Чем промыть систему охлаждения двигателя камаз. Как и чем промыть систему охлаждения автомобиля

Для чего нужна система охлаждения в автомобиле? В первую очередь, это поддержка активного рабочего состояния двигателя на длительный период. Антифриз должен обязательно меняться, так как от этого зависит работоспособность машины. Рекомендуется делать это каждые 3 года (это приравнивается почти 50 тысячам км езды). Если полностью сменять жидкость не нужно, можно просто долить ее сверху. Охлаждающая жидкость может прийти в негодность, а за ней придет в неисправность мотор. важно выполнять промывку системы, которую несложно выполнить своими силами в гараже.

Для чего нужно промывать систему

Охладительная система состоит из множества комплектующих, которые должны взаимодействовать между собой правильно – цель антифриза своевременно поступить в участки, которые разгорячены больше всего во время рабочего процесса. Наиболее уязвимый элемент – шланга, при неправильной эксплуатации которой можно получить обрыв или засорение. Дело в том, что во время езды под капот может попадать большое количество мусора, насекомых и прочего.

Основная часть может попадать в систему охлаждения, производит нагар, слой накипи, который способен попасть в шланги и привести к поломке. Система барахлит или ломается окончательно. Чтобы избежать проблем, желательно просто проводить очистку на регулярной основе.

Типы загрязнений

Избежать засорения невозможно, так как оно происходит во время эксплуатации. Из – за постоянного попадания посторонних веществ внутрь, антифриз плохо остывает, практически не циркулирует и медленно нагревается. Проблема может быть в таких веществах:

  • образование накипи происходит от нечистой, не дистиллированной воды, которая применяется вместо охладителя;
  • проблему могут создавать герметичные масла, смазки, песок, моторное масло, грязь;
  • еще один пункт – старение раствора – с течением времени может выпадать осадок.

Особенности промывки

Есть два вида очистки: внешняя и внутренняя. Первая включает промывку поверхностей системы радиатора, от всего мусора, который собрался за период эксплуатации – насекомые, пыль, грязь. Один раз в году важно делать промывку изнутри: желательно не в зимний период. На автомобилях с автоматической коробкой передач часто можно встретить значок на панели приборов – специальная лампочка, на которой нарисован радиатор. Если она загорается, это верный знак о понижении уровня антифриза, редко – что пора сменить рабочую жидкость. Рассмотрим основные «симптомы», которые указывают на необходимость замены:

  • двигатель часто перегревается;
  • помпа работает неслаженно, есть проблемы;
  • замедленна инерционность, сигналы реостата замедленны;
  • поднимается температура от датчика;
  • печка плохо греет или слишком интенсивно работает;
  • повышенные обороты работы вентиляционной системы.

Если двигатель слишком интенсивно и часто перегревается, это свидетельствует о необходимости приобрести новый антифриз.

Процесс промывки системы охлаждения

Алгоритм действий достаточно прост:

  • мотор необходимо предварительно разогреть, потом выключить, прождать немного, почти до полного охлаждения;
  • аккуратно отвинчивается крышка, из двигателя выкачивается использованный антифриз, но исключительно на холодном моторе – чтобы не получить серьезные ожоги и не разбрызгать жидкость под сильным напором;
  • в бачок заливается новая смесь. Нередко, некоторые необходимо дополнительно разбавлять водой (обязательно дистиллированной). Если вы применяете специальные средства, приобретенные в магазине – следуйте инструкции на упаковке;
  • когда процесс заливки завершен, нужно оставить мотор заведенным на некоторое время, чтобы посмотреть на «реакцию» авто;
  • после того, как процесс завершен, промывка сливается и внутрь емкости для охлаждающей жидкости заливается дистиллированная чистая вода, которая вымывает остатки средства для мойки. Важно: если потребуется повторить процесс – не пренебрегайте этим, так как нужно полностью удалить моющее;
  • новый антифриз стоит влить уже после всех проведенных процессов. Рекомендуется отдать предпочтение тем средствам, которые были использованы до очистки.

Применение лимонной кислоты

Лимонная кислота – известное во всем мире средство, позволяющее победить ржавчину, нагар, накипь. Ее также активно применяют для очищения системы охлаждения. Кислоту растворяют в большом объеме воды, а раствор, который получился, вливают в емкость системы охлаждения. Если система очень загрязнена, нужно подбирать пропорции таким образом: 1 кг лимонки на 10 л воды. Если загрязнений не очень много и налет не толстый, пропорции можно сократить – взять на 200 грамм меньше активного компонента. После того, как раствор будет залит, мотора нужно работать в активном режиме – в идеале, проехать несколько километров.

Кислота является отличным средством для такой специфической работы, она рекомендует себя не хуже, чем профессиональные дорогостоящие средства. После пробега на средних оборотах, специалисты рекомендуют оставить еще на час залитую жидкость, для полного растворения загрязнений. Добавлять новый антифриз нужно аккуратно, после того, как полностью удалятся остатки лимонного раствора. Убрать раствор можно длительным промыванием несколько раз чистой водой.

Кока – кола – альтернатива дорогому средству


Состав газированной воды позволяет использовать ее в целях очищения поверхностей от загрязнений, накипи. Автомобилисты широко применяют напиток для промывки охлаждающей системы. Хорошо справляется именно оригинальная марка напитка – аналоги могут давать прямо противоположную реакцию, в лучшем случае, будут просто бесполезны. В чем состоят особенности работы:

  • минимальное количество времени, которое должен работать двигатель с залитой колой – 5 минут, далее двигатель должен быть отключен и оставлен на полчаса для откисания;
  • чтобы на поверхности не оставалось следов сахара, который полностью не растворяется, необходимо выполнить тщательное промывание системы и труб.

Когда системы будет очищена, нужно залить новый антифриз и дать мотору поработать с открытой радиаторной крышкой, чтобы выпустить оставшиеся пузыри воздуха. Дальше, рекомендуется отключить мотор и добавить антифриз до отведенной линии.

Другие компоненты, которые малоэффективны

Существуют и другие возможные варианты жидкостей для домашнего «гаражного» использования:

  • кислота уксусная. Простое и доступное для каждого средство, которое отлично справляется с всевозможной накипью, ржавчиной. Рекомендуемые пропорции: 250 гр уксуса смешать с 5 литрами очищенной, дистиллированной воды. Процесс аналогичен работе с лимонкой – полностью слить старый антифриз, смешать раствор, нагреть до рабочей оптимальной температуры. Работа мотора – не меньше 1 часа, далее все сливается с емкости и тщательно промывается. Заполняем новым антифризом и готово;
  • кислота борная – народное эффективное средство от ржавчины. Пропорции, при среднем загрязнении: упаковки по 5 грамм в количестве 10 штук на 5 литров дистиллированной воды. Всего получается 50 грамм средства в сухом виде. Сливаем старый раствор, вливаем борную кислоту, выполняем прогревание и пусть двигатель работает на холостом ходу около 1 часа. Сливаем, наполняем магазинным средством;
  • малоизвестный «Трилон Б», который отлично справляется с ржавчиной и окислениями. Он часто применяется в аккумуляторе, очищает сульфаты и свинец. Можно приобрести его в специальных банках, вместительностью по 250 грамм. Используется два распространенных метода работы: банку разбавляем на 5 литров дистиллированной воды, заливают внутрь радиатора и пропускают на холостом полчаса. Дальше, по стандарту, сливают и тщательно промывают, добавляют новое охлаждающее. Второй метод: разбавить им старый тосол, дать поработать те же полчаса, вылить и вымыть от остатков;
  • привычная бытовая «белизна» широко применяется автовладельцами. Однако, есть подводные камни: состав имеет неприятный пункт – гипохлорид натрия, который «кушает» алюминий, а это основной составляющий компонент аккумулятора. Если при этом характерна высокая температура, процедура происходит ее быстрее;
  • бытовое средство «крот» для очистки сливных труб. Используются его аналоги. Но специалисты против применения этого порошка – в его состав входит каустик (сода), активно разъедающая материал, с которого изготовлены составляющие – алюминий;
  • сыворотка молока – неплохой метод, который однако, сложно найти. Стоимость так же не радует, а если сделать ее самостоятельно, можно испортить процесс – если плохо процедить молоко, оно забьет систему;
  • «Калгон» и другие неплохо справится с налетом, но никак не поможет против окисления и ржавчины;
  • «Фейри» — пищевой жир, пыль он уберет, но накипь и ту же ржавчину – нет. Кроме того, это средство характеризуется большим количеством пены, которая очень сложно вымывается потом.

Классификация профессиональных средств

Рассмотрим основные виды, которые помогут водителю разобраться и определится с выбором:

  • для профилактики, нейтральные, которые могут быть использованы для предотвращения загрязнений, характеризуются полным отсутствием агрессивных составляющих. При серьезных проблемах они бессильны;
  • содержащие щелочь справляются с налетами извести, отложениями органического характера;
  • содержащие кислоту способны активно бороться со всеми видами загрязнений, окисью, отложениями солей, органическими и неорганическими отложениями;
  • щелочно – кислотные считаются самыми эффективными и быстродействующими. Прекрасно помогают в борьбе со ржавчиной.

Современный выбор профессиональных средств и «домашних» альтернатив достаточно широк, поэтому выбрать необходимый компонент не составит труда. Если у владельца авто нет возможности купить дорогостоящее средство, всегда можно воспользоваться советом по изготовлению молочной кислоты или подручных материалов. Важно серьезно подойти к выбору – некоторые компоненты агрессивны, поэтому могут негативно повлиять на дальнейшую эксплуатацию машины и ее запчастей.

И я хочу предложить новую интересную тему для обсуждения на страницах моего блога. Различные твердые и мягкие частицы накапливаются в трубопроводах, которые предназначены для транспортировки рабочих жидкостей в двигателе автомобиля. Со временем они мешают нормальной циркуляции и даже приводят к разрушению деталей и потере эксплуатационных свойств. Чем промыть систему охлаждения двигателя - спрашивает один из постоянных читателей блога. Я изучил информацию и решил предложить несколько решений на эту тему.

Многие из отечественных автолюбителей пренебрегают промывкой и совершенно напрасно. Процедура не относится к трудоемким и ее вполне можно выполнить в гараже собственными силами. Владельцы автомобилей ВАЗ много лет делают это самостоятельно, как, впрочем, и другие виды ремонтных работ. Все рекомендации вполне справедливы и выполнимы и для обладателей импортных транспортных средств.

Радиатор и трубопроводы засоряются в процессе эксплуатации. В них откладываются продукты разложения , всевозможные масляные и жировые отложения, частицы ржавчины и другая различная накипь. Вследствие этого работоспособность радиатора и всей системы охлаждения снижается. Лучше вовремя провести промывку, и дальше я расскажу, как это сделать.

Неисправности радиатора могут послужить причиной дорогостоящего ремонта, а то и замены комплектующих. Существует достаточно много способов, которые помогут избавиться от ржавчины и других видов налета и загрязнения. Процедуру промывки с одновременной заменой антифриза рекомендуется делать хотя бы раз в пару сезонов. Окончательная периодичность зависит от условий эксплуатации конкретного транспортного средства.

Традиционные подручные средства для промывания

Лимонная кислота относится к числу наиболее популярных средств для очистки. Важно правильно приготовить ее раствор, и в таком случае он не причинит вреда резиновым комплектующим системы и заодно хорошенько ее промоет. Для этого возьмем 100 граммов кислотного лимонного порошка и разведем его литром теплой воды.

Чтобы не навредить системе, оптимально делать промывку за несколько этапов. Это позволит избежать откалывания массивных кусков накипи. При отсутствии кислоты можно заменить ее молочной продукцией - сывороткой. Считается, что подобное средство еще более щадяще к деталям охлаждающей системы, которые изготовлены не из металла.

Еще один вид чистящих препаратов можно встретить в холодильнике практически любой семьи. Это любимый многими напиток «кока кола». Благодаря наличию в нем ортофосфорной кислоты можно удалить практически любую накипь. Однако известно, что эта кислота способна повредить мягкие резиновые комплектующие.

Кроме того, в составе напитка есть сахар, засоряющий систему. Вот почему после промывки колой нужно пропустить через систему дистиллированную воду, помогающую растворить и вывести сахар. Еще один совет - перед использованием колы, из бутылки нужно выпустить газ. Расширение такого газа на работающем моторе может привести к нежелательным последствиям.

Каустическая сода хорошо размягчает накипь, осевшую на стенках трубопроводов и внутри радиатора. Однако она требует тщательного соблюдения пропорций, и злоупотреблять этим порошком нежелательно. Берем 5% раствор такой соды и растворяем 50–60 граммов в литре подогретой воды. Желательно, чтобы двигатель поработал в течение нескольких часов. После этого содовый раствор из системы удаляется.

Применение профессиональной автокосметики и ее разновидности

Кроме традиционных бытовых приемов для очистки радиатора, существуют профессиональные чистящие средства. Они отличаются различным составом и концентрацией, но их можно найти на полках любого автомагазина.

Можно ли избавиться с их помощью от налета и отложений? Конечно да, но каждое из них может иметь в основе различные активные вещества:

  • кислотные средства агрессивны к резиновым и пластиковым деталям. Они хорошо растворяют неорганическую накипь и позволяют быстро избавиться от масла, если оно попало в систему при пробивании прокладки ГБЦ;
  • препараты щелочного типа эффективно борются с органическими отложениями. Их не нужно разводить, т.к. они продаются в консистенции, пригодной для использования;
  • кислотно-щелочные содержат в себе разные активные вещества. Заливают их в систему последовательно и после прогрева мотора они успешно почистят охлаждающую систему.

Некоторые автолюбители предпочитают сэкономить и промывают радиатор с трубопроводами водой. Несмотря на доступность, лучше не делать этого в домашних условиях. Дело в том, что в воде содержатся соли, которые осядут на стенках. Из-за появившейся накипи придется чистить охлаждающую систему повторно. В крайнем случае, можно пользоваться для данной процедуры водой, но только дистиллированной.

Системы смазки и охлаждения являются важнейшими компонентами, напрямую влияющими на работоспособность двигателя. В исправном автомобиле, контуры, по которым циркулируют масло и антифриз, герметичны друг относительно друга и жидкости никак не должны взаимодействовать,а тем более смешиваться.

Если вдруг в расширительном бачке обнаруживается наличие масла, то необходимо срочно провести диагностику и выявитьпричину случившегося. Как правило смазка может попасть в контур системы охлаждения из двух неисправностей:

  • Нарушение герметичности между головкой и блоком цилиндров из-за ослабления болтов крепления, нарушения целостности прокладки между ними, изменения плоскости головки или микротрещин в блоке цилиндров. Как правило, указанные неисправности возникают из-за перегрева двигателя.
  • На дизелях - из-за нарушения герметичности в масляном охладителе.

В любом случае, при обнаружении признаков присутствия масла в охлаждающей жидкости, необходима грамотная диагностика автомобиля и ремонт. После того, как причина смешивания жидкостей найдена и устранена, надо удалить остатки масла из системы охлаждения.

Дело в том, агрессивная среда с повышенной кислотностью, возникающая при смешении антифриза и масла, будет ускоренно разъедать пластиковые и резиновые детали (патрубки, прокладки, сальники),а также способствовать образованию очагов коррозии и её развитию на металлических деталях. Также масло может собраться в сгустки и закупорить каналы в рубашке охлаждения блока цилиндров.

Просто слить загрязненную охлаждающую жидкость и залить новую, будет неэффективно, остатки масла могут остаться на внутренних поверхностях и вновь смешаться с антифризом. Что бы избежать возникновения таких проблем, охлаждающую систему двигателя необходимо промыть. Это можно сделать специальными химическими средствами в автосервисе или самостоятельно, или прибегнув к народным способам.

Очистка системы с помощью специальной автохимии

На Российском рынке представлены несколько эффективных чистящих средств которые можно использовать для промывки системы охлаждения от остатков масла:

  • ABRO AB-505 -удаляет известковую накипь, ржавчину и масляные отложения. Объем 354 мл, заливается в охлаждающую систему, заполненную водой. После нагрева двигателя до рабочей температуры, необходимо дать ему поработать в холостую, в течении получаса. Затем, заглушить двигатель. Дальше промывать систему надо на заведенном двигателе, при открытом сливном кране, постоянно заливая воду в радиатор или в расширительный бачок, до тех пор, пока сливаемая жидкость не станет прозрачной.
  • LIQUI MOLYKuhlerreiniger -эффективное средство, содержащее энзимы и ПАВы, предназначенное для растворения и удаления накипи и загрязнений(в том числе густую смазку) из системы охлаждения и нейтрализует кислоту. В составе отсутствуют агрессивные щелочи и кислоты, поэтому его можно рекомендовано применять при каждой замене. Оно нейтрально к резине, металлу и пластику. Для очистки необходимо залить жидкость в систему (одна баночка на 10 литров антифриза). Затем прогреть двигатель и дать ему поработать на холостом ходу 10 - 30 минут. Залитую жидкость допускается оставлять в системе на период до трех часов, причем иво время использования машины. После слива старого антифриза, систему надо промыть проточной водой и можно заливать новый.
  • LAVR- набор для двухэтапной, полной промывки. Специально разработан для работы с очень сложными загрязнениями и состоит из двух флаконов:
    1. Очиститель ржавчины и накипи (первый этап)-заливается в пустую систему, а затем она заполняется чистой, желательно дистиллированной водой, до минимального уровня. Затем необходимо прогреть двигатель и оставить его работать на полчаса.
    2. Очиститель масляно-эмульсионных отложений и различных остатков разложения старой охлаждающей жидкости (второй этап). После слива первого раствора, в систему заливается жидкость из второго флакона, и система вновь заполняется водой до минимальной отметки. Машину заводят, прогревают и оставляют работать на полчаса вхолостую. Затем раствор сливается, система снова заполняется чистой водой, двигатель прогревается и его оставляют работать на 15 минут. Последнюю процедуру следует повторять до тех пор, пока из системы не начнет сливаться чистая вода и после этого можно заполнять систему антифризом.

Если произошло небольшое загрязнение антифриза масляными продуктами, то могут подойти и другие промывочные жидкости LAVR - классическая (Classic), для коммерческого транспорта (Fortrucks) и синтетическая (Syntetic) которые также предназначены для удаления следов масла.

Помимо перечисленных промывок, можно подобрать аналоги и других производителей - Bizol,Pingo, CRC. Все они эффективно растворяют различные загрязнения и не наносят ущерба деталям и компонентам,входящим в систему охлаждения.

Промывка системы охлаждения двигателя народными способами

Существуют экзотические и менее цивилизованные способы промывки, придуманные народными умельцами, когда специальная автохимия не была настолько доступна.

Вместо загрязненного антифриза, в систему заливается сыворотка, немного выше минимального уровня в расширительном бачке (может израсходоваться до 10 литров). По времени, сколько держать в двигателе сыворотку единого мнения нет. Кто-то ездит с залитой сывороткой 200-300 километров, затем её сливают. Кто-то советует залить её, прогреть двигатель и оставить его работать вхолостую на период от 5 минут до одного часа.

Если слитая жидкость будет очень грязная и с масляными сгустками, то процедуру промывки сывороткой можно повторить одним из вышеуказанных способов. После промывки, необходимо пролить систему проточной водой, залить чистую воду, в очередной раз прогреть двигатель и дать ему поработать около 5 минут. Если сливаемая жидкость чистая, то можно заливать новый антифриз.

Газированные напитки

Кола, Спрайт и Фанта содержат ортофосфорную кислоту, способную растворять практически все что угодно. Смешивание производят в следующей пропорции - половина объема воды или антифриза и оставшаяся часть - напиток. Двигатель прогревают и дают поработать пять-шесть минут. Затем глушат мотор, и оставляют на полчаса отстаиваться.

После слива газировки, необходимо произвести длительное промывание системы водой, чтобы смыть оставшийся сахар.

Лимонная кислота

Для очистки, лимонную кислоту необходимо растворить в воде из расчета 1 кг порошка на 10 литров жидкости. При малом загрязнении количество кислоты можно уменьшить до 500 гр.

С залитым раствором, со средними оборотами двигатель должен проработать 15-20 минут, а затем дать ему отстояться примерно 45 минут. После слива, также необходимо хорошо промыть проточной водой систему.

Различные бытовые моющие средства для посуды очень хорошо отмывают жир и масло с любых поверхностей. Для промывки системы охлаждения их тоже используют. В систему добавляют полфлакона какого ни будь средства, при сильном загрязнении можно залить и полный полулитровый флакон.

Жидкость необходимо растворить в воде и залить в охлаждающую систему. Машину прогреть и оставить работать на 15 минут. Если сливаемая жидкость содержит большое количество масла, можно повторить процедуру несколько раз. Как вариант, с таким залитым раствором можно поездить на машине пару дней или по пробегу примерно 100 км.

Когда из системы начнет сливаться чистая вода (без видимых примесей масла), то надо промыть систему проточной водой и можно заливать свежий антифриз. Бытовые моющие средства обладают повышенным пенообразованием, поэтому при прогреве машины с залитым раствором необходимо контролировать расширительный бачок и заливную горловину радиатора.

Какой способ очистки выбрать

Если выбирать чем промыть систему охлаждения от оставшегося масла, то эффективней, выгоднее и безопаснее всегобудет использование промывочных жидкостей. Они специально разработаны для очистки и не содержат вещества агрессивные к деталям двигателя и системы охлаждения. Соответственно они не могут навредить деталям.По стоимости, купить промывку зачастую выходит дешевле чем народные средства. Перечисленные специальные препараты находятся в ценовом диапазоне от 200 до 600 рублей.

Очистка народными средствами не гарантирует хороший результат. В интернете на форумах можно найти много обсуждений как кому-то помогли народные способы, а кому-то нет. Их использование может не только не помочь, а и навредить. Например,ортофосфорная кислота, содержащаяся в газированных напитках может разъедать патрубки и сальники.

Вывод

При промывании двигателя,заполнять систему охлаждения, так же, как и слив жидкостей, необходимо производить при остывшем двигателе, для того что бы исключить возможность повреждения двигателя от перепада температур и получения ожога при попадании на кожу.

Большинство производителей рекомендуют проводить замену охлаждающей жидкости и осуществлять промывку системы не реже, чем раз в два года. Если не сделать это вовремя, мотор начинает перегреваться, что ведет к возникновению неисправностей, а в некоторых случаях даже к выходу из строя силового агрегата.

Чтобы таких проблем не возникло, необходимо своевременно выявить возникновение загрязнения охлаждающей системы.

Когда необходима промывка узлов?

Прежде чем подбирать средство для промывки радиатора системы охлаждения двигателя, необходимо определиться, нужна ли процедура вообще. Как уже было сказано выше, очистка проводится не реже, чем раз в два года. Но, иногда, необходимость в промывке возникает несколько чаще. Признаками этого будут служить следующие симптомы:

  1. Двигатель постоянно перегревается;
  2. Помпа работает плохо;
  3. Вентилятор охлаждения двигателя работает на повышенных оборотах;
  4. Возникают проблемы с работой печки.
  5. При сильном загрязнении возможно закипание охлаждающей жидкости

Если проявляются данные признаки, необходимо слить охлаждающую жидкость. Следы ржавчины, темный цвет, пятна жира - вот признаки того, что необходимо срочно промыть систему охлаждения двигателя. В данной ситуации потребуется использование кислотных (щелочных) растворов или специализированных средств.

В случае, если жидкость имеет светлый оттенок без признаков серьезных загрязнений - промывку можно не проводить, либо ограничиться использованием кипяченой или дистиллированной воды.

Забит радиатор охлаждения двигателя: чем промыть

Когда необходимость очистки установлена, нужно выбрать средство, которым будет промываться система. Вот несколько наиболее популярных вариантов.

Промывка системы охлаждения водой

Пожалуй, самая доступная и недорогая жидкость для промывки системы охлаждения двигателя - это обычная вода. Разумеется, она должна быть очищенной (лучше использовать дистиллированную воду, или, если ее нет, прокипятить обычную в течение 20 минут).

Перед промывкой необходимо подготовить автомобиль. Делается это так:

  1. Автомобиль ставится на ровную поверхность и оставляется на некоторое время (необходимо дать мотору остыть);
  2. Капот открывается и фиксируется;
  3. Под радиатором ставится емкость для слива жидкости;
  4. Сливные пробки выворачиваются, а антифриз сливается из двигателя и из радиатора.

Непосредственно очистка узлов достаточно проста. Сначала промывочная жидкость для системы охлаждения двигателя заливается в радиатор. Далее мотор запускается (он должен работать на протяжении 15-20 минут). Теперь можно слить воду. Если она окажется мутной и грязной - необходимо повторить промывку (возможно, потребуется сделать это несколько раз).

Кислоты для промывки системы охлаждения

Рассказывая про средства для промывки системы охлаждения двигателя, нельзя не упомянуть о различных кислотных составах. Пожалуй, это один из лучших вариантов очистки. Существует целый ряд кислот, которые можно использовать в автомобиле:

Лимонная кислота

Как известно, лимонная кислота является отличным растворителем. Если необходимо очистить систему охлаждения - достаточно разбавить вещество водой и залить смесь в авто.

Важно! Раствор для промывки должен иметь слабую кислотность. Большинство автомобилистов растворяют лимонную кислоту в воде из расчета 1:50.

Наиболее эффективно данный раствор работает при температуре 60-90°C. Поэтому после заливки двигатель запускают и прогревают. Спустя некоторое время работы, жидкость сливается. После этого осуществляется промывка водой (аналогично описанной выше).

Смешав 5 литров воды и 1 килограмм 36% молочной кислоты, можно получить еще один эффективный очиститель системы охлаждения двигателя. Перед заливкой в машину, раствор прогревают до 30-40°C. После прогрева мотора до рабочей температуры, смесь сливают, а систему охлаждения промывают водой.

В качестве молочной кислоты можно использовать молочную сыворотку. Она отлично подходит для очистки систем отечественных автомобилей (для лучшей очистки можно поездить на машине несколько часов), а вот с иномарками следует быть более осторожным, хотя многие владельцы уже испытали такой способ и никаких нареканий он не вызвал.

Соляная кислота

Если встает вопрос о том, чем эффективно промыть систему охлаждения двигателя - ничто не сравнится с соляной кислотой. В то же время, при всей своей эффективности, она может быть крайне опасна для работоспособности двигателя. Используемый раствор должен содержать не более 2% данного вещества.

После очистки промывочная смесь сливается. Далее, как и в предыдущих случаях, заливается вода. При заключительной промывке в воду можно добавить присадку, которая создаст защитную пленку.

Кока-кола

Пожалуй, один из самых необычных растворителей, чем промыть систему охлаждения двигателя от накипи можно довольно эффективно - это кока-кола. Все потому, что в состав напитка входит ортофосфорная кислота.

Важно! Концентрация углекислоты в кока-коле очень высока, поэтому перед использованием из жидкости необходимо удалить газы. Также, в ней очень много сахара, который сам может засорить систему. Чтобы этого избежать, можно провести повторную очистку содой.

Щелочные растворы

Чем лучше промыть систему охлаждения двигателя, как не щелочным раствором? В качестве такого очистителя можно использовать соду (пищевую или каустическую).

Если после слития в антифризе присутствуют маслянистые или жирные пятна - для чистки системы охлаждения лучше всего подойдет сода. Промывка осуществляется также как и в предыдущих случаях: раствор заливается вместо ОЖ, а автомобиль запускается на несколько минут. Далее осуществляется промывка дистиллированной водой.

Если выбор пал на каустическую соду - необходимо обратить внимание на несколько важных моментов. Смесь делается из расчета 1:20 (сода растворяется в дистиллированной воде). При этом средство не рекомендуется использовать для чистки алюминиевых деталей. В идеале, перед тем, как использовать очиститель системы охлаждения, радиатор следует снять.

Специализированный промывочный состав

Многие автомобилисты считают, что лучшая промывка системы охлаждения двигателя - это специализированные средства. С этим действительно можно согласиться. При сильном загрязнении охлаждающей системы, многие растворы-заменители вряд ли смогут провести полноценную очистку всех узлов (особенно в том случае, если требуется очистка подержанного авто). В такой ситуации лучше использовать заводские промывочные жидкости.

Стоимость раствора обычно не превышает 100 рублей. Жидкость продается в концентрированной форме, поэтому ее необходимо разводить водой (пропорции при этом указывает сам производитель). Таким образом, одной упаковки хватает сразу на несколько процедур. Процесс очистки не отличается особой сложностью, поэтому промывку можно провести самостоятельно.

Специализированные средства не имеют в составе агрессивных веществ, способных отрицательно сказаться на работоспособности деталей автомобиля. Кроме того, после использования раствора не требуется повторная промывка системы охлаждения.

Все покупные промывочные жидкости можно разделить на несколько типов:

  1. Кислотные;
  2. Щелочные или солевые;
  3. Нейтральные (отрицательное влияние на системы автомобиля минимально);
  4. Двухкомпонентные (промывка осуществляется в два этапа).

Как и в случае с растворами самостоятельного приготовления, каждый тип жидкости больше подходит для устранения определенного типа загрязнения. Многие смеси просто заливаются в бачок, после чего автомобилисту не нужно думать об очистке на протяжении 1000-2000 километров.

Решетка радиатора - своеобразный грязеприемник: всё, что проходит сквозь нее, оседает на радиаторе. А радиаторов в автомобиле может быть несколько - у охладителя наддувочного воздуха (интеркулер), гидроусилителя рулевого управления, конденсатора кондиционера. Радиатор системы охлаждения двигателя всегда устанавливают последним по направлению потока воздуха, значит он хуже всех обдувается набегающим потоком воздуха. И часто именно из-за него затевают водные процедуры. Ведь прочие теплообменники при загрязнении лишь частично теряют эффективность, а система охлаждения двигателя больше напоминает тумблер с двумя позициями: «нормально работает» и «караул, кипим!».

Радиатор двигателя загрязняется не только снаружи, в его бачках часто скапливаются частицы ржавчины и окалины, а также продукты окисления алюминиевых деталей. И если вы задумались о промывке радиатора снаружи, имеет смысл совместить ее с заменой охлаждающей жидкости. Сроки замены жидкости у всех автомобилей разные, но, поверьте опыту, при пробеге 80–90 тысяч километров обновить ее не помешает.

Рассмотрим способы очистки радиаторов. Действовать будем, как завещали отцы диале­ктики, от простого к сложному.

Проще простого

Проще всего с - у них один радиатор. Промыть его можно самостоятельно, причем даже не снимая с машины. Например, из шланга на даче. Или заехав на мойку. Напор воды не должен быть мощным, чтобы не погнулись тонкие теплоотводящие пластины. Если это произойдет, радиатор практически перестанет пропускать через себя воздух и, соответственно, не сможет эффективно охлаждать жидкость.

Перед водными процедурами желательно установить за радиатором экран из полиэтиленовой пленки: он преградит путь воде и грязи, летящим на приводной ремень, генератор и свечи. При этом важно не залить и электродвигатель вентилятора. Ему не страшны брызги, но не следует направлять прямо на него струю под давлением.

В компании

Если радиатор охлаждения двигателя установлен в пакете с другими радиаторами, его промывка без демонтажа вряд ли даст желаемый результат. Дело в том, что струя после мойки первого теплообменника неизбежно теряет силу - и эффективной очистки второго радиатора не получится. В этом случае можно попробовать промыть радиаторы с разных сторон: конденсатор - с наружной, а радиатор системы охлаждения - с внутренней. Но по опыту знаю, что между двумя теплообменниками порой остается что-то вроде войлочного одеяла из тополиного пуха и прочих «материалов». Иногда удается отделаться малой кровью, демонтировав решетку радиатора (на тех автомобилях, где она снимается отдельно от бампера). Это даст возможность промыть теплообменники без . А потом, наклонив радиатор охлаждения двигателя и отсоединив его верхние крепления, очистить пространство между радиаторами.

Самый сложный, но и наиболее эффективный способ очистить радиатор двигателя - полностью его демонтировать. Для этого придется отсоединить и снять электровентилятор в сборе с кожухом, а также разъединить теплообменники двигателя и кондиционера. С конденсатором кондиционера сложнее: после демонтажа придется вновь заправлять систему хладагентом. Поэтому конденсатор стараются просто отводить в сторону и промывать, обходясь без разгерметизации системы кондиционирования. При этом снятый радиатор двигателя рекомендую почистить не только снаружи, но и внутри. Для стопроцентного успеха нужно слить охлаждающую жидкость из системы и промыть чистой водой все контуры охлаждения. Это повысит эффективность работы отопителя, поскольку и в его теплообменнике скапливается грязь.

Для разных машин методика извлечения радиатора системы охлаждения разная. В большинстве случаев необходимо снять передний бампер и решетку радиатора, а также демонтировать снизу защиту двигателя или пластиковые брызговики. У некоторых автомобилей под бампером располагается балка-усилитель, которая приварена к передним концам лонжеронов, что осложняет доступ к радиаторам. У других ее можно демонтировать, отвернув всего несколько болтов, что облегчает доступ к теплообменникам.

Если не решаетесь промывать радиатор своими силами, можно доверить эту работу профессионалам. При этом официалы будут действовать по полной программе - со снятием радиатора, но и сумму запросят немалую. Например, владельцу среднеразмерного кроссовера в Москве придется заплатить около 12 тысяч рублей .

Неофициальные сервисы, специализирующиеся на автомобилях одной марки, обычно оценивают свои услуги несколько ниже. Еще доступнее предложения гаражных мастеров, но и качество зачастую соответствующее. Помыть на автомойке снятый радиатор обойдется в 100–300 рублей .

Случайные статьи

Вверх