведения музыки, от проигрывателей пластинок и старых радиоприемников до магнитофонов 1980-х.

43. Экспозиция впечатляет! Учитывая небогатый ассортимент социалистической страны, тут собрана, полагаю, большая часть устойств для воспроизведения музыки, выпущеных в ГДР за все годы ее существования.

44. Уверен, тут каждый житель ГДР сможет отыскать то, на чем он слушал музыку со времен своего детства и до начала 1990-х.

45.

46.

47. Бобинный магнитофон. Я еще застал время этих громадин. Когда мы жили в ГДР, у нас тоже был подобный девайс. Весил он, как будто был отлит из чугуна, но зато на бобину можно было записать четыре часа музыки.

48. Комната телевизоров, тут тоже представлен широкий ассортимент от самых первых ГДР-овских телеприемников...

49. ... и до последних моделей 1980-х годов.

51. Теплые ламповые вещи далекого прошлого.

52. По телевизору показывают довоенный Дрезден.

53. Еще одна комната. Благодаря мягкому свету ночников, тут создана очень уютная атмосфера. Можно запросто представить себя в 1960-х.

54. Самое прекрасное в этих комнатах то, что они не ограждены от посетителей. Везде можно ходить и рассматривать многочисленные детали, заботливо подобранные музейными работниками. Кайф!

55. По этим снимкам никогда не догадаешься, что сделаны они в музее, настолько качественно и детально проработаны экспозиции.

56. Ощущение, как будто находишся в самой обычной ГДР-овской квартире, только хозяева куда-то вышли. Эффект путешествия в прошлое потрясающий, не зря музей называется Zeitreise.

57. Радиоприемник фирмы Weltfunk, произведенный в Ляйпциге в 1952 году.

58. Еще одна комната, это уже 1970-е годы.

59. Черный телевизор из 1990-х не совсем вписывается в общий антураж.

60. Во время моего первого визита в музей, эта комната имела несколько другой более аутентичный вид.

61. По телевизору транслируют что-то соответствующее эпохе.

63. Швейное дело.

64. Прочие вещи домашнего хозяйства.

65. Холодильники, электроплиты, пылесосы.

66. Слева на фото белорусский холодильник Минск 16, справа от него продукция саксонского предприятия VEB DKK Scharfenstein - холодильники Kristall 140 (снизу) и DKK 71 (сверху).

67. Умывальники и предметы гигиены.

68. Знакомая коробочка - у нас в семье тоже был такой же фен, который мы привезли из ГДР в 1990-м.

69. А еще в моем ГДР-овском детстве у меня был точно такой же гламурный розовый горшок.

70. Перемещаемся в следующую комнату - тут что-то празднуют.

71. Количество деталей впечатляет! Именно благодаря такой проработке экспозиций в музей интересно прийти еще раз - каждый раз замечаешь многое из того, что не попало в поле зрения во время прошлого визита.

72. Различных радиоприемников тут столько, что хватило бы на создание отдельного музея старых радиол.

73. А это уже более современная мебельная стенка из 1980-х. Подобная мебель до сих пор стоит в большинстве домашних хозяйств на постсоветском пространстве. Во время прогулки по музею, я не переставал удивляться тому, сколько общего было в прошлом у жителей Восточного блока и Советского союза. Неудивительно, что я так прекрасно нахожу общий язык с восточными немцами - ведь мы росли в похожих декорациях среди одинаковых вещей, мебели и панельных многоэтажек.

74. Кухонный уголок.

75. Пресс для изготовления печенюшек от фирмы "Robotron". Любопытный девайс.

77. Еще один любимый предмет моего ГДР-овского детства - напиток Trink fix. Как же я его любил есть ложкой! Этот сладкий порошок какао при попадании в рот смачивался слюной и превращался в шоколад. В детстве я съел этого порошка больше, чем выпил приготовленного из него напитка. А потом хранил в этих баночках свои детские сокровища.

78. Еще одна кухня. Тут походу намечаются душевные посиделки.

79. ГДР-овский натюрморт.

80. Ковер с изображением высшей школы офицеров сухопутных войск (Offiziershochschule der Landstreitkräfte Ernst Thälmann), располагавшейся в Циттау и занимавшей целый район на окраине города. После расформирования школы, стали напоминать улицы Припяти. На ковре можно распознать силуэт столовой офицерской школы, о которой у меня тоже был отдельный .

На этом я завершаю первую часть рассказа об этом потрясающем музее.

В читайте о том, что еще интересного было на третьем этаже музея и чем порадовала экспозиция второго этажа, которая была посвящена теме социалистической экономики в ГДР, работе и рабочим условиям.


В первой части "По следам ГДР" я рассказал о том где я жил, и о том, что я ел.

По теме "Продуктовый шоппинг" есть дополнение. Я совсем забыл о частных пекарнях. Там пекли очень вкусные тортики и пирожные. Все было низкокалорийное с творожным или легким кремом, и сверху тортика могло быть фруктовое желе с фруктами внутри. По форме собственности, это было что-то типа ИП.
Теперь с чистым сердцем двигаемся дальше.

Шоппинг вещевой.

Шмотки-шмотки...Мода в ГДР шла в ногу со всей Европой, и не отставала от нее ни на шаг. Все шмотки на то время в магазинах были актуальными. Магазинов было полно и купить всегда что-то на тело было без проблем. Это был в основном местный ширпотреб, но модный. Качество было так себе. Примечательно, что в отличие от СССР, немцы на свой рынок если и допускали товары стран бывшего соцлагеря, то в малых ограниченных количествах. Для таких товаров были специализированные фирменные магазины под названием страны изготовителя. Немцы тогда предпочитали толкать на рынок только свой товар.
В восточном Берлине были магазины и более высокого класса под маркой «Эксклюзив» с гэдэровскими экспортными и западноевропейскими товарами. Там можно было купить на местные марки все товары, что были в ассортименте этой торговой сети. Ценник был соответствующий статусу этих товаров, но все же, у людей была возможность купить товары на местные деньги, а не на чеки, как у нас в "Березках". Модель торговли в ГДР тогда была как и в наше настоящее время - каждому по возможностям.

Очень странно, но жутко модный на то время тренд под заглавием "кроссовки", в Берлине 80-х надо было основательно поискать так же, как и в СССР. Тогда все люди в СССР ловили нереальный кайф, простояв в многочасовой очереди, что бы отхватить адидасовский лицензионный "Ulm". В ГДР кроссовки (Sportschuhe) в большом количестве выпускались на местных комбинатах, но их тоже иногда "выбрасывали". Помните такой термин "выбрасывать"?
Сейчас в ФРГ есть такой бренд GERMINA. Это тоже реинкарнация старого гдр-бренда.
Вот такие модели этой фирмы были в то время. Люди, бывшие в ГДР, отлично их помнят.

Мне сразу не повезло в этом плане, и я некоторое время ходил на физру в школе в вот таком гибриде герминовского кедо-кроссовочного изделия Germina/Intra. Мне с кроссовками вообще тогда не везло по жизни.

Хороший по качеству в ГДР был неизменно текстиль: полотенца, трусы, майки, скатерти и т.п., причем в каждом обычном магазине. Лучшие традиции мебели, фарфора, стекла, легендарный сервиз "Мадонна" - все это ГДР.
Магазины обуви "SALAMANDER" чувствовали себя очень хорошо в восточном Берлине. Кое-что из этого попало и в мою семью.
Обслуга в магазинах одежды была выше всяких похвал. Приведу пример. К нам заезжал в Берлин на недельку мой дед по отцовской линии, кстати ветеран с колодками на всю грудную клетку, и во времена ВОВ порядочно набросавший бомб на Берлин со своего тяжелого бомбардировщика. Ну конечно, он от всего, что увидел у нас в Берлине, был в шоке, и вот мы повели его в обычный немецкий магазин купить что-нибудь из верхней одежды на осенний сезон. Там его обступил персонал, ему посоветовали, что ему пойдет. Немцы очень грамотно подбирали на него одежду, и я надеюсь, что это было не из-за того, что мы русские, ведь в то время русские были очень в почете на территории ГДР.
В конечном итоге мой дед получил плащ на искусственном меху, в котором он и проходил около 15-ти лет. Качество исполнения плаща было очень хорошее. Еще добавлю, коль про деда вспомнил, что мы конечно его сводили в Музей Капитуляции в Карлсхорсте.
Там у него потекли слезы, когда в одном из залов музея зазвучало в динамиках "Вставай, страна народная, вставай на смертный бой...". Пришел кто-то из дирекции музея, стали спрашивать у деда про его участие в ВОВ. Для пенсионера СССР и ветерана ВОВ, думаю, это был необыкновенный экспириенс. Я потом его об этом и не спрашивал. Сейчас думаю, зря...

Бытовая техника - миксеры, фены, кухонные электро-прибамбасы, чайники со свистком, все это было в магазинах восточного Берлина доступно. Народное предприятие AKA electric работало на полную мощность, снабжая население электро-помощниками по быту и хозяйству.

Примечательно то, что мой отец в первый же год пребывания там, прикупил в одном магазе, в берлинском районе Карлсхорст, великолепную деку от Sanyo модели RD-5015. Как? Что? Реально в ГДР иногда продавалась японская радиотехника? В 82-м году? За гдр-марки?

Вот в Инете нашел ее картинку.

Да это так. Дека работала превосходно, пока на смену ей не пришел легендарный SHARP-700, все-таки 2-х кассетник это лучше по любому. Но это уже другая история, о ней позже.

Автомобили.

У нас своего авто там не было. Свои авто были у коллег отца, в основном "шестерки", с синими номерами корреспондентов различных ссср-изданий или пресс-агенств. У нас перед домом на парковке и близлежащих улицах стояло почти все то, что олицетворяло текущее положение немецких автовладельцев в восточном Берлине тех лет.
Трабанты и Вартбурги естественно были во главе, но были и машины из стран соцлагеря, и не только.

В то время в восточном Берлине мною были замечены:

Dacia-1300

Skoda-105

Skoda-110R

Skoda-120

Zastava-1100

Была еще и Tatra , но модель не помню, вроде была T613. Редкий гость был, типа представительская машина, как наша Волга ГАЗ-24 в то время. Думаю, ездили на Tatra люди в определенном статусе.

Были и западные вкусности. Их завозили на продажу в количестве нескольких десятков тысяч экземпляров. Как я понял, вкусить подобные плоды западного автостроя могли в первую очередь жители восточного Берлина, а потом только жители провинций ГДР. Что и говорить, чтобы получить последнюю модель шайтан-машины Трабант или Вартбург, рядовому немцу надо было отстоять очередь вплоть до 9-ти лет. А куда спешить? Cоциализм то, должен быть вечным.

Но все же, я видел счастливых владельцев таких автомобилей, как:

Mazda 323 BD1

Citroen GSA Pallas


Помню, это авто очень выделялось. Внутри ее на месте водителя был какой-то футуризм для того времени, прям как DeLorean из фильма "Назад в будущее".

Один только руль уже впечатлял. Смотрим где была магнитола.

Можно со мной поспорить, но мне кажется, что раньше французы были намного креативнее в автомобилестроении, чем сейчас. Вот у нашей "девятки" такой бы руль смотрелся на все 100.

И конечно, привет от западных соседей по Берлину - Volkswagen Golf в 2-х модификациях.

Ну а Лады, и ее близнецы - польские Фиаты, были тоже.

Polski Fiat 125p

Лады, конечно, больше доминировали на улицах восточного Берлина, чем Фиаты. Их любили немцы.

P.S. Не по теме ГДР, а вообще по теме ВАЗа вдруг вспомнилось. Как-то мне в 90-х попал в руки журнал "Stern" из ФРГ. Там была реклама нашей Лады Самара. Вот ведь креативчеги немецкие.) Там на это они отвели целый разворот. На самый верх страницы они поместили полную панель приборов самолета, ну представляете себе - куча приборов, ручек, кнопок. А ниже они разместили фото торпеды нашей Лады с подписью типа: "Что бы управлять самолетом, надо понимать значение каждого из многочисленных приборов, а вот в новой Ладе Самара все управление значительно проще!"

На этом пока всё...

В следующих постах серии "По следам ГДР": Развлечения, Школа, Транспорт, Артефакты, Игрушки и т.д.

Как известно, после Второй мировой войны восточные и западные земли бывшей единой Германии стали двумя разными государствами Федеративной Республикой Германией и Германской Демократической Республикой. Именно поэтому политическая, социальная и экономическая жизнь в этих двух странах с 1949 года по октябрь 1990-го заметно отличалась. Если жители ФРГ кое-как приходили в себя и восстанавливали все то, что было утрачено благодаря войне, то восточные немцы под чутким руководством "старших товарищей" вдобавок строили свою версию развитого социализма.

Разумеется, с собственным автопромом, который являлся важной составляющей машиностроения в частности и промышленности вообще.

VEB Sachsenring Automobilwerke (Trabant)

После капитуляции фашистской Германии в зоне советской оккупации оказался город Цвиккау автомобильное "сердце" рейха, в котором работали заводы Audi-Horch и находилась штаб-квартира концерна Auto Union, в который и входили данные марки.

Оба завода были переданы в собственность нового государства и преобразованы в Народное Предприятие. К слову, «социалистическая» форма правления VEB (нем. Volkseigener Betrieb «народное предприятие») была характерна для подавляющего большинства промышленных предприятий и производственных объединений ГДР. Поскольку недалеко от Цвиккау была расположена знаменитая гоночная трасса Sachsenring, завод так и назвали Sachsenring Automobilwerke.

Первым автомобилем нового предприятия оказалась довоенная малолитражка DKW F8, которая стала называться IFA F8. Дешевую и явно устаревшую машинку начали выпускать под «народной» маркой IFA (Industrieverband Fahrzeugbau объединение производителей транспортных средств) не просто так – послевоенная Германия оказалась в тяжелом экономическом положении, поэтому как восточные, так и западные немцы могли себе позволить лишь наиболее доступные (и примитивные) автомобили. В дальнейшем модель претерпела небольшую модернизацию и получила индекс IFA F9.

В следующей модели завода AWZ P 70 Zwickau из-за банальной нехватки стального листа был применен интересный материал – дуропласт. Сочетание основы в виде фенолформальдегидной смолы и наполнителя (отходов хлопкового производства) обеспечило этому необычному материалу возможность штамповки на прессовом производстве по аналогии с обычными кузовными деталями из металла. Благодаря этому дуропластовый кузов был очень технологичным, в отличие от кустарной технологии «самодельщиков», использующих стеклопластик.

Однако прогрессивный кузов сочетался с устаревшим даже по меркам пятидесятых годов шасси, что заставило конструкторов разработать новую «платформу», как бы теперь сказали. В качестве силового агрегата применили очень необычный по современным меркам двухтактный (!) двухцилиндровый двигатель с воздушным охлаждением – прямо скажем, не автомобильная концепция. Крохотное 500-кубовое сердце выдавало на-гора аж 18 л.с. – смешно по нынешним меркам, но вполне достаточно для неспешного перемещения в пространстве небогатой послевоенной Европы. К тому же Р50 был по-своему прогрессивным автомобилем, ведь он имел переднеприводную (!) компоновку с поперечным расположением силового агрегата. Именно этот автомобиль и получил знаменитое имя Trabant (нем. – "спутник") – как раз в то время в СССР запустили искусственный спутник Земли.

В дальнейшем Р50/600 сменил на конвейере следующий (и последний) Trabant – легендарная модель Р601. Благодаря простоте, неприхотливости, надежности и крайне невысокой цене этот забавный автомобильчик пользовался феноменальным спросом как в странах СЭВ (Болгария, Польша, Румыния, Чехословакия, Венгрия, Югославия), так и во многих капиталистических! Ну а в самой ГДР очередь за вожделенным «траби» растянулась на бесконечные по сроку ожидания пятнадцать лет… Интересно, что в среднем один Trabant P601 служил почти три (!) десятилетия.

1 / 6

2 / 6

3 / 6

4 / 6

5 / 6

6 / 6

В 1988 году, когда режимы в СССР и в ГДР стали «дышать на ладан», было налажено производство модификации Trabant 1,1 с ДВС «человеческой конструкции» сорокасильным четырехтактным бензиновым мотором от VW Polo. Ну а еще до объединения Германии компания Volkswagen в 1989 году приобрела завод в Цвиккау, поэтому в 1991-м модель-ветеран сняли с производства. Однако в 1995 году завод Sashsenring даже подписал протокол о намерениях по выпуску «траби» с… Узбекистаном! Увы, этим планам не суждено было сбыться завод в Цвиккау стал одним из предприятий по сборке и выпуску различных моделей концерна VAG. Ну а узбеки стали в итоге собирать другой немецкий бестселлер – Opel Kadett, более известный как Daewoo Nexia.

В настоящее время Sashsenring ежедневно производит кузова для VW, но из 11 тысяч работников на предприятии осталось всего 1,5 тысячи. Также предприятие создает узлы и агрегаты для других автомобильных компаний – например, Daimler и GM. Сами же автомобили Volkswagen производят по соседству на другом заводе в Цвиккау-Мозеле.

VEB Automobilwerk Eisenach (Wartburg)

Завод в городе Айзенах может считаться одним из старейших: компания Fahrzeugefabrik Eisenach AG была создана в конце 1896 года. За столь продолжительный период на этом предприятии выпускались автомобили марок Dixi, BMW и Wartburg. Основал завод крупный промышленник и "некоронованный правитель Тюрингии" Генрих Эрхард. В 1898 году он приобрел готовую лицензию на автомобиль у французской компании Société des Voitures Automobiles Decauville.

До 1899 году завод в Айзенахе выпускал велосипеды, паровые котлы и детали к артиллерийским пушкам. Однако в самом конце XIX века была открыта автомобильная страница предприятия на заводе начали выпуск того самого лицензионного автомобиля, получившего название Wartburg. Оно имеет прямое отношение к местности, в которой расположен завод, поскольку именно так называлась гора и замок на ней, которые находились в окрестностях Айзенаха. Замок получил известность и потому, что именно здесь скрывался от инквизиции немецкий реформатор Мартин Лютер.

В 1904 году произошел, как сейчас принято говорить, ребрендинг автомобили получили новую марку Dixi. Когда её приобрел концерн BMW, именно в Айзенахе и начали выпуск автомобилей этой известной марки с бело-голубой эмблемой.

Поскольку земли Тюрингии после Второй мировой войны относились к зоне советской оккупации, компания продолжила выпуск автомобилей BMW моделей 326 и 321, а также мотоцикла R-35. Однако в 1951 году по решению Дюссельдорфского суда цвета на эмблеме заменили на белый и красный, завод был переименован в VEB Automobilwerk Eisenach а сами автомобили получили новое название EMW, что расшифровывалось как Eisenacher Motoren Werk (моторные заводы Айзенаха).

1 / 2

2 / 2

После объединения предприятия с бывшим заводом DKW в городе Хемниц марку автомобилей в очередной раз поменяли теперь на Automobilwerk Eisenach (AWE). Однако к 1955 году Wartburg во второй раз обрел "исторически-географическое" наименование, а на эмблеме даже появился силуэт замка.

Наиболее известной и "долгоиграющей" моделью предприятия в Айзенахе был Wartburg 353 переднеприводный четырехдверный седан с двухтактным двигателем. Существовала и версия с пятидверным кузовом типа универсал.

1 / 3

2 / 3

3 / 3

Модель постоянно "мягко" совершенствовалась, а в 1988 году устаревший "двухтактник" наконец-то заменили "полноценным" четырехтактным бензиновым мотором Volkswagen объемом 1,3 л. Одновременно с обновлением технической части Wartburg слегка осовременили, однако после объединения Восточной и Западной Германии выпуск "Вартбурга" прекратили, а сам завод в 1991 году был признан банкротом и закрыт.

Однако в здании «восточной столовой» сегодня находится городской музей автомобилестроения (Automobilbau Museum Eisenach), в котором выставлены экспонаты от Dixi до последнего выпущенного Вартбурга. Да и сама автомобильная история города не закончилась: уже всего спустя два дня после объединения Германии в Айзенахе был произведен первый Opel Vectra. Сегодня Opel Eisenach GmbH является одним из наиболее современных автопредприятий Европы, а на заводе в три смены работают 2 000 сотрудников, собирающих различные модели Опеля.

VEB Barkas-Werke (Barkas)

В 1961 году на базе завода компании Framo в Карл-Маркс-Штадте (до 1953 года и с 1990 года Хемниц) было создано производство микроавтобусов и развозных фургонов марки Barkas.

1 / 3

2 / 3

3 / 3

По меркам 50-х годов ХХ века конструкция микроавтобуса была весьма прогрессивной: вагонная компоновка, несущий кузов из металла, торсионная подвеска и передний привод. Однако в качестве движителя применялся двухтактный трёхцилиндровый двигатель от все того же Вартбурга. Мощность мотора сначала была просто смехотворной для автомобиля грузоподъемностью 1 т она составляла всего 28 л.с., однако после пары модернизаций к началу семидесятых она выросла до 45 л.с.

Как и остальные "гэдээровские" автомобили, в конце 80-х годов Barkas получил новое (четырехтактное и дизельное!) "сердце" марки Volkswagen, однако после объединения Германии устаревший микроавтобусик оказался не у дел, и в апреле 1991 года выпуск Баркасов прекратили, а сам завод сделали банкротом.

Интересна судьба оборудования: в 1993 году его демонтировали и подготовили для отправки в Россию, поскольку под Санкт-Петербургом планировали создать завод по производству микроавтобусов. Однако российская сторона оказалась недостаточно платежеспособной и не смогла приобрести оборудование за валюту. По этой причине вместо далёкой Ленинградской области станки, штампы и прессы отправились в металлолом. Сейчас на месте Barkas-Werke в Хемнице располагается завод Volkswagen по изготовлению и сборке двигателей для автомобилей концерна.

VEB Robur-Werke Zittau (Robur)

В 1946 году национализированное государством предприятие «Феномен» (Phänomen) в г. Циттау было переименовано в VEB Kraftfahrzeugwerk Phänomen Zittau, а затем в 1957 году в VEB Robur-Werke Zittau. Оно выпускало довольно известный в странах соцлагеря грузовик Robur грузоподъемностью 2,5 т. Существовали версии как с бензиновым мотором, так и с дизелем.

1 / 3

2 / 3

3 / 3

К середине семидесятых даже модернизированный Robur с увеличенной до 3 тонн грузоподъёмностью откровенно устарел, но по ряду причин предприятие смогло осилить лишь очередную модернизацию. Интересно, что существовало множество специальных автомобилей на базе Робура пожарные, медицинские, военные, автофургоны с изотермическим кузовом и т. д. В первой половине восьмидесятых годов продукцию завода даже начали довольно массово поставлять в СССР.

Объединение Германии поставило крест на перспективах завода, выпускающего безнадежно устаревшие грузовики и фургоны. Несмотря на попытки выпустить более конкурентоспособную и современную модель LD3004, в 1995 году предприятие было выкуплено концерном Daimler-Benz, после чего производство Робуров было остановлено, а завод переключился на изготовление автомобильных деталей.

– – концерну Daimler-Benz. Несмотря на робкие попытки осовременить грузовик и реанимировать его былую популярность, уже в середине девяностых годов предприятие полностью переключилось на выпуск лишь автомобилей концерна.

Multicar

Крошечные грузовички забавного вида хорошо известны практически каждому, кто родился и вырос в СССР: на территории 1/6 суши трудилось несколько тысяч (!) Multicar-24 и Multicar-25.

Изначально в Вальтерсхаузене в 1920 году была основана механическая мастерская Артура Адэ, занимавшаяся производством сельскохозяйственной техники и специального оборудования. Поскольку после Второй мировой войны город оказался в зоне советской оккупации, он был национализировал и стал Народным Предприятием (VEB). Завод начал выпускать компактные грузовички с начала пятидесятых годов, а в 1958-м автомобиль обрел собственное имя Multicar. В дальнейшем модель постоянно совершенствовалась.

Интересно, что Multicar является, пожалуй, единственным уцелевшим автопроизводителем ГДР, который не только не прекратил свою деятельность, но и продолжал активно развиваться в условиях рыночной экономики. В конце девяностых годов основным учредителем стала компания "Hako-Gruppe", получившая контрольный пакет акций «Multicar Spezialfahrzeuge GmbH». Сегодня маленькие грузовички Multicar неплохо продаются в Германии и даже служат в Бундесвере.

ГДР - Германская Демократическая Республика. Новые поколения наверно уже и не знают такой страны. История исправила свои ошибки, и лучшая часть социалистического блока бездарно растворилась в мощной ФРГ вместе со своей экономикой.

Но, что мы, советские люди, знали об этой стране? Для нас, последнего советского поколения, ГДР запомнилась по псевдо-голливудским вестернам кинокомпании DEFA с накаченным, бронзовым немецко-югославским Гойко Митичем в роли всегда справедливого и угнетенного индейца, по хорошим бытовым электрофенам, по незнакомым нам и так вкусно по-европейски пахнущим пенкам для ванн, и, конечно, по детским игрушкам.
Ничего не было лучше воздушных, ярких, светящихся в темноте и чрезвычайно хрупких немецких стеклянных елочных игрушек!
Мечта каждого советского мальчика была иметь настоящую электрическую железную дорогу, а девочек - «квакующую» блондинку куклу.

Псевдо-голливудская продукция кинокомпании ДЕФА и домашняя кофемолка производства ГДР, 1980 годы. По материалам Интернета.

Основными потребителями немецкого ширпотреба были советские женщины и дети. Очень многие, по крайней мере, все москвички, имели в своем интимном гардеробе изделия производства ГДР. Практически все, что могла надеть на свое обнаженное тело женщина, производилось в ГДР и экспортировалось в СССР. Советские гражданки любили и покупали немецкое белье, оно было удобно, красиво и престижно, за ним стояли очереди, им спекулировали и отправляли посылками в национальные окраины Советского Союза. Но был еще один предмет дамского туалета, который оставил незабываемый след в советской истории.

Продукция трикотажной промышленности ГДР, 1980-е годы. По материалам Интернета.

... Капроновые чулки. Как ни странно, эта, в целом, утилитарная вещь, как ни что другое сыграла в истории человечества свое большое эстетически-нравственное значение. Не вдаваясь здесь в глубь вопроса, о котором написаны трактаты и целые книги, хочется напомнить читателю, что данный предмет дамского туалета исторически был малодоступен советским трудящимся женщинам. Проще сказать, что, начиная с голодного послевоенного времени, маленький хрустящий пакетик с указанным товаром был всегда желанным подарком любой женщине. Однако, время шло, а буржуазно-презренный товар привозился на бескрайние просторы СССР только спекулянтами и дипломатами в их безмерных чемоданах. И тут на помощь пришли братские немцы. С начала 1970-х годов мечта стала реальностью, и советские магазины стали вдоволь снабжаться чулочно-носочными изделиями производства ГДР. Цена кусалась, однако, женщины шли на многочисленные жертвы и щеголяли в своем престижном капроне и зимой, и летом, и который был безнадежно тонким и рвущимся. Исторически чулки были вытеснены более удобными колготками, но опять первенство на советских прилавках оставалось за восточногерманским товаром. Следует обратить внимание на маленькую пропагандистскую деталь. Достижение передовой восточно-германской химической промышленности - нейлоновое волокно, не могло называться проклятым американским «нейлоном» или «капроном», оно называлось очень патриотично - Dederon , от названия страны DDR .

У советских людей от немецкого импорта осталось впечатление чего-то яркого, легкого и, в общем, по-европейски ненадежного. Позже, в ГСВГ, мы к своему удовольствию обнаружили просто изобилие добротной и красивой одежды и обуви, вполне западного качества. Еще к большему удивлению, мы так и не нашли знаменитые немецкие игрушки, которые в условиях социалистической интеграции были недоступны простым немцам в ГДР. Снисходительно заказанный из Советского Союза дорожный фен, мы искали в ГСВГ пол-года, т.к. реальность и представление о возможностях не всегда совпадают.

«Made in GDR», марка исторически была не очень известна в мире. «Произведено в ГДР» - марка знакомая советским потребителям; произведено «im DDR» стала нам знакома в ГСВГ. Всего лишь раз я видел редчайшее клеймо «Made in Eastern Germany», по аналогии «Made in Western Germany». Очевидно, сравнение с мощным и качественным импортом из ФРГ было не в пользу восточно-германских производителей, и экспорт направлялся в основном в СССР и страны соц-блока. Как бы там ни было, нам всем казалось, что ГДР-овская продукция была вполне на уровне мировых стандартов, и ассортимент был несколько серьезнее, чем венгерские маринованные огурчики или болгарская баклажанная икра.

Фотокамера «Практика» MTL 50 и фен производства ГДР признавались потребителями не только в СССР. Конец 1980-х. По материалам Интернета.

Вершиной потребительской корзины является автомобиль - недоступная роскошь для большинства советских людей. Страны, производящие автомобили, - хорошие страны, страны, производящие хорошие автомобили, - очень хорошие страны. ГДР производила автомобили, однако размер и вид знаменитого Трабанта наводил на мысль, что добрая гитлеровская идея «народного автомобиля» была понята не совсем правильно. Как ни крути, «Фольксваген» никогда не доходил до такого, пытаясь сделать свой автомобиль народным. Пластиковая полу-игрушечная модель, весом 200 кг, смешно тарахтела мотоциклетным двигателем, испуская синий дымок. Не заботясь о «звездах» безопасности, восточные немцы лихо гоняли на своих машинках, забиваясь в них по 5 человек.

Сувенирный набор фруктовых ножей и этикетки популярых прохладительных напитков производства ГДР стоимостью около 50 пфенигов за бутылку, 1980-е годы. По материалам Интернета.

Зимой 1988 года, гордо двигаясь в г. Дрезден по зимнему гололеду вдоль замерзших полей на знаменитом военном автобусе «Прогресс-30», производства лейпцигского завода по ремонту танков «Красная Звезда», мы были свидетелями, как на скользкой дороге немецкий Трабант занесло и он просто «полетел». Машина кувыркалась на большой скорости, приземляясь на разные плоскости пластиковой обшивки, которые легко отделялись при каждом ударе об землю. В конце концов, Трабант приземлился на колеса в виде облегченной рамы и из него вылезло четверо долговязых, обескураженных немцев, окруженных подоспевшими водителями из проезжающих машин. К сожалению, Трабанты были слишком маленькими, и часто давились советской военной автотехникой на дорогах, в результате чего немцы нередко калечились и гибли.

При повальной всеядности населения ГСВГ, я не припомню случая, чтобы кто-нибудь из советских людей купил Трабант для езды. Позже, описывая вакханалию разграбления страны поле 1990 года, мне рассказывали, что прапорщики отправляли Трабанты в Союз в обычных контейнерах, поставив вертикально, т.к. они стояли брошенными на улице, а воровать в частях советским людям уже было совсем нечего.

Интересно, что все восточные немцы в конце своего социалистического периода уже имели доход, легко позволяющий им иметь машину Трабант, стоимостью 6500 восточно-германских марок. Однако, желающих купить было гораздо больше, чем самих машин, и немцы вставали в очередь на Трабант в возрасте 16 лет, одновременно сдавая на водительские права. Очередь росла и подходила приблизительно через 5-6 лет по расчетам на 1997 год. Позже я познакомился с немецкой машиной «Вартбург», которая была не лучше советских «Жигулей», которые были весьма дороги и престижны в ГДР. В 1989 году очередь на немецкий «Вартбург» была около 13 лет. Третьей популярной легковой машиной в Мерзебурге была чешская «Шкода».

Автомобиль Трабант, «Траби», популярный в ГДР, после обьединения Германии стал насмешливым символом Восточной Германии. 1980-е годы. По материалам Интернета.

Был, конечно, в народной Германии хороший научно-технический потенциал, лучший после СССР, который использовался в целях разработки технологий, не очень заметный обычному покупателю. В ГДР была развита наука, машиностроение, производство сборочных, призводственных машин, которых никто не видел, если не попадал внутрь заводов. Была передовая химическая промышленность, на выходе которой получались красивые и разнообразные пластмассы и волокна, была набирающая силу загадочная компьютерная промышленность. Гордостью немецкого экспорта были хорошие и дорогие зеркальные фотокамеры Praktica. Жители ГСВГ нередко покупали эти фотоаппараты, хотя, супер качественных снимков я так ни у кого и не увидел. В немецких магазинах стояла различная стерео-аппаратура и телевизоры вполне советского вида местной фирмы RFT, не бударажающие воображение своим качеством. Звукозаписывающая фирма AMIGA по слухам выпускала хорошие пластинки, однако, в ГДР мне они как-то не попадались. Как и в Советском Союзе, в ГДР делали бронемашины, дорожную технику, электровозы, наши любимые спальные вагоны, и очень хорошие голенастые грузовики «IFA», которые до сих пор катаются по трудным дорогам Азии и Африки. Еще в ГДР производили оружие, надежное и по-немецки качественное. Восточная Германия была одна из стран Восточного блока, которая годами делала автоматы Калашникова по советской лицензии на радость всем горячим регионам мира. Социалистическая Германия производила также более деликатные заказы для нужд обороны Восточного блока, однако, эта часть промышленности была известна только специалистам.

Живя в Мерзебурге, мы имели неограниченное счастье наслаждаться «плодами» экономического прогресса. Два химических комбината - в поселках Буна и Лейна, к северу и югу от города, часто дарили нам незабываемые ароматы. Надо признать, что построенные еще после Первой мировой войны комбинаты были расположены мудро, и доминирующие западные ветры сносили ядовитую вонь в сторону от города. Однако, когда ветер менялся, мы могли точно определить «откуда ветер дует». Химическая промышленность была активной и продуктивной, в этом мы могли быть уверены!

Меня всегда ревностно интересовал вопрос - почему мы в СССР так не можем? Не можем производить хорошие товары, сырье?? В чем секрет успеха? Когда мне удалось проехать мимо нашего соседнего химкомбината я к своему удивлению обнаружил просторную, огороженную европейскую стоянку полную западно-германскими грузовиками. Многие из них были цистернами, перевозившими химические опасные грузы. Все это наводило меня на мысль, что секрет успеха ГДР-овской химии кроется в массовых поставках западных состовляющих, сырья, и, возможно, передовых технологий, которые в Советском Союзе были недоступны. Позже я узнал, что торговля с ФРГ велась активно, что экспорт-иморт двух стран был очень далеким от обычного ассортимента соцстран, и вообще связи с «проклятым Западом» были весьма обширны, что не очень соответствовало нашему советскому представлению о противостоянии систем.

«Привет из ГДР» - коллекция почтовых открыток Восточной Германии, изданная в ФРГ после обьединения страны. По материалам Интернета.

КВАРТИРНЫЙ ВОПРОС

Квартирный вопрос не озлобил советских людей в Мерзебурге. При ограниченной жилплощади всех расселяли приблизительно одинаково, традиционно учитывая ранги и состав семей. Все понимали, что жизнь в ГСВГ временная, и поэтому можно потерпеть и потесниться. Квартирный вопрос не доходил до истерических сцен с неуравновешенными женами, привлечением высокого командования и взятками, никто не ходил в атаку на командира с младенцем наперевес, что зачастую случалось в гарнизонах на просторах СССР. Большинство офицеров полка жили в коммунальных квартирах в старых немецких ДОСах. Немецкие квартиры были удобны для коммунального проживания - они имели коридорную систему с общей кухней, что позволяло организовать вполне сносное сосуществование семей. Стандартные советские блочно-щелевые пятиэтажки вокруг мерзебургского военного городка в основном были заселены семьями летчиков из летного полка. Позже я был очень благодарен случаю, что нам довелось пожить в настоящем немецком доме, не видевшем ремонта с времен американских авианалетов.

В парке около замка и полковой ДОС, в котором мы прожили с женой едва ли не лучшие три года нашей жизни в 1987-1990 гг., Мерзебург, ГДР. Фото автора.

Мое размещение было временно решено, но на быстрое улучшение я не рассчитывал. Однако, все произошло достаточно быстро. Служба шла своим чередом, и на второй неделе моей немецкой эпопеи ко мне на улице подбежал какой-то низкорослый парень, в «гражданке», на вид молодой вольняга. Выяснилось, что это был один из неуловимых шмекеров «на задании», офицер двух-годичник, после провинциального ин-яза отслуживющий свои два года армии. Видеть офицера полка в рабочее время в гражданке было странновато, однако, я уже был наслышен об «особой миссии» господ шмекеров предостаточно. Слух о том, что в полк приехал новый переводчик дошел до него с опозданием, и он, обрадовавшись, побежал знакомиться, когда, наконец, увидел меня. Мне пришлось разочаровать «гвардейца кардинала», признавшись, что я не шмекер-двухгодичник, а кадровый офицер, и что немецкого языка я не знаю совсем. К тому времени я уже привык к реакции людей в ГСВГ, которые отказывались понимать, что может делать переводчик в Германии без немецкого языка??! Шмекер явно охладел ко мне, но проявил неожиданную профессиональную солидарность, узнав, что я выпускник Военного Института, о котором он что-то знал. На ответ о моем размещении, молодой шмекер разразился витиеватой тирадой с применением не совсем нормативной лексики. По его мнению получалось, что, мягко говоря, командование полка не совсем достойные люди, иногда принимающие не совсем правильные решения. Покривя душой, я нехотя согласился с ним, всем своим видом показав покорность неблагодарной судьбе. Однако, мой новый знакомый явно имел что-то другое в голове, он уточнил мое расположение и фамилию, сказав, что я просто должен разместиться в его комнате, т.к. он уезжает скоро по замене. Мне осталось только поблагодарить его за неожиданное участие, пожать плечами и удалиться восвояси, размышляя о странном предложении.

Здание алюминиевого комбината в г.Мерзебурге, ГДР - место постоянной работы солдат полка до 1987 г. Солдаты с удовольствием отправлялись на любые работы, где их никто особенно не принуждал и хорошо кормили. Это была единственная возможность рядового состава посмотреть Германию. Завод расплачивался с командованием полка некондиционными рулонами алюминиевых обоев, модными в начале 1980-х. По материалам Интернета.

Позже я, конечно, навел справки и узнал, что упомянутая комната в коммуналке была на хорошем счету в соседнем от КПП дома. Начальник тыла полка встретил мое радостное предложение решительным отказом, тк жилище заменщиков не распределяется среди желающих, и я понял, что дальше мне пробиваться бесполезно. Однако, вскоре случай свел меня с молодым шмекером снова, когда я случайно увидел его уже в форме лейтенанта около штаба через несколько дней. Я посчитал своим долгом напомнить о себе, на что шмекер скроил усталую гримасу, однако, пообещал посодействовать. Для себя я уточнил точную дату его отьезда, твердо зная, что квартирный вопрос строго привязан к месту и времени по принципу «Кто не успел, тот опоздал!». Сейчас уже трудно вспомнить, сколько прошло дней, но все прошло успешно, и я получил ключи от своего нового дома вполне официально, вселившись в одну комнату трехкомнатной коммунальной квартиры, где в то время проживал доблестный командир взвода лейтенант К. с женой и первым ребенком. Потом я узнал, что претендентов на это жилище было несколько, но под нажимом авторитета заслуженного жильца оно досталось мне, за что люди несправедливо приписали мне несуществующие блатные связи с командованием полка, в чем я и не стал их разубеждать.

Старые полковые ДОСы, перестроенные после вывода советских войск, Мерзебург, ФРГ, 2000-е годы. По материалам Интернета.

Комната была действительно большая. Высокие потолки, два окна, стены обклеены дифицитными алюминиевыми обоями дикой шахматной расцветки, стиль и гордость настоящего шмекера. В углу комнаты стояла зеленая изразцовая, высотой два метра, массивная угольная печь, придавая жилищу странный доисторический вид. Прелести угольного отопления были еще впереди, но оказалось, что новая наша квартира имела свою особую ценность.

Горячая вода в ДОСах нагревалась газовыми колонками, которые были соединены на газовый счетчик, обычный во всех европейских странах. В отличие от щедрого разбазаривания газа в СССР, в ГДР газ был дорог и его хорошо считали. Неизвестно с какого времени тихо тикающий в коридоре газовый счетчик был сломан. Массивный, напоминающий электрический, счетчик был умело подломлен народными умельцами задолго до нашего приезда и не показывал реального расхода. Немецкая государственная газовая служба, естественно, знала о таком проколе и неоднократно посылала ремонтников по адресу. Но не тут-то было! Согласно легенде в течение долгого времени немецких газовых мастеров в дверь нашей квартиры не пускали встрепанные русские бабы, упорно произнося магическую в ГДР фразу: «Нихт ферштейн!». В результате непреодолимого языкового барьера немцы отказались от своих попыток отремонтировать колонку и навести порядок, и при молчаливом содействии тылового командования наша квартира была посажена на среднюю установленную оплату газа. Другими словами, мы жгли газа сколько хотели, мылись в ванне в свое удовольствие за стандартную оплату, в то время когда некоторые офицерские семьи сурово экономили и мылись в одной ванне друг за другом, не меняя воды.

Вот так, неожиданно для нас самих, мы сами стали героями многочисленных анекдотов про «Сему с Брайтона», который переделал счетчик, и теперь электрическая компания должна ему деньги! Советский человек везде одинаков, что русский, что еврей, что простой офицер Советской Армии.

TERRA INCOGNITA

DDR - Deutsche Demokratische Republik. Германская Демократическая Республика, просуществовашая 40 лет, была и осталась неизвестна советским людям. До 1987 года ГДР была для меня, как и для большинства честных советских людей, известна по некоторым импортным товарам, по скупым двух-минутным репортажам программы «Время» об успехах стран социализма и по столь желанным, редким, ночным музыкальным программам советского ТВ - «Зарубежная эстрада».

ГДР, 1988 год. По материалам Интернета.

Все знали, что ГДР - хороший друг СССР, хотя старые люди в Советском Союзе несколько осторожно относились к подобному братству, припоминая войну. Политическая картинка времени благополучного братского периода нашей дружбы обычно показывала мелкого, сухого старика в сером костюме - тов. Эриха Хонеккера, бессменного про-советского лидера ГДР в период 1976-1990 годах. Время поменялось, и самым известным изображением старого лидера Германии стал политический поцелуй Хонеккера и Брежнева, изображенный на Берлинской стене. Срисованный художником с реальной фотографии политической встречи лидеров в Москве, сегодня этот пропагандистский поцелуй смотрится ехидной карикатурой. Я думаю, что сам Хонеккер в те времена просто искренне хотел понравиться дружественной Москве, и увековеченные азиатско-гомосексуальные лобызания двух старцев были не более чем дипломатическое желание подстроиться под русскую дикость и маразматичного Брежнева. Как известно, даже рукопожатие является предметом дипломатичемкого регламента, и, естественно, «однолюб» тов.Хонеккер никого больше прилюдно не целовал. Если честно, мне было немного обидно, что, в целом, благополучный период взаимоотношений двух стран не оставил ничего более материального в Европе, кроме разрушенной Берлинской стены с растиражированным портретом маразматических лидеров.

Знаменитый поцелуй лидеров, доведенный до карикатуры на Берлинской стене. По материалам Интернета.

Пропагандистская машина социализма с удовольствием показывала ГДР, как передовой отряд социалистической науки и техники, на экране мелькали современные лаборатории, светлые, сверкающие цеха и малопонятная продукция научных достижений. Телерепортажи о жизни немецкой страны ограничивались показом множества красных и национальных знамен, под которыми сияли лица спортивной на вид немецкой молодежи в яркой форме с нашивками союза Свободной немецкой молодежи - FDJ. Вполне понятно, почему в СССР никогда не переводили аббривиатуру FDJ. «Дейче Югенд» сильно смахивало на печально известный со времен войны гитлерюгенд, а понятие «свободная молодежь» вызывало внутренний вопрос - свободные от чего? Или в чем??..

Символ восточногерманского спорта, олимпийская чемпионка по фигурному катанию Катарина Витт и сборная ГДР на зимних Играх. По материалам Интернета.

Еще в ГДР был спорт, большой, олимпийский, государственный. Сейчас, в новое капиталистическое время уже никому не надо обьяснять, что спорт - это большое и дорогое политико-экономическое мероприятие. Другими словами, нет денег - нет спорта. Сейчас уже российским бюрократам от спорта не надо оформлять современных спортсменов на фиктивную работу для получения трудовой книжки, не надо принимать их в ВС и присваивать им досрочные офицерские звания за олимпийскую медаль. В Восточной Германии были хорошие спортмены и им хорошо платили, не особо заботясь об имидже «любительского» спорта. Пловцы и легкоатлеты, фигуристы и тяжеловесы были вполне на уровне мировых стандартов, и восточно-германская спортивная дипломатия работала как надо. О стране знали, ее спортивным достижениям завидовали другие. В перестроечное время скандальные подробности впечатляющих рекордов немецких спортсменов несколько подпортили имидж спорта ГДР. Стало известно о широком применении самых передовых допингов с благословения спортивных властей Берлина и о применении принудительной беременности немецких атлеток для повышения спортивного результата в короткий промежуток времени. Однако, уже никто не переписывал историю, и имена известных атлетов и их рекорды остались навечно.

Еще в Восточной Германии было кино. Германия вполне может гордиться своим кинематографом. В довоенное время немцы делали качественные черно-белые ленты с участием звезд, таких как, Дитрих и Рекк, снимали отличные веселые комедии, абсолютно неизвестные в Советском Союзе. В конце 1980-х телевидение ГДР показывало прекрасную ретроспективу старых немецких фильмов, и даже с моим очень ограниченным знанием немецкого, было приятно посмотреть добротные, вполне достойные довоенного Голливуда, немецкие фильмы, сделанные без всякого намека на политические пристрастия нацистких лидеров.

Гойко Митич, неустрашимый «киношный» индеец, любимец мальчишек в ГДР и СССР. По материалам Интернета.

Экспортным продуктом Берлинской киностудии DEFA, стали немецкие вестерны с немецко-югославским актером Гойко Митичем. Как и малоизвестные нам итальянские спагетти-вестерны 1960-х, берлинские вестерны отличались от голливудских оригиналов своим политическим звучанием, и были метко прозваны в ФРГ «остернами», от немецкого Ост - восток. В таких, хорошо известных нам фильмах, как «Die Soehne der grossen Baerin», индейцев всегда угнетали плохие белые колонизаторы. В отгороженной от многочисленной западногерманской турецкой общины ГДР, накаченный, экзотически смуглый южанин Гойко Митич стал любимцем немецкой публики на долгое время, и в преклонном возрасте в 1990-х годах посетил настоящих индейцев в США, где за особый вклад получил почетное звание вождя племени сиу, правда, при этом индейцам пришлось показать всю берлинскую кинопродукцию, стряхнув с нее пыль времен.

За три года я мельком посмотрел много немецких фильмов разного времени и жанров, показанных по ТВ. Однако, ничто не осталось в памяти, сказалось, очевидно, что языковой барьер для серьезного просмотра - вещь непреодолимая. С определенного времени на немецком экране появился любимый герой советской пропаганды - странноватый американец с голливудской внешностью, политический беженец - Дин Рид. История его побега из США по приглашению Советского Союза (?), жизнь и неожиданная смерть в Берлине для советских почитателей нового американского актера и певца осталась тайной.

Имя американского певца и актера Дина Рида было известно советской публике, однако, основная его творческая деятельность была в ГДР, где американец благополучно жил в «изгнании». По материалам Интернета.

Был еще один особый экспортный продукт ГДР. Еще с советских времен в редких программых «Зарубежная эстрада», где-нибудь после вечного Карела Готта, показывали выступления «Балета телевидения ГДР» или «Фридрих-штадт-паласта». Шоу на уровне Бродвея или Лас-Вегаса с умопомрачительными танцовщицами в перьях поражали неокрепшие умы советских зрителей. Строго дозированное ТВ шоу запомнилось надолго, и, приехав в ГДР, на родину привлекательного балета, я скоро разобрался, что «Балет телевидения ГДР» был более доступным к показу по ТВ, его немцы показывали достаточно часто. «Фридрих-штадт-паласт» на ТВ не показывали почти совсем, полностью коммерческое экспортное шоу было на уровне Мулен Ружа, и красавицы в нарядах «топлесс» были гвоздем программ, как в Париже. Шоу до сих пор благополучно работает и открыто для всех в своем приметном здании недалеко от центра восточной части Берлина.

В остальном жизнь людей в ГДР была нам неведома. Мы не знали их вкусы, политические пристрастия, традиции и настроения. Языковой барьер был всюду, во всех областях нашей совместной жизни в ГСВГ. Общение с немцами ограничивалось обычно простыми покупками, что в основном было развлечением советских женщин. Для обычного офицера ГСВГ общение с немцам начиналось с немецких пограничников, (если повезет), в поезде из Союза, и заканчивалось в кассе на жедлезнодорожной станции. Больше частных контактов по необходимости не было.

«Балет телевидения ГДР», 1980-е годы. По материалам Интернета.

Советское командование не поощряло и строго ограничивало любые контакты с населением ГДР. Любые «дружеские», неформальные связи были предметом пристального внимания, а столица - город Берлин был вообще закрыт для свободного вьезда советских людей. Ходили маловероятные слухи, что где-то в глубинке кто-то вообще породнился законным браком с немкой, но это больше смахивало на легенду. Я неоднакратно слышал о мифическом союзе советского офицера с хозяйкой самого настоящего гаштета, однако, я принимал это за красивую сказку людей, мечтавших о халявной выпивке, что в условиях тотальной бедности в ГСВГ звучало особенно заманчиво. Пресловутые ежегодные пьянки под флагом немецко-советской дружбы, известные под названием «фройншафт», были больше формальностью, на которой немцы просто поили русских, хорошо проводя время сами, и отлично списывая выделенные государственные деньги. Было ощущение, что, если бы ГСВГ просуществовало дольше, свободное ограничение передвижения офицеров по территории ГДР стало бы реальностью. Первые робкие движения в политической жизни Восточной Германии в сонном Мерзебурге появились в 1989 году в виде первых политических плакатиков. Ни демонстаций, ни выступлений я так и не увидел в ГДР. Революция, метко прозванная западными критиками «банановой», прошла тихо, мягко и без каких-либо шумных славянских столкновений. Ни в поведении людей, ни в комментариях телевидения ГДР мы не увидели изменений, когда в ноябре 1989 года тихо и достаточно бесславно пала Берлинская стена - символ коммунистического тоталитаризма на Западе и слабый, как оказалось, оплот завоеваний социализма на немецкой земле.

Давид Хасселхофф в 1989 году неожиданно превратился из пляжного спасателя в спасителя немецкой демократии. По материалам Интернета.

В 1989 году общее настроение советских людей в ГСВГ была обида. Просто обида, на то, что благополучно живущие или просто зажравшиеся, немцы выбрали западный путь. Традиционно веря, что социализм хорош для всех, реалистично оценивая успехи ГДР на основе бесплатных ресурсов из СССР, советские люди имели моральное право на обиду. Политическое предательство 40-летней дружбы лидерами страны было неожиданным и довольно подлым, в то время когда СССР еще существовал. Однако, мы все были заложниками социалистической пропаганды, лживой и политически односторонне направленной. Если бы мы имели возможность свободно общаться с немцами, знали бы их настроения и желания, то естественное, морально назревшее гео-политическое обьединение германских земель показалось бы нам успехом здравого смысла, и мы бы тоже с нашей евро-азиатской эмоциональностью радостно скакали бы на Берлинской стене 1989 года под зажигательные песни о свободе американца с немецкими корнями Дэвида Хасселхоффа. Тем более, что он оказался своим в доску парнем, и пьет водку не хуже русского!

В эпоху развитой электроники, Интернета и компьютеров сравнивать уровень жизни стран двадцатипятилетней давности, по крайней мере, некорректно. Человеческая память удобно отбросила негативные впечатления прошлого, и даже наша, скромно говоря, незамысловатая жизнь в СССР издалека кажется многим очень хорошей.
Однако, как живой свидетель, проживший в ГДР три года, я могу засвидетельствовать, что жизнь в Восточной Германии была намного лучше.
Бесплатное европейское образование, превосходная бесплатная медицина, богатые пенсии и полные магазины, гарантированная трудовая занятость и очень даже заметная демократия, (вопреки расхожей западной пропаганде), были нам в Союзе недоступны.
«Витрина социализма» отлично снабжалась и пользовалась всеми благами, предоставленными братскими странами.
Даже ЧССР, столь популярная среди русских сейчас, не дотягивала до уровня демократов-немцев, оставаясь второразрядным государством в Восточной Европе.
Еще чуть-чуть, и ГДР со своим научно-производственным потенциалом стала бы лидером в электронике и компьютерах на зависть всей Западной Европе.
Но, случилось почти непредвиденное - немцев сгубила... жадность.

Как известно, Германию в критическом 1918-ом году от неминуемого социализма спас простой бюргер, который по привычке, как и триста лет назад, сидел в пивной со своей кружкой и сосисками. Легендарному немцу затеи подозрительных марксистов показались сомнительными, и вся страна повернула в другую сторону, следуя своему мелкобуржуазному инстинкту. Через сорок лет из-за упрямства Гитлера социализм снова пришел на немецкую землю, где воцарился еще на 40 лет, однако, сейчас немцы получили от государства рабочих и крестьян гораздо больше. Когда у человека есть все - ему надо больше, и мещанская сущность германцев снова привела их к беде. Сомнительные материальные претензии к власти в 1980-х годах заключались в праве привозить из-за границы подержанные автомобили и иметь свободный выезд из страны. Не дождавшись толком ответа от правительства в 1989 году, немцы осуществили мирную революцию, и, пользуясь беспечностью властей ГДР, практически сделали важнейший шаг к обьединению Германии.

Потеря граждан ГДР была страшной. Эйфория перемен, которой советские люди наслаждались в хаосе 1990-х, продолжалась совсем недолго, и очень скоро они жестоко пожалели о содеянном. Сразу после обьединения страны в бывшей ГДР были отменены бесплатные образование, медицинское обслуживание, сокращены социальные пенсии, закрылись детские сады, и, главное, немцы потеряли работу. В Мерзебурге в середине 2000-х безработица достигла 35%, что означает полный крах. Безработица, бедность, социальное жилье, пособия, криминал и наркомания - стали реальностью вчера еще благополучной страны. В Восточные земли из ФРГ хлынули непринятые иммигранты, турки, арабы, негры в таком количестве, что целые районы восточного Берлина сейчас уже не говорят по-немецки. Доброе наследие ГДР было ошельмовано западногерманской пропагандой, которая продолжает изображать восточных немцев незадачливыми дурачками на маленьком пластиковом «Трабанте». Однако, у людей своя память, и феномен немецкой «остальгии» (от немецкого «ост» - восток), по сохранению всего, что связано с ГДР, говорит сам за себя. Мощное общественное движение обьединило в современной Германии миллионы людей, и по активности, массовости и вложенным средствам не сравниться с жалкими русскими всхлипами по потерянному СССР. Музеи, выставки, коллекции, клубы и шествия, праздники и целые магазины, наполненные старыми гедеэровскими товарами и продуктами, продолжают привлекать людей и их немецкие евро. Немцы упорно обсуждают исторические ошибки «обьединения» на многочисленных конференциях и форумах политической, общественной и религиозной направленности. Кто из нас тогда мог представить, что в 2000-х годах на территории отремонтированной ставки Главкома ЗГВ и штаба Группы войск немцы будут устраивать костюмированные представления под лозунгом «жизнь русского штаба», и надевать на себя советскую военную форму по всем правилам наставлений и устава?!

Парад энтузиастов «Музея ГДР» в военной форме Народной армии ГДР. Пирна, ФРГ, 2000-е годы. По материалам Интернета.

...Существует мнение, что благосостояние страны можно оценить по отношению к старикам, отношению к домашним животным и по состоянию общественных туалетов. Смею утверждать, что по этим своеобразным показателям ГДР была далеко впереди! За три года я не видел ни одного бездомного или голодного животного, а самый мрачный вокзальный туалет страны был чист и пах вполне цивилизованно. По воскресеньям в Мерзебурге, возле ликеро-водочного «окошка» собирались обычные старики-пьянчужки, существующие в любой стране. Когда я видел их белоснежные кружевные рубашки и бежевые, кремпленовые костюмы, выданные социальной службой, их неторопливые беседы в клубах сигаретного дыма и трогательную вежливость в очереди сдавать пустые водочные шкалики, то, я с горечью понимал, что так мы в СССР не будем жить никогда...

Инсценировка быта Восточной Германии в «Музее ГДР». ФРГ, 2000-е годы. По материалам Интернета.

В силу длительной феодальной раздробленности, затянувшейся, как известно, вплоть до середины XIX в., Германия поздно по сравнению с другими западноевропейскими странами вступила на путь промышленного развития. Даже такая промышленная область, как Рурская, в начале XIX в. была еще в основном сельскохозяйственной, со многими ремесленными предприятиями. После революции 1848 г. и особенно после объединения Германии стала бурно развиваться крупная машинная промышленность. Накануне первой мировой войны Германия была уже в числе самых развитых в промышленном отношении стран.

Крупнейшие очаги индустрии сложились в двух основных районах - Руре (области добычи каменного угля), где возникла тяжелая промышленность с преобладанием военной, и в старом промышленном районе - Среднегерманском (Тюрингия, Саксония - области крупных залежей бурого угля), где преобладала текстильная промышленность, текстильное машиностроение, а позднее - химическая промышленность. В остальной Германии промышленные предприятия разных отраслей сосредоточились главным образом в крупных городах (Берлине, Гамбурге, Бремене, Мюнхене и др.). В Германии быстро возрастала роль тяжелой индустрии. Накануне первой мировой войны по темпам ее роста Германия уступала лишь США. Увеличивалась концентрация производства и убыстрялся процесс вытеснения средних и мелких предприятий (особенно в угольной, металлургической, электротехнической, химической промышленности). Несмотря на поражение в первой мировой войне, германские монополии, главным образом с помощью американских капиталовложений, в кратчайший срок восстановили и увеличили свой промышленный потенциал. Уже к концу 20-х годов Германия снова стала теснить на рынках ведущие капиталистические страны. Приход к власти фашизма и проводимая им политика подготовки войны способствовали еще большему росту тяжелой индустрии. В эти годы возник ряд новых крупных предприятий тяжелой индустрии (особенно военно-химической и других отраслей военной промышленности) в стратегически более защищенных районах центральной части Германии и на юге страны. Однако Рейнско- Вестфальский и Верхнерейнско-Майнский промышленные районы продолжали оставаться главными очагами тяжелой индустрии с преобладанием военной и военно-химической промышленности.

Накануне второй мировой войны в промышленности Германии бкло занято почти 11 млн. человек, треть их - на крупных предприятиях. В тяжелой промышленности работало две трети всех промышленных рабочих.

Наиболее развитыми отраслями легкой промышленности были точная механика, текстильная, оптическая, пищевая, лесообрабатывающая (включая бумажную), полиграфическая, кожевенно-обувная. В пищевой, швейной, деревообрабатывающей промышленности, в производстве металлических изделий, игрушек, музыкальных инструментов широко применялся труд ремесленников, работавших в мастерских или на дому.

Самодеятельное население в 1939 г. распределялось по отдельным отраслям хозяйства следующим образом:

Промышленность и ремесло 42,1%

Сельское и лесное хозяйство... . 26,1%

Торговля и транспорт...... 17,5%

Государственная служба и услуги. . 10,4%

Домашние услуги............. 3,9%

Для всего капиталистического периода развития Германии характерен "быстро возрастающий уход населения из деревни в город. Если в 1871 г. сельское население более чем в 1,5 раза превышало городское, то к 1939 г. городское население превышало сельское более чем в два раза. В период между мировыми войнами (особенно после 1933 г.) возросла численность непроизводительных слоев населения (чиновников, военнослужащих и т. д.).

Накануне второй мировой войны Германия в экономическом отношении представляла собой единое целое.

После поражения Германии великие державы приняли решение не нарушать целостности ее экономики, и в первые годы после войны сохранялись экономические связи между отдельными частями страны. Однако в 1948 г. западные оккупационные власти запретили поддерживать какие- либо экономические отношения с восточной частью страны.

Промышленность ГДР

Восточные области Германии, вошедшие в состав ГДР, были слабее развиты в промышленном отношении, чем западные, и сильнее пострадали в период воины. ГДР не имела каменного угля, нефти и железной руды и очень мало производила чугуна, необходимого для имевшихся здесь предприятий металлообрабатывающей промышленности, среднего и точного машиностроения. В связи с этим в ГДР нужно было заново создавать целый ряд отраслей промышленности. Национализация крупных промышленных предприятий позволила перейти к плановому ведению хозяйства. В результате выполнения двухлетнего (1949- 1951 гг.) и пятилетнего (1951-1955 гг.) планов были восстановлены и расширены старые промышленные предприятия (химические комбинаты в Лейне, Биттерфельде, вагоностроительный завод в Бауцене, электротехнические предприятия в Берлине, машиностроительные в Магдебурге, предприятия текстильной промышленности и текстильного машиностроения в округах Карл-Маркс-штадт, Гера и др.). Построены металлургические комбинаты в Эйзенхюттенштадте («Ost») иКальбе («West»), базирующиеся на сырье, привозимом из СССР и других социалистических стран. Расширено производство стали в Бранденбурге. Почти заново создано морское судостроение в Ростоке, Варнемюнде, Висмаре, Штральзунде. В Веймаре развернуто производство комбайнов, в Нордхаузене, Бранденбурге и Шенебеке - тракторов. В Цвиккау и Эйзенахе успешно развивается автомобильная промышленность. Построен ряд теплоэлектростанций, работающих на буром угле (в Эйзенхюттенштадте, Траттендорфе, Фокероде); строятся крупнейшая в Европе теплоэлектростанция в Люббенау и коксохимический комбинат в Лауххаммере. В настоящее время завершается строительство еще более крупного коксохимического комбината в Гойерсверде («Шварце пумпе»), первая очередь которого введена в действие в 1959 г.

Развиваются и другие отрасли химической промышленности. Всемирной известностью пользуется оптико-механический завод «Карл Цейс» в Йене.

Высокого уровня достигла и легкая промышленность, особенно текстильная (в округах Карл-Маркс-штадт и Гера - старых центрах текстильной промышленности). В настоящее время половину перерабатываемого волокна составляет искусственное - вискозное, штапельное, дедеронидр. Хлопок, натуральный шелк, джут, часть льна и шерсти ввозятся из-за границы.

В Лейпциге увеличилась мощность старых предприятий полиграфической промышленности, в Готе - всемирно известного картографического издательства «Юстус Пертео». Значительно развиты деревообработка и производство высококачественного фарфора (Мейссен), хрусталя, музыкальных инструментов, игрушек (Рудные горы).

В пищевой промышленности выделяются сахарная (Магдебург и Галле) и рыбная (Росток и Засниц) отрасли.

В 1962 г. промышленное производство выросло в 3,6 раза по сравнению с производством в этих областях в 1936 г. По промышленному производству ГДР заняла пятое место в Европе и десятое место в мире. По темпам развития ГДР опережает ФРГ. Основную часть продукции (до 90%) дает социалистический сектор хозяйства. За годы своего существования ГДР превратилась в развитое индустриальное государство социалистического типа.

Среди социалистических стран ГДР-одна из самых крупных поставщиков оборудования, которое идет прежде всего в страны Азии и Африки, ставшие на путь самостоятельного развития. Почти половина торговли ГДР (по стоимости) приходится на СССР. Укрепляются и торговые связи ГДР с капиталистическими странами. Однако торговля между ГДР и ФРГ развивается недостаточно и с перебоями по вине правящих кругов ФРГ, запрещающих фирмам вести торговлю с ГДР.

По разработанному семилетнему плану развития хозяйства (1959- 1965 гг.), согласованному с народнохозяйственными планами других социалистических стран, намечено дальнейшее развитие тяжелой промышленности и повышение материального и культурного уровня жизни трудящихся.

За годы существования ГДР благодаря бурному развитию промышленности и механизации сельского хозяйства произошли значительные изменения в распределении населения по отраслям хозяйства. Так, в 1961 г, в промышленности, строительстве и ремесле было занято 47% самодеятельного населения; в сельском, лесном и водном хозяйстве 17,7%; в транспорте, торговле и связи - 18,4%, в то время как в 1939 г. для всей Германии число занятых в промышленности и ремесле составляло 42,1% всего самодеятельного населения, а в областях ГДР этот показатель был ниже, так как они были менее развиты в промышленном отношении. С каждым годом меняется распределение занятого в промышленности населения и по округам, в связи с созданием промышленности в ранее почти чисто сельскохозяйственных районах.

Такого уровня развития экономики удалось достигнуть лишь благодаря героическим усилиям трудящихся ГДР и дружеской помощи Советского Союза и других социалистических стран.

Промышленность ФРГ

Основные запасы полезных ископаемых (каменный уголь, железная руда, нефть и др.) и большая часть предприятий тяжелой индустрии Германии остались в пределах ФРГ. Крупному финансовому и промышленному капиталу, нажившемуся на войне и сохранившему вопреки Потсдамским решениям свои позиции в экономике страны, удалось с помощью американского, а также английского и французского капитала в кратчайший срок восстановить, обновить и расширить производственные мощности. В настоящее время промышленность ФРГ оснащена самым современным оборудованием. Промышленное производство ФРГ уже в 1956 г. составило 213% от уровня промышленного производства этих областей в 1936 г., с сильным преобладанием тяжелой индустрии. По уровню промышленного производства ФРГ вышла в настоящее время на второе место в капиталистическом мире. Весьма успешно вытесняет она с мировых рынков одного из своих главных конкурентов - Англию. Монополии ФРГ играют все большую роль в различных международных союзах монополистов € 1957 г. ФРГ входит в состав «общего рынка», что обеспечивает западно- германским монополистам получение более высоких прибылей.

Иностранные вложения играют наибольшую роль в нефтеперерабатывающей, автомобильной и каменноугольной отраслях промышленности. В то же время с 1952 г. ФРГ сама возобновила экспорт капитала. Значительно возросла мощь крупнейших банковских монополий страны - Немецкого, Дрезденского и Коммерческого банков.

В послевоенный период продолжается концентрация производства в старых промышленных районах (Рейнско-Вестфальском, где сосредоточено более трети всего промышленного производства, и Верхнерейнско-Майнском), в то же время происходит свертывание производства в районах, граничащих с ГДР и Чехословакией.

Главнейшие отрасли тяжелой индустрии ФРГ - машиностроение, дающее около четверти всей промышленной продукции страны, металлургическая, каменноугольная, химическая, электротехническая. Снова развивается военная промышленность (в том числе авиастроение и строительство военных судов). Не будет преувеличением сказать, что с самых своих первых шагов развитие крупной промышленности в Германии до 1945 г. и затем в ФРГ происходит под флагом милитаризма.

Из отраслей легкой промышленности наибольшую роль играет текстильная промышленность (Рейнско-Вестфальский район и южная часть ФРГ), а также швейная, деревообрабатывающая, бумажная, стекольная, фарфоровая, обувная, пищевая.

Конкуренция ввозимых американских товаров, особенно в период действия плана Маршалла, недостаток средств и внимания со стороны правительства к отраслям широкого потребления привели к закрытию многих предприятий легкой промышленности, особенно мелких предприятий и ремесленных мастерских.

Со всеми процессами, протекающими в современной промышленности ФРГ (концентрация производства, увеличение промышленных мощностей в одних районах и недогрузка в других), тесно связаны и изменения в структуре населения. Происходит активное размывание средней прослойки населения и пополнение ею рядов рабочего класса.

Случайные статьи

Вверх