Фантазеры. Николай Носов. Разработка урока Н.Носов "Фантазеры"

Внимание! Перед вами устаревшая версия сайта!
Чтобы перейти на новую версию - щелкните по любой ссылке слева.

Николай Носов

Фантазеры

ишутка и Стасик сидели в саду на скамеечке и разговаривали. Только они разговаривали не просто, как другие ребята, а рассказывали друг другу разные небылицы, будто пошли на спор, кто кого переврет.

Сколько тебе лет? - спрашивает Мишутка.

Девяносто пять. А тебе?

А мне сто сорок. Знаешь, - говорит Мишутка, - раньше я был большой-большой, как дядя Боря, а потом сделался маленький.

А я, - говорит Стасик, - сначала был маленький, а потом вырос большой, а потом снова стал маленький, а теперь опять скоро буду большой.

А я, когда был большой, всю реку мог переплыть, - говорит Мишутка.

У! А я море мог переплыть!

Подумаешь - море! Я океан переплывал!

А я раньше летать умел!

А ну, полети!

Сейчас не могу: разучился.

А я один раз купался в море, - говорит Мишутка, - и на меня напала акула. Я ее бац кулаком, а она меня цап за голову - и откусила.

Нет, правда!

Почему же ты не умер?

А зачем мне умирать? Я выплыл на берег и пошел домой.

Без головы?

Конечно, без головы. Зачем мне голова?

Как же ты шел без головы?

Так и шел. Будто без головы ходить нельзя.

Почему же ты теперь с головой?

Другая выросла.

"Ловко придумал!" - позавидовал Стасик. Ему хотелось соврать получше Мишутки.

Ну, это что! - сказал он. - Вот я раз был в Африке, и меня там крокодил съел.

Вот так соврал! - рассмеялся Мишутка.

Вовсе нет.

Почему же ты теперь живой?

Так он же меня потом выплюнул,

Мишутка задумался. Ему хотелось переврать Стасика. Он думал, думал, наконец говорит:

Один раз я шел по улице. Кругом трамваи, автомобили, грузовики...

Знаю, знаю! - закричал Стасик. - Сейчас расскажешь, как тебя трамвай переехал. Ты уже врал про это.

Ничего подобного. Я не про это.

Вот я иду, никого не трогаю. Вдруг навстречу автобус. Я его не заметил, наступил ногой - рраз! - и раздавил в лепешку.

Ха-ха-ха! Вот это враки!

А вот и не враки!

Как же ты мог раздавить автобус?

Так он же совсем маленький был, игрушечный. Его мальчишка на веревочке тащил.

Ну, это не удивительно, - сказал Стасик. - А я раз на Луну летал.

Эва, куда махнул! - засмеялся Мишутка.

Не веришь? Честное слово!

На чем же ты летал?

На ракете. На чем еще на Луну летают? Будто не знаешь сам!

Что же ты там на Луне видел?

Ну, что... - замялся Стасик. - Что я там видел? Ничего и не видел.

Ха-ха-ха! - рассмеялся Мишутка. - А говорит, на Луну летал!

Конечно, летал.

Почему же ничего не видел?

А темно было. Я ведь ночью летал. Во сне. Сел на ракету и как полечу в космическое пространство. У-у-у! А потом как полечу обратно... Летел, летел, а потом бряк о землю... ну и проснулся...

А-а, - протянул Мишутка. - Так бы сразу и говорил. Я ведь не знал, что ты - во сне.

Тут пришел соседский Игорь и сел рядом на скамеечке. Он слушал, слушал Мишутку и Стасика, потом говорит:

Вот врут-то! И вам не стыдно?

А чего стыдно? Мы же никого не обманываем, - сказал Стасик. - Просто выдумываем, будто сказки рассказываем.

Сказки! - презрительно фыркнул Игорь. - Нашли занятие!

А ты думаешь, легко выдумывать!

Чего проще!

Ну выдумай что-нибудь.

Сейчас... - сказал Игорь. - Пожалуйста.

Мишутка и Стасик обрадовались и приготовились слушать.

Сейчас, - повторил Игорь. - Э-э-э... гм... кхм... э-э-э...

Ну, что ты все "э" да "э"!

Сейчас! Дайте подумать.

Ну, думай, думай!

Э-э-э, - снова сказал Игорь и посмотрел на небо. - Сейчас, сейчас... э-э-э...

Ну, чего же ты не выдумываешь? Говорил - чего проще!

Сейчас... Вот! Один раз я дразнил собаку, а она меня цап за ногу и укусила. Вот даже шрам остался.

Ну и что же ты тут выдумал? - спросил Стасик.

Ничего. Как было, так и рассказал.

А говорил - выдумывать мастер!

Я мастер, да не такой, как вы. Вот вы все врете, да без толку, а я вчера соврал, мне от этого польза.

Какая польза?

А вот. Вчера вечером мама и папа ушли, а мы с Ирой остались дома. Ира легла спать, а я залез в буфет и съел полбанки варенья. Потом думаю: как бы мне не попало. Взял Ирке губы вареньем намазал. Мама пришла: "Кто варенье съел?" Я говорю: "Ира". Мама посмотрела, а у нее все губы в варенье. Сегодня утром ей от мамы досталось, а мне мама еще варенья дала. Вот и польза.

Значит, из-за тебя другому досталось, а ты и рад! - сказал Мишутка.

А тебе что?

Мне ничего. А вот ты этот, как это называется... Брехун! Вот!

Сами вы брехуны!

Уходи! Не желаем с тобой на лавочке сидеть.

Я и сам не стану с вами сидеть.

Игорь встал и ушел. Мишутка и Стасик тоже пошли домой. По дороге им попалась палатка с мороженым. Они остановились, стали рыться в карманах и считать, сколько у них денег. У обоих набралось только на одну порцию мороженого.

Купим порцию и разделим пополам, - предложил Игорь.

Продавщица дала им мороженое на палочке.

Пойдем домой, - говорит Мишутка, - разрежем ножом, чтоб было точно.

На лестнице они встретили Иру. Глаза у нее были заплаканные.

Ты чего ревела? - спрашивает Мишутка.

Меня мама гулять не пускала.

За варенье. А я его и не ела. Это Игорь на меня наговорил. Наверное, сам съел, а на меня свалил.

Конечно, Игорь съел. Он сам нам хвастался. Ты не плачь. Пойдем, я тебе свою полпорцию мороженого дам, - сказал Мишутка.

И я тебе свою полпорцию отдам, вот только попробую разочек и отдам, - пообещал Стасик.

А вы разве не хотите сами?

Не хотим. Мы уже по десять порций съели сегодня, - сказал Стасик.

Давайте лучше это мороженое на троих разделим, - предложила Ира.

Правильно! - сказал Стасик. - А то у тебя заболит горло, если ты одна всю порцию съешь.

Пошли они домой, разделили мороженое на три части.

Вкусная штука! - сказал Мишутка. - Я очень люблю мороженое. Один раз я съел целое ведро мороженого.

Ну, ты выдумываешь все! - засмеялась Ира. - Кто тебе поверит, что ты ведро мороженого съел!

Так оно ведь совсем маленькое было, ведрышко! Такое бумажное, не больше стакана...

Герои — два мальчика, Стасик и Мишутка. Они сидят на скамейке и развлекаются тем, что придумывают разные небылицы. Разгорается настоящее соревнование – кто кого перефантазирует? То они говорят друг другу, что им больше ста лет, то заявляют, что могут переплыть реку, море и даже океан. В своих фантазиях мальчики бьют акулу кулаком по носу, ходят без головы и летают на Луну.

Когда к ребятам присоединяется сосед Игорь, он тоже пытается фантазировать наравне со Стасиком и Мишуткой. Заявив ребятам, что их фантазии не имеют никакого практического смысла, Игорь поставил им в пример свой недавний поступок — он съел банку варенья, а чтобы мама не ругала его, намазал сестренке Ире губы вареньем и свалил вину на нее. Ребята на этот пример ответили, что это не фантазия, а вранье, и что Игорь – не фантазер, а врун. Обидевшись, Игорь ушел. А мальчики отправились покупать мороженое. Но денег у них хватило только на одну порцию. Они пошли домой, чтобы разделить мороженое на две половинки и по дороге встретили Иру, наказанную мамой вместо Игоря. Чтобы утешить девочку, мальчики предложили ей свое мороженое, тут же сочинив историю о том, что они уже съели по десять порций. В итоге, Ира предложила разделить купленное мороженое на троих. Что ребята и сделали. В конце рассказа Мишутка заявил, что однажды он съел целое ведро мороженого, после чего уточнил, что ведерко было маленькое, не больше стакана.

Таково краткое содержание рассказа.

Главный смысл рассказа «Фантазеры» заключен в его названии. Автор наглядно показывает читателю, чем фантазия отличается от вранья и лжи. Фантазия никому не причиняет вреда, а вот ложь Игоря, съевшего варенье, привела к тому, что незаслуженно была наказана его сестра Ира.

Конечно же, лжи и вранью нет места в нашей жизни. А вот весёлые выдумки, фантазии – это хороший вид досуга для маленьких детей. Фантазии развивают у ребят творческое мышление, а также помогают осваивать тонкости родной речи. Как, например, Мишутка использовал игру слов, сказав, что съел ведро мороженого. Формально, он сказал правду, лишь после уточнил, что ведро было размером со стакан.

В рассказе мне понравились оба главных героя, Мишутка и Стасик. Это ребята, которые любят тренировать свой ум различными придумками. Кроме того, они умеют отличить безобидную фантазию от вранья, приносящего людям вред. Ребятам, к тому же, еще свойственно чувство сострадания. Встретив Иру, незаслуженно наказанную вместо Игоря, они без колебаний предлагают ей единственную порцию мороженого.

А вот персонаж Игорь, совравший своей маме и сваливший вину на маленькую сестренку, заслушивает всяческого порицания, поскольку его придумки наносят вред людям.

Какие пословицы подходят к рассказу «Фантазеры»?

Человек с фантазией живет сто жизней сразу.
Ври, ври, да не завирайся.
Во лжи нет добра.

Здравствуй, молодой литературовед! Хорошо, что ты решил читать сказку "Фантазеры" Носов Н. Н. в ней ты найдешь народную мудрость, которой назидаются поколениями. Небольшое количество деталей окружающего мира делает изображающийся мир более насыщенным и правдоподобным. Десятки, сотни лет отделяют нас от времени создания произведения, а проблематика и нравы людей остаются прежними, практически неизменными. Реки, деревья, звери, птицы - все оживает, наполняется живыми красками, помогает героям произведения в благодарность за их добро и ласку. Все окружающее пространство, изображенное яркими зрительными образами, пронизано добротой, дружбой, верностью и неописуемым восторгом. Поразительно то, что сочувствием, состраданием, крепкой дружбой и непоколебимой волей, герою всегда удается разрешить все беды и напасти. Мировоззрение человека формируется постепенно, и такого рода произведения крайне важны и назидательны для наших юных читателей. Сказка "Фантазеры" Носов Н. Н. читать бесплатно онлайн будет весело и деткам и их родителям, малыши будут рады хорошему окончанию, а мамы и папы - рады за малышей!

М ишутка и Стасик сидели в саду на скамеечке и разговаривали. Только они разговаривали не просто, как другие ребята, а рассказывали друг другу разные небылицы, будто пошли на спор, кто кого переврет.
— Сколько тебе лет? — спрашивает Мишутка.
— Девяносто пять. А тебе?
— А мне сто сорок. Знаешь, — говорит Мишутка, — раньше я был большой-большой, как дядя Боря, а потом сделался маленький.
— А я, — говорит Стасик, — сначала был маленький, а потом вырос большой, а потом снова стал маленький, а теперь опять скоро буду большой.
— А я, когда был большой, всю реку мог переплыть, — говорит Мишутка.
— У! А я море мог переплыть!
— Подумаешь — море! Я океан переплывал!
— А я раньше летать умел!
— А ну, полети!
— Сейчас не могу: разучился.
— А я один раз купался в море, — говорит Мишутка, — и на меня напала акула. Я ее бац кулаком, а она меня цап за голову — и откусила.
— Врешь!
— Нет, правда!
— Почему же ты не умер?
— А зачем мне умирать? Я выплыл на берег и пошел домой.
— Без головы?
— Конечно, без головы. Зачем мне голова?
— Как же ты шел без головы?
— Так и шел. Будто без головы ходить нельзя.
— Почему же ты теперь с головой?
— Другая выросла.
"Ловко придумал!" — позавидовал Стасик. Ему хотелось соврать получше Мишутки.
— Ну, это что! — сказал он. — Вот я раз был в Африке, и меня там крокодил съел.
— Вот так соврал! — рассмеялся Мишутка.
— Вовсе нет.
— Почему же ты теперь живой?
— Так он же меня потом выплюнул,
Мишутка задумался. Ему хотелось переврать Стасика. Он думал, думал, наконец говорит:
— Один раз я шел по улице. Кругом трамваи, автомобили, грузовики…
— Знаю, знаю! — закричал Стасик. — Сейчас расскажешь, как тебя трамвай переехал. Ты уже врал про это.
— Ничего подобного. Я не про это.
— Ну ладно. Ври дальше.
— Вот я иду, никого не трогаю. Вдруг навстречу автобус. Я его не заметил, наступил ногой — рраз! — и раздавил в лепешку.
— Ха-ха-ха! Вот это враки!
— А вот и не враки!
— Как же ты мог раздавить автобус?
— Так он же совсем маленький был, игрушечный. Его мальчишка на веревочке тащил.
— Ну, это не удивительно, — сказал Стасик. — А я раз на Луну летал.
— Эва, куда махнул! — засмеялся Мишутка.
— Не веришь? Честное слово!
— На чем же ты летал?
— На ракете. На чем еще на Луну летают? Будто не знаешь сам!
— Что же ты там на Луне видел?
— Ну, что… — замялся Стасик. — Что я там видел? Ничего и не видел.
— Ха-ха-ха! — рассмеялся Мишутка. — А говорит, на Луну летал!
— Конечно, летал.
— Почему же ничего не видел?
— А темно было. Я ведь ночью летал. Во сне. Сел на ракету и как полечу в космическое пространство. У-у-у! А потом как полечу обратно… Летел, летел, а потом бряк о землю… ну и проснулся…
— А-а, — протянул Мишутка. — Так бы сразу и говорил. Я ведь не знал, что ты — во сне.
Тут пришел соседский Игорь и сел рядом на скамеечке. Он слушал, слушал Мишутку и Стасика, потом говорит:
— Вот врут-то! И вам не стыдно?
— А чего стыдно? Мы же никого не обманываем, — сказал Стасик. — Просто выдумываем, будто сказки рассказываем.
— Сказки! — презрительно фыркнул Игорь. — Нашли занятие!
— А ты думаешь, легко выдумывать!
— Чего проще!
— Ну выдумай что-нибудь.
— Сейчас… — сказал Игорь. — Пожалуйста.
Мишутка и Стасик обрадовались и приготовились слушать.
— Сейчас, — повторил Игорь. — Э-э-э… гм… кхм… э-э-э…
— Ну, что ты все "э" да "э"!
— Сейчас! Дайте подумать.
— Ну, думай, думай!
— Э-э-э, — снова сказал Игорь и посмотрел на небо. — Сейчас, сейчас… э-э-э…
— Ну, чего же ты не выдумываешь? Говорил — чего проще!
— Сейчас… Вот! Один раз я дразнил собаку, а она меня цап за ногу и укусила. Вот даже шрам остался.
— Ну и что же ты тут выдумал? — спросил Стасик.
— Ничего. Как было, так и рассказал.
— А говорил — выдумывать мастер!
— Я мастер, да не такой, как вы. Вот вы все врете, да без толку, а я вчера соврал, мне от этого польза.
— Какая польза?
— А вот. Вчера вечером мама и папа ушли, а мы с Ирой остались дома. Ира легла спать, а я залез в буфет и съел полбанки варенья. Потом думаю: как бы мне не попало. Взял Ирке губы вареньем намазал. Мама пришла: "Кто варенье съел?" Я говорю: "Ира". Мама посмотрела, а у нее все губы в варенье. Сегодня утром ей от мамы досталось, а мне мама еще варенья дала. Вот и польза.
— Значит, из-за тебя другому досталось, а ты и рад! — сказал Мишутка.
— А тебе что?
— Мне ничего. А вот ты этот, как это называется… Брехун! Вот!
— Сами вы брехуны!
— Уходи! Не желаем с тобой на лавочке сидеть.
— Я и сам не стану с вами сидеть.
Игорь встал и ушел. Мишутка и Стасик тоже пошли домой. По дороге им попалась палатка с мороженым. Они остановились, стали рыться в карманах и считать, сколько у них денег. У обоих набралось только на одну порцию мороженого.
— Купим порцию и разделим пополам, — предложил Игорь.
Продавщица дала им мороженое на палочке.
— Пойдем домой, — говорит Мишутка, — разрежем ножом, чтоб было точно.
— Пойдем.
На лестнице они встретили Иру. Глаза у нее были заплаканные.
— Ты чего ревела? — спрашивает Мишутка.
— Меня мама гулять не пускала.
— За что?
— За варенье. А я его и не ела. Это Игорь на меня наговорил. Наверное, сам съел, а на меня свалил.
— Конечно, Игорь съел. Он сам нам хвастался. Ты не плачь. Пойдем, я тебе свою полпорцию мороженого дам, — сказал Мишутка.
— И я тебе свою полпорцию отдам, вот только попробую разочек и отдам, — пообещал Стасик.
— А вы разве не хотите сами?
— Не хотим. Мы уже по десять порций съели сегодня, — сказал Стасик.
— Давайте лучше это мороженое на троих разделим, — предложила Ира.
— Правильно! — сказал Стасик. — А то у тебя заболит горло, если ты одна всю порцию съешь.
Пошли они домой, разделили мороженое на три части.
— Вкусная штука! — сказал Мишутка. — Я очень люблю мороженое. Один раз я съел целое ведро мороженого.
— Ну, ты выдумываешь все! — засмеялась Ира. — Кто тебе поверит, что ты ведро мороженого съел!
— Так оно ведь совсем маленькое было, ведрышко! Такое бумажное, не больше стакана…

КГУ «Боровская областная санаторная школа- интернат»

Урок литературного чтения.

Тема:Н.Носов «Фантазеры»

Подготовила:

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

Жданова О.В.

2015-2016 уч. г.

Урок разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Произведение рассчитано на 3 урока.

Тип урока: урок открытия нового знания

Вид урока: проблемный

Основные термины, понятия: фантазия, выдумка, ложь

Цель урока: говорить неправду и фантазировать – это не одно и то же…

Исходя из цели урока, сформулированы следующие задачи:

Общедидактические : формировать умение отыскивать нужную информацию в учебнике

Нравственные: формировать представление о том, что быть наблюдательным, уметь фантазировать, иметь возможность общаться с друзьями – это богатство и ценность.

Развитие речи: выделять части, отыскивать нужное место, определять содержание выраженной эмоции

Формировать навык правильного, осознанного, плавного чтения,

Совершенствовать навыки выразительного чтения

Расширять читательский кругозор

Совершенствовать восприятие, понимание и воспроизведение текста

Развивать читательские и речевые умения, интерес к чтению, память и воображение

Воспитывать умение дружить, честность, ответственность

На данном уроке формируются универсальные учебные действия :

Личностные УУД – формирование нравственных ценностей; проблема понимания разницы между ложью в корыстных целях и творческой фантазией.

Регулятивные УУД – оценка и самооценка процесса и результатов учебной деятельности

Выделять и осознавать то, что усвоено на уроке, и что еще необходимо усвоить.

Познавательные УУД – оценка смысла всего текста по его названию

Поиск и выделение необходимой информации в тексте

Определение главной мысли текста

Коммуникативные УУД – согласованность действий с партнерами

Построение речевых высказываний

Учет разных мнений

Формы работы:

Работа в группах

Виды речевой деятельности:

Чтение вслух, про себя, выборочное чтение, говорение

Урок строится следующим образом:

Оргмомент – эмоционально-психологический настрой на продуктивную работу на уроке.

Актуализация знаний – проверка д/задания, формулируют цель урока, прогнозируют содержание текста, исходя из заголовка. Знакомство с текстом происходит при совместной деятельности учителя и обучающихся. Учитель читает текст вместе с хорошо читающими учениками, дети следят по тексту, читая про себя.

Первичное закрепление – осмысление данного произведения, выделение ключевых действующих лиц. Подвожу учеников к пониманию важной истины: выдумывать так, чтобы было интересно слушать,- трудно, это большое искусство. Смысл обсуждаемой проблемы состоит в том, что выдумка не должна наносить вред окружающим. Дети приходят к выводу, что про себя самого можно сочинять, а про окружающих нет, потому что не знаешь, что покажется им обидным, потому что нас окружают разные люди– ранимые, не уверенные в себе, стесняющиеся, боящиеся выглядеть смешными.

Рефлексия – осмысливание определение уровня знаний полученных на уроке.

Четко разграничивают фантазию и ложь, что и являлось целью данного урока.

Этапы урока

и его цели

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Содержание урока

Планируемые

результаты

I этап

Мотивационный

1 мин

Проверяют готовность к уроку, настраиваются на урок

Организует и настраивает детей на совместную работу

Сценка. Входят 2 ученика. Переодеты в Стасика и Мишутку.

Здороваются на английском и казахском языке с детьми и учителями.

Показывают сценку с 99. (сколько тебе лет?....)

Ребята, а кто это к нам в гости пришел? (Стасик и Мишутка)

А они герои какого произведения?

Кто автор этого произведения?

А что вы знаете о Н.Н.Носове?

Самостоятельная работа в группах

КУУД

согласованность

II этап актуализации знаний

3мин

3мин

Учащиеся выполняют упражнения

Контролирует выполнение упражнений

1.Самостоятельная работа в группах. Слайд 1

1. Выберите только те карочки, где содержаться достоверные сведения об авторе. Используем карточки желтого цвета.

- Что вы узнали об авторе?

2А какие произведения Н.Носова вы знаете?

Выберите только те карточки, на которых написаны названия произведений Носова. Используем карточки голубого цвета.

3. – Ребята о чем произведения Н.Носова?

Учат не бояться, находить выход в любых жизненных ситуациях, учат мечтать, фантазировать

4 Ребята, а что такое фантазия? Это ложь?

А что такое ложь?

5. Какие ассоциации возникают у вас при слове ФАНТАЗИЯ и ЛОЖЬ.?

СОСтавьте КЛАСТЕР по группам.

6 Командиры групп представьте свои проекты.(5 мин)

7. Молодцы.

А что нам рассказали толковый словарь, словарь Ожегова? Вы самостоятельно добывали себе знания- учились работать со словарем. Прочтите информацию.ФАНТАЗИЯ. ЛОЖЬ.

Задание по рядам. Продолжите стихи..

Улетел орел домой,

Солнце скрылось под…(горой)

Доедая с маслом булку,

Братья шли по … (переулку)

Мы делил апельсин,

Много нас, а он…(один)

СЛАЙД

Оформлять свои мысли в устной форме

СЛАЙД

ПУУД

СЛАЙД

НА доске ФАНТАЗИЯ. ЛОЖЬ

III Выявление затруднения: в чем сложность нового материала

2 мин

Высказывают свои предположения. Вспоминают рассказ про Незнайку и как он сочинял стихи

Фантазия-нечто выдуманное

Фантазировать-выдумывать, сочинять

ЦЕЛЬ УРОКА-Ребята,как вы думаете, а какова цель нашего урока?

СФОРМУЛИРУЙТЕ ЦЕЛЬ нашего урока. ЧТО сегодня будем делать?. (ВЫЯВЛЯТЬ ОТЛИЧИЕ ФАНТАЗИИ ОТ НЕПРАВДЫ)

(А кто такие ФАНТАЗЕРЫ?- люди, которые любят фантазировать, мечтать.Выдумывать,никому не принося вреда. Это творческое воображение.

Так они может быть ЛГУНЫ?- Это люди, которые говорят неправду с выгодой для себя.Совершают плохие поступки, которые могут приносить вред)

КУУД

Оформлять свои мысли в устной форме

НА Доске-ЛГУНЫ – Это люди, которые говорят неправду

IV Разработка плана, поиск решения

2 мин

Обсуждают совместно с учителем особенности понятий.

Предлагает обсуждение возникновения понятий

КАК выдумаете, говорить неправду или фантазировать – это одно и то же или нет? (нет) – это цель урока: говорить неправду и фантазировать – это не одно и то же.

-(А КАК вы думаете, зачем мальчики фантазировали?)

Ребята, мы сегодня работаем по плану:

План

1.сами найдем способ доказать свои предположения (Словари нам помогли)

3.выполним задания по карточкам

4.выскажем свое мнение

ИТАК:Мы отправляемся в страну ВООБРАЗИЛИЮ

Страна Вооброзилия- такую мы все знаем.

И с Николаем Носовым там снова побываем.

Неправда и фантазия. Как их нам распознать?

Для этого и будем сегодня мы читать.

Умение ориентироваться в окружающем мире. Используя жизненный опыт и имеющуюся информацию

Физминутка

_Ребята, но мы уже много работали и нам необходимо отдохнуть

ФИЗМИНУТКА НА КАЗАХСКОМ ЯЗЫКЕ

V «Открытие» нового знания

5 мин

Проговаривают ответы (о фантазии, фантазерах)

Включает учащихся в работу

Кто поможет нам в путешествии по стране Вообразилия? (Н.Носов)

Сегодня мы продолжим работу с рассказом Н.Носова

Слайд 3Из букв составьте слово ( «Фантазеры».)

Молдцы, Настоящие Фантазеры.

Давайте подумаем: кто такие фантазеры?

Словарь Ожегова, толковый словарь Слайд 4

Фантазировать- выдумывать что-нибудь

Фантазия – нечто выдуманное

А сейчас мы узнаем, какие фантазеры были в рассказе Н.Носова.

Слайд 5

ПУУД

Уметь правильно определять ответ

VI Первичное закрепление нового знания

10 мин

Чтение детей, ответы на вопросы по тексту

Учитель читает первый абзац рассказа.

Ставит проблему перед детьми

Ответы на вопросы:

Кто главные герои рассказа? (Стасик.Мишутка, Игорь, Ира)

Какая выдумка кажется тебе самой интересной? (Выборочное чтение, ответы детей) ПРОЧИТАЙ!

Расскажите почему?

КУУД

Оформлять свои мысли в устной форме

VII Самостоятельная работа и проверка

10 мин

С помощью учителя уточняют цель

Организует подводящий диалог для осознания понятий врун и фантазер, из разницы

(Чтение по ролям – до слов с.79 «На ракете. На чем еще…»

Что придумывал Миша, а что Стасик? ) Слайд 6

Какой глагол в тексте встретился, для обозначения того, что делали ребята? (ВРАТЬ)

Как называют человека, который врет? (врун)

(ВРУН- это лгун, который говорит неправду с выгодой для себя)

Получали ли мальчики удовольствие от фантазий друг друга?

Встреча с акулой. Что в этой истории правда?

(нападение могло быть в реальной жизни)

Что неправдоподобного? (Мишка ходил без головы)

Что сказал ребятам Игорь?

Что ответили ребята?

Какое слово появилось для обозначения того, что делают мальчики? (обманывать) человек - (обманщик)

Какие слова использует автор? (гм,кхм)

Отрывок о том, как Игорь поступил с Ирой. С.81

Как отнеслись к поступку ребята? А вы как относитесь? (осуждаем).

Автор использует слово БРЕХУН.

Подберите синонимы: обманывает, врет

Что произошло, когда Игорь ушел? (ребята купили мороженое)

Кого встретили мальчики?

Какое настроение было у Иры? (Игорь наговорил на девочку)

ПРОЧИТАЙТЕ, как мальчики утешали Иру. С.82 «Ты не плачь…

А как бы вы посочувствовали девочке?

Удалось ли мальчикам утешить Иру? (Ира засмеялась)

С кем из героев рассказа вы бы хотели подружиться?

РЕБЯТА. А легко придумывать? Прочтите свои рассказы и покажите картинки

РУУД

Уметь определять и формулировать цель с помощью учителя; определять способы исследования

ПУУД

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную в разных источниках

На доске рисунки и сочинения

VIII Включение в систему знаний и умений

5 мин

Выполняют задание на листочках

Организует и контролирует работу детей

Работа в группах

1.Какие из словосочетаний характерны для фантазеров, а какие – для врунов

Хочет обмануть кого-то с выгодой для себя.

Хочет сочинить интересную историю.

2.Поделите слова на 2 группы: Слайд 7

3.

Стихотворение

Сказка

Рассказ

Вывод: фантазеры сочиняют ради собственного удовольствия или для того, чтобы получали удовольствие другие люди.

Домашнее задание. Слайд 8

1 группа –поиграйте в фантазеров

Сочинить фантастическую историю с рисунком

2 группа - Подготовить пересказ рассказа

IX Рефлексия

3 мин

Оценить свою деятельность на уроке

С помощью подводящего диалога детям помогает сделать вывод о главной мысли прочитанного произведения

Подведем итог:

Какую цель мы ставили в начале урока?

(Говорить неправду и фантазировать – это не одно и то же)

Достигли мы этой цели?

Почему рассказ называется «Фантазеры», а не «Вруны» или «Обманщики»?

(Мишутка и Стасик – безобидные выдумщики, Игорь- обманщик)

Чему хотел научить вас Н.Носов своим рассказом? В чем главная мысль? Слайд 9

(с человеком, который умеет фантазировать, всегда интересно.

Фантазии безобидны, они приносят радость и удовольствие.

Но когда человек придумывая, обманывает – это нечестно.

Вы сегодня хорошо работали на уроке,Выполнили план а теперь скажите:

Кто, приехав домой сможет объяснить разницу между обманом и фантазией?

Нарисуйте СИАЙЛИКИ. Спасибо за урок.! Путешествие в страну Вообразилию у нас только начинается!!!

КУУД

Оформлять свои мысли в устной форме

РУУД (самооценка)

Соедини линией

Придумывать ради собственного удовольствия.

Сочиняет истории для того, чтобы получить какую-то пользу.

Какие из словосочетаний характерны для фантазеров, а какие – для врунов.

Соедини линией

Придумывать ради собственного удовольствия.

Хочет обмануть кого-то с выгодой для себя.фантазеры

Хочет сочинить интересную историю.вруны

Сочиняет истории для того, чтобы получить какую-то пользу.

Какие из словосочетаний характерны для фантазеров, а какие – для врунов.

Соедини линией

Придумывать ради собственного удовольствия.

Хочет обмануть кого-то с выгодой для себя.фантазеры

Хочет сочинить интересную историю.вруны

Сочиняет истории для того, чтобы получить какую-то пользу.

Поделите слова на 2 группы:

Фантазировать, обманывать, выдумывать, сочинять, лгать, врать

Поделите слова на 2 группы:

Фантазировать, обманывать, выдумывать, сочинять, лгать, врать

Поделите слова на 2 группы:

Фантазировать, обманывать, выдумывать, сочинять, лгать, врать

К какому жанру можно отнести это произведение?

Стихотворение

Сказка

Рассказ

К какому жанру можно отнести это произведение?

Стихотворение

Сказка

Рассказ

План

1.сами найдем способ

2.сопоставим предположения с учебником

3.выполним

4.выскажи свое мнение

План

1.сами найдем способ

2.сопоставим предположения с учебником

3.выполним

4.выскажи свое мнение

План

1.сами найдем способ

2.сопоставим предположения с учебником

3.выполним

4.выскажи свое мнение

План

1.сами найдем способ

2.сопоставим предположения с учебником

3.выполним

4.выскажи свое мнение

План

1.сами найдем способ

2.сопоставим предположения с учебником

3.выполним

4.выскажи свое мнение

План

1.сами найдем способ

2.сопоставим предположения с учебником

3.выполним

4.выскажи свое мнение

План

1.сами найдем способ

2.сопоставим предположения с учебником

3.выполним

4.выскажи свое мнение

План

1.сами найдем способ

2.сопоставим предположения с учебником

3.выполним

4.выскажи свое мнение

План

1.сами найдем способ

2.сопоставим предположения с учебником

3.выполним

4.выскажи свое мнение

План

1.сами найдем способ

2.сопоставим предположения с учебником

3.выполним

4.выскажи свое мнение

План

1.сами найдем способ

2.сопоставим предположения с учебником

3.выполним

4.выскажи свое мнение

План

1.сами найдем способ

2.сопоставим предположения с учебником

3.выполним

4.выскажи свое мнение

План

1.сами найдем способ

2.сопоставим предположения с учебником

3.выполним

4.выскажи свое мнение

План

1.сами найдем способ

2.сопоставим предположения с учебником

3.выполним

4.выскажи свое мнение

План

1.сами найдем способ

2.сопоставим предположения с учебником

3.выполним

4.выскажи свое мнение

План

1.сами найдем способ

2.сопоставим предположения с учебником

3.выполним

4.выскажи свое мнение

План

1.сами найдем способ

2.сопоставим предположения с учебником

3.выполним

4.выскажи свое мнение

План

1.сами найдем способ

2.сопоставим предположения с учебником

3.выполним

4.выскажи свое мнение

План

1.сами найдем способ

2.сопоставим предположения с учебником

3.выполним

4.выскажи свое мнение

План

1.сами найдем способ

2.сопоставим предположения с учебником

3.выполним

4.выскажи свое мнение

План

1.сами найдем способ

2.сопоставим предположения с учебником

3.выполним

4.выскажи свое мнение

План

1.сами найдем способ

2.сопоставим предположения с учебником

3.выполним

4.выскажи свое мнение

Биография писателя.

Николай Николаевич Носов родился в 1908 году в городе Киеве в семье артиста.

Учился писатель в гимназии.

Семья была бедная и писателю пришлось работать с 14 лет землекопом, продавцом газет.

По окончанию школы поступил в Московский институт кинематографии.

После окончания института стал работать режиссером в студии « Союзкино»

Большинство своих рассказов Носов писал для своего подрастающего сына Петра.

Огромную популярность среди читателей завоевали рассказы Николая Носова «Мишкина каша», «Живая шляпа», «Огородники», «Витя Малеев в школе и дома» и другие.

Николай Николаевич Носов прожил долгую и интересную жизнь. Был награжден Сталинской премией.

Умер в 1976 году. Похоронен в городе Москве.

« Телефон»

« Приключения Незнайки и его друзей»

«Живая шляпа»

«Автомобиль»

« Мишкина каша»

« Рыцарь Вася»

«Ресси-неуловимый друг»

« Сказка про Носорога»

« Король дроздобород»

« Детство Темы»

План работы.

    Самостоятельно найдем способ доказать свои предположения (словарь Ожегова).

    Сопоставим предположения с учебником

    Выполним задания по карточкам

    Выскажем свое мнение.

Словарь Ожегова

Фантазеры- люди, которые любят фантазировать, мечтать.

Фантазировать- выдумывать что-нибудь несуществующее.

Фантазия- нечто выдуманное.

Врун или лгун- это человек который говорит неправду в своих корыстных целях.

Задание № 1

Фантазеры.

Придумывать ради собственного удовольствия.

Хочет сочинить интересную историю,чтобы порадовать друзей.

Вруны.

Хочет обмануть кого-то с выгодой для себя.

Сочиняет истории для того, чтобы получить какую-то пользу.

Задание № 2

Поделите слова на 2 группы

Фантазировать Обманывать

ВыдумыватьЛгать

Сочинять Врать

Задание № 3

Рассказ

Наговор, клевета- порочащая кого-либо ложь.

« Клевета- что уголь: не обожжет, так замарает»

План – конспект урока литературного чтения во 2 «В» классе

на тему: «Николай Носов «Фантазеры»

Петровой Светланы Юрьевны, студентки 4 курса ППФ ЧГПУ им. И. Я. Яковлева

УМК «Перспективная начальная школа», Н.А Чуракова 1 часть

Тема урока: «Николай Носов «Фантазеры»

Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний

Цель: познакомить с произведением Н.Носова «Фантазеры»

Задачи: - научить проводить грань между выдумкой и ложью;

Развивать грамотную речь, мышление, умение правильно выражать свои мысли;

Воспитывать честность, правдивость, интерес к литературным произведениям.

Форма организации учебного процесса: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: - Учебник Чуракова Н. А. «Русский язык» 2 класс, часть 1; презентация « Николай Носов «Фантазеры»

Планируемые метапредметные результаты:

Познавательные УУД :

П реобразовывание информации из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты;

Озвучивание выводов в результате совместной работы класса и учителя;

На хождение ответов на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Коммуникативные УУД:

Р азвитие умений слушать и понимать речь других;

Выразительное чтение и пересказ текста ;

О формление своих мыслей в устной и письменной форме;

Умение работать в паре и в группах.

Регулятивные УУД:

- определение и формулирование цели деятельности на уроке с помощью учителя;

Научиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

- учиться работать по предложенному учителем плану.

Личностные УУД:

Р азвиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции;

О цениваем поступки в соответствии с определённой ситуацией;

- ф ормируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

ХОД УРОКА

Ι. Организационный момент

- Доброе утро, ребята! Садитесь. Давайте проверим вашу готовность к уроку:

Руки? – На месте!

Ноги? – На месте!

Локти? – У края!

Спинка? – Прямая.

Проверяют готовность рабочего места. Приветствуют учителя, гостей. настраиваются на работу

ІІ.Актуализация знаний

Отгадайте загадку, к кому мы отправимся в гости?

Он не знает ничего.

Все вы знаете его.

Мне ответьте без утайки

Как зовут его ….. (Незнайка)

Маша и Миша отправились в гости к Незнайке. И мы тоже отправимся в гости к нему. Вспомните, в первом классе вы прочитали рассказ про Незнайку.

Незнайка сочинял стихи.

Получились ли стихи у Незнайки? Давайте вспомним.

Знайка шёл гулять на речку,

Перепрыгнул через овечку.

Торопыжка был голодный,

Проглатил утюг холодный.

- Незнайка сочинял стихи про своих друзей. Они обиделись и сказали, что он всякую неправду сочиняет.

Почему можно фантазировать про себя самого и нельзя - про своих друзей?

Рассмотрите иллюстрацию на стр. 65. Кого вы видите? Маша и Миша в Солнечном городе, в гостях у Незнайки.

Давайте хором прочитаем правило Летучей мыши.

А теперь прочитаем текст под картинкой.

Чему учила Мальвина Незнайку?

Книгу какого автора предложила Мальвина?

Давайте с вами поближе познакомимся с этим автором.

Николай Николаевич Носов родился в 1908 году в городе Киеве. В школьные годы он увлекался музыкой, театром, шахматами, электротехникой, фотографией. После окончания института Николай Носов работал режиссёром, снимал мультфильмы.

Николай Носов не сразу стал писателем. Первые рассказы сочинял для своего сына. Носов писал для детей и о детях. В своих рассказах очень просто, доступно сообщает что-нибудь интересное и полезное, легко, с юмором рассказывает о человеческих достоинствах и недостатках.

Отгадывают загадку, предлагают варианты .

Нет, не получались.

Потому что никогда не знаешь, что покажется обидным окружающим тебя людям

Маша, Миша и Незнайка.

Дети хором читают: Говорить неправду и фантазировать – это не одно и то же...

Читает один из учеников.

Учила тому, что обманывать и фантазировать – это не одно и то же.

Н.Носова.

Смотрят презентацию

III . Постановка проблемы. Определение темы урока.

Я –небесный верхолаз, я по небу лазаю

А потом оттуда – раз, опускаюсь на землю.

Ты не веришь? Ну и что ж…

Все равно это не ложь, а моя фантазия.

Вы догадались, о чем мы будем говорить на уроке?

Правильно, о фантазии. Что же такое «фантазия»? Фантазия – нечто надуманное, неправдоподобное, несбыточное.

Образуйте от слова фантазия однокоренной глагол. Фантазировать – выдумать что-нибудь неправдоподопное, невозможное, ненужное.

А как зовут тех, кто любит фантазировать?

Правильно, «фантазёры».

Тема нашего сегодняшнего урока …

Проговаривают ответы (о фантазии, выдумке, воображении)

Дети предлагают свои ответы.

Фантазировать.

Фантазёры.

Читают с презентации

«Николай Носов «Фантазёры».

IV . Знакомство с новым материалом.

Прежде чем познакомиться с рассказом Николая Носова, давайте проговорим скороговорку, чтобы сделать речь выразительной и внятной.

У Сени и Сани в сетях сом с усами

Молодцы. А теперь открываем учебники на страницу 66.

Ребят, как вы думаете, почему рассказ называется «Фантазеры»?

Чтобы убедиться в достоверности ваших ответов, вы должны внимательно слушать и следить за моим чтением.

Учительница читает рассказ.

Как звали главных героев?

Что они делали?

Что значит «Небылица»?

Какой ещё глагол в тексте вам встретился, для обозначения того, что делали ребята?

Как называют человека, который врёт?

Кто же такой врун?

В толковом словаре С. Ожегова понятие «Врун» определяется как – лжец, человек, который лжёт, склонен ко лжи.

Почему рассказ называется «Фантазёры», а не «Вруны»?

Чем отличается врун от фантазёра?

Получали ли мальчики удовольствие от фантазий друг друга?

Какая выдумка кажется тебе самой интересной?

Какие Мишутка и Стасик?

Давайте рассмотрим иллюстрации к рассказу. Что вы видите на картинке, которая находится на странице 68?

А на странице 69?

Повторяют.

Открывают.

- Потому что главные герои любили фантазировать, выдумывать разные небылицы.

Готовятся к слушанию.

Внимательно следят.

Мишутка и Стасик.

Фантазировали. Выдумывали разные истории.

Выдуманная история.

Врать.

Врун.

Высказывание детей.

Мальчики придумывали ради собственного удовольствия, они никому не делали плохо.

Да. Они смеялись друг над другом.

Предлагают свои варианты.

Веселые, жизнерадостные, смышленые.

Работают с иллюстрацией.

V.Физкультминутка.

На доске рисунок с изображением Незнайки.

Встал Незнайка, потянулся,

Раз - нагнулся, два – нагнулся.

Три –присел, посидел. Встал.

Руки в стороны развел

И тихонько сел за стол.

Ребята повторяют движения.

VI. Первичное закрепление знаний.

- Кто пришел к ребятам?

- Что сказал ребятам Игорь? Прочитайте.

Что ответили ребята?

Какое новое слово появилось для обозначения того, что делают мальчики?

Что значит обманывать?

Как называют человека, который обманывает?

- Игорь считает, что ребята врут, а они считают, что выдумывают. С кем вы согласны?

Почему Стасик и Миша обрадовались, когда Игорь решил сочинить историю?

Как Игорь придумывал? Прочитайте.

Зачем автор использует такие слова, как гм , кхм ?

Смог ли Игорь сочинить интересную историю? Почему?

Как ребята отнеслись к поступку Игоря?

Как вы относитесь к поступку мальчика?

Почему ребята не захотели сидеть с Игорем?

А что бы сделали вы?

Как вы понимаете значение слова «брехун»?

Часто ли мы используем в речи это слово? Каким синонимом его можно заменить?

Зачем используется такое грубое слово?

С кем бы вы хотели дружить? И почему?

Следят за чтением учителя.

Игорь.

- «Вот врут-то и вам не стыдно?»

- «А чего стыдно? Мы же никого не обманываем, - сказал Стасик. – Просто выдумываем, будто сказки рассказываем»

Обманывать.

Это значит говорить неправду.

Обманщик.

Ответы детей

- «Сейчас…»

Показывает, что Игорю трудно придумывать.

Нет, он рассказал то, что на самом деле было. Потому что сочинять интересную историю нелегко.

Дети следят.

Им не понравилось. Они сказали ему «Уходи! Не желаем с тобой на лавочке сидеть»

Отвечают на вопрос.

Потому что он обманул. Из-за него досталось другому, а он рад.

Врун, болтун.

- Не часто. Врун, обманщик.

- Чтобы показать, что неправильно сделал Игорь, подставив сестренку.

Отвечают на вопрос.

VII . Включение в систему знаний и повторение.

Работа в парах.

Ученики получают карточки с заданием:

Какие предложения характерны для фантазёров , а какие - для врунов.

Придумывать ради собственного удовольствия;

Хочет обмануть кого-то с выгодой для себя;

Хочет сочинить интересную историю;

Обманывает, чтобы получить какую-то пользу;

Придумывает для того, чтобы другие получали удовольствие .

Молодцы, вы справились с заданием.

Вывод: фантазёры сочиняют ради собственного удовольствия или для того, чтобы получали удовольствие другие люди.

Выполняют задание на листочках.

Проверяют. Если согласны, хлопают в ладоши.

.

VIII . Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

- Ребята. обманывать и выдумывать – это одно и тоже?

Чему хотел научить вас Н.Носов своим рассказом? В чём главная мысль?

(С человеком который умеет фантазировать, всегда интересно. Фантазии безобидны, они приносят радость и удовольствие, дарят хорошее настроение. Но когда человек, сочиняя и придумывая, обманывает и пользуется слабостью других – это нечестно и вызывает осуждение.)

- Ребята, что вы нового узнали сегодня на уроке?

Предлагают варианты ответов.

IX . Домашнее задание.

Стр. 72-74. Выразительное чтение.

Открывают дневники. Записывают Домашнее задание.

Что произошло, когда Игорь ушёл?

Кого встретили мальчики?

Какое настроение было у Иры? Какие слова помогли вам это понять?

Почему плакала Ира?

Как ребята утешали Иру? Прочитайте.

Как вы считаете, в эпизоде «Не хотим. Мы уже по десять порций съели сегодня» Стасик врёт или фантазирует?

Зачем он это делает?

А как бы вы посочувствовали девочке?

Давайте сделаем вывод, чем врун отличается от фантазёра.

Как вы считаете, удалось ли Мише и Стасику утешить Иру? Какие слова в тексте подтверждают это?

С кем из ребят вы хотели бы дружить? И почему?

Ребята купили мороженое.

Иру.

Плохое. «Меня мама не пускала гулять»

Игорь наговорил на Иру, оклеветал, свалил на неё вину.

Они угостили её мороженым.

- Фантазирует.

Чтобы утешить девочку.

Ответы детей.

Врун – это лгун, который говорит неправду с выгодой для себя. Фантазёр – выдумщик, который получает удовольствие от самого процесса сочинения.

- Да. «Засмеялась Ира»

Отвечают на вопрос.

Случайные статьи

Вверх